Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К изучению модуля




Россия в XX – начале XXI вв.

Модуль IV

1. Россия в 1917 – начале 20-х гг.

2. СССР в 20–30-е гг. XX в. Формирование плановой модели советской экономики.

3. СССР в годы Второй мировой войны.

4. СССР: от сверхдержавы к краху (1945–1991).

5. Становление новой России (90-е гг. XX в. – начало XXI в.).

Краткое содержание и методические рекомендации

Февральская революция 1917 г., покончив с монархией в России, не дала ответов на большинство животрепещущих вопросов того времени. Более того, обстановка раскрепощения общественной жизни и всплеска политической и гражданской активности сопровождалась деструктивными процессами, дальнейшей дестабилизацией государственности и порядка. В полной мере это проявилось в феномене двоевластия. Существование в стране двух параллельных властных структур делало политическую систему весьма шаткой. Временное правительство, дав народам России основные гражданские и политические свободы, не разрешило проблем в экономике и не прекратило войну. Студентам необходимо уяснить, кто пришел к власти в стране в результате Февральской революции. Какие главные политические силы определили выбор пути развития России после февраля 1917 г.? В чем сущность «двоевластия»? Каковы причины кризисов Временного правительства весной-летом 1917 г.? Важно проследить, как менялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г., чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах. Сформулируйте причины прихода большевиков к власти в стране в октябре 1917 г. Подумайте, была ли альтернатива Октябрьской революции. Аргументируйте свои выводы.

Победа Октябрьского вооруженного восстания привела к коренным преобразованиям в обществе. С октября по март 1918 г. большевики провели ряд глубоких преобразований, они создали принципиально новую политическую систему. Охарактеризуйте ее.

В годы Гражданской войны советская власть вела вооруженную борьбу с контрреволюцией по всей стране. Силам внутренней контрреволюции помогали иностранные интервенты. Эти события заставили большевиков изменить свою политику. Советская власть стала проводить политику «военного коммунизма», Она включала в себя тотальную национализацию средств производства, централизацию управления, введение принудительного труда и уравнительного распределения, осуществление продразверстки в стране, безраздельную политическую диктатуру большевистской партии. Политика «военного коммунизма» стала важнейшим инструментом власти большевиков по мобилизации сил и средств на разгром политической и военной оппозиции в условиях Гражданской войны. И в то же время вызвала политический кризис и недовольство народа. Подумайте, почему, несмотря на недовольство политикой продразверстки, крестьянство все же встало на сторону советской власти. В чем вы видите причины победы большевиков в Гражданской войне? Какое влияние оказала война на экономическое, социальное, демографическое, политическое развитие России?

По мере завершения основных сражений на фронтах Гражданской войны актуальными становились проблемы восстановления разрушенного хозяйства и выхода из кризиса, разработки модели экономики, концепции политической власти и т.д. В.И. Ленин решился на либерализацию экономики, что нашло отражение в новой экономической политике (НЭП), которая была провозглашена в марте 1921 г. Эта политика представляла собой комплекс мер экономического, социального и политического характера. Студенту необходимо охарактеризовать основные составляющие этой политики в промышленности, сельском хозяйстве, социально-политической жизни. Это позволит увидеть многообразие и стратегическую направленность новой экономической политики, ее итоги.

Нэповская общественная модель таила в себе немало противоречий. Главное из них состояло в несовместимости многоукладной экономической системы, базировавшейся на плюрализме форм собственности, и авторитарного политического режима большевиков. Эти и другие противоречия в короткий срок существования нэповской модели привели к трем серьезным кризисам. Студенту необходимо разобраться в причинах свертывания НЭПа на рубеже 20–30-х гг.

В конце 20-х – 30-е гг. в Советском Союзе проводилась социально-экономическая модернизация. Это было время первых пятилеток, годы сложных и противоречивых процессов с неоднозначными последствиями. С одной стороны, многие хозяйственные проекты 30-х гг. отвечали долгосрочным интересам страны (развитие тяжелой индустрии, создание новых отраслей промышленности, хозяйственное освоение восточных регионов, укрепление обороноспособности). С другой стороны, радикальная перестройка производительных сил и производственных отношений привела к созданию в СССР нерыночной модели экономики. Выясните, в чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР. Каковы были основные источники ее финансирования? Дайте ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток. Рассматривая вопрос о развитии сельского хозяйства в конце 1920-х – начале 1930-х гг., обратите внимание на тесную связь коллективизации с индустриализацией. В чем это проявилось? Каковы были цели коллективизации? Когда она была в основном завершена? На каких принципах и методах была основана политика по отношению к деревне? Как воспринимали крестьяне коллективизацию? Далее проанализируйте, каковы были важнейшие результаты первых пятилеток. Какой ценой были достигнуты успехи сталинской модернизации? Как они сказались на благосостоянии народа?

В 30-е гг. в СССР утверждается тоталитарный режим в форме административно-командной системы. Подумайте, как складывался механизм командно-административной системы в СССР. Назовите основные этапы его формирования. Покажите роль идеологии, партийного аппарата и репрессивных органов в становлении и укреплении тоталитарного строя. Каковы были цели и масштаб репрессий в 30-е гг.? Почему стал возможен режим личной власти Сталина? Был ли он неизбежен? Что представляла собой социальная база этого режима?

Важным этапом в отечественной истории XX в. стало участие СССР во Второй мировой войне. Проанализируйте ситуацию в мире, сложившуюся в 30-е гг., назовите причины Второй мировой войны. С каких событий началась эта война? Далее следует проанализировать основные направления внешней политики СССР в конце 30-х гг. Какие главные проблемы пыталось решить советское руководство, осуществляя внешнюю политику? Почему практически ни одно предложение СССР по предотвращению войны не оказалась реализованной? Кто несет ответственность за срыв системы коллективной безопасности? Особое внимание обратите на содержание и значение для СССР пакта «Риббентропа – Молотова» (23 августа 1939 г.). Какие последствия имело подписание этого договора?

На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны германская армия обрушилась своей мощью на советскую землю. В смертельной схватке сошлись две крупнейшие к тому времени военные силы. Началась Великая Отечественная война советского народа с фашистской Германией, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

Историки выделяют три периода Великой Отечественной войны:

1. Начальный период войны (июнь 1941 г. – 19 ноября 1942 г.). Он включает нападение Германии на Советский Союз, мероприятия советской власти по мобилизации сил и средств страны на отражение фашистской агрессии, основные военные сражения, в т.ч. битву за Москву, неудачи в летних сражениях 1942 г. и подготовку контрнаступления советских войск под Сталинградом.

2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.) При изучении этого периода необходимо ответить на вопрос: что означал коренной перелом на фронтах, в тылу, на международной арене?

3. Заключительный период Великой Отечественной войны (начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.). Начинается с прорыва блокады Ленинграда в январе 1944 г. Необходимо показать процесс освобождения территории СССР от оккупации, военные операции в Европе, взятие Берлина. Особое внимание необходимо уделить сотрудничеству с союзниками (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции, открытие второго фронта).

Таким образом, советский народ ценою гигантских потерь нанес поражение фашистской Германии и ее союзникам. Победа в Великой Отечественной войне имела всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили свою страну от фашистского порабощения, оказали помощь народам Европы и Азии в освобождении от фашизма. СССР потерял в этой войне не менее 27 млн человек.

2 сентября 1945 г. капитулировала Япония. Вторая мировая война окончилась. Победа во Второй мировой войне – это общая заслуга более 50 государств и народов, вступивших в борьбу против фашистских Германии, Италии и милитаристской Японии. Советский Союз внес решающий вклад в победу в этой войне.

Определите, какие проблемы стояли перед советской страной при переходе к мирному строительству. С чем связывал свои надежды советский народ, вышедший из войны победителем? Оправдались ли эти надежды? Покажите, как изменилась система управления обществом после войны. В чем проявился возврат к периоду 30-х гг.? Как восстанавливался контроль над умами? Какие факты свидетельствовали об усилении сталинского диктата в области науки и культуры? Каковы причины и последствия репрессий конца 40-х – начала 50-х гг.? Подумайте, возможен ли был альтернативный вариант развития СССР после войны.

СССР вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30 % национального богатства. Социально-экономическое развитие страны в послевоенный период носило сложный характер. Используя рычаги централизованного планирования, СССР удалось в сравнительно короткий срок восстановить народное хозяйство, мобилизовав для этого все природные и людские ресурсы. Внимательно проанализируйте состояние советской экономики после войны. Какие приоритеты экономического развития были определены в четвертом пятилетнем плане (1946–1950 гг.)? В чем проявился трудовой героизм советских людей всех союзных республик в ходе восстановления разрушенного войной народного хозяйства?

Значительные попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы были предприняты Н.С. Хрущевым в 1953–1964 гг. Важной вехой в развитии этого процесса стал XX съезд КПСС (1956 г.). Подумайте, чем можно объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны? В чем суть и ограниченность критики Хрущевым культа личности Сталина? Что было сделано для ликвидации последствий сталинизма? Кем и почему были определены жесткие рамки критики Сталина? Далее раскройте сущность экономических реформ Н.С. Хрущева. Проанализируйте его политику в аграрном секторе экономики, в сфере промышленности, управления народным хозяйством. Какие изменения произошли в социальной сфере? Каковы, на ваш взгляд, достижения и просчеты Хрущева-реформатора? Почему попытки частичной либерализации системы потерпели крах?

Международные отношения в послевоенный период в значительной степени определялись противостоянием СССР и США, выразившимся в проведении политики «холодной войны», стремлении двух сверхдержав расширить и упрочить свое влияние в мире. СССР выступал как лидер мировой системы социализма. Раскройте содержание понятий «холодная война», «железный занавес». Охарактеризуйте систему международных отношений, сложившуюся после Второй мировой войны. Назовите функции Организации Объединенных Наций (ООН). Какие еще международные организации были созданы в послевоенные годы? Каковы их задачи? Какое влияние на мировые судьбы в целом оказало изобретение атомного и водородного оружия? В чем проявилось нарастание противостояния между Западом и СССР? Назовите причины «холодной войны», дайте ее периодизацию.

60-е – середина 80-х гг. XX в. были временем сложного и противоречивого развития. Это был период, когда во главе государства находился Л.И. Брежнев. В течение двух десятилетий СССР прошел сложный исторический путь: от свертывания либеральных начинаний периода «оттепели» и стабилизации до неуклонного скатывания в состояние экономической стагнации, массовой коррупции управленческих кадров, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики.

Во внешней политике у брежневского руководства было два больших достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки» начала 70-х гг. Однако внешняя политика СССР носила противоречивый характер: шаги по укреплению мира перечеркивались действиями, подрывавшими международный авторитет СССР (чехословацкие события 1968 г., вторжение СССР в Афганистан в 1979 г.). Таким образом, двойственность внутренней и внешней политики СССР выразилась в борьбе двух противоположных тенденций – консервативной и прогрессивной, что в конечном счете привело к кризису административно-командной системы, оказавшейся неспособной обеспечить эффективное решение новых задач, вставших перед страной в эпоху ускорения научно-технической революции. Особое внимание следует обратить на социально-экономическое развитие страны. Важно проанализировать экономическую реформу 1965 г. Каким образом реформы отразились на социально-экономическом развитии СССР? В середине 70-х гг. экономика страны вступила в кризисную фазу. Необходимо выявить причины этого явления.

Таким образом, за несколько послевоенных десятилетий СССР прошел путь от сталинской системы, через хрущевскую «оттепель» и относительную стабилизацию первых лет брежневского руководства к состоянию «застоя» и глубокого кризиса, ставшего очевидным к середине 80-х гг. Определите, в чем конкретно проявился системный кризис советского общества к середине 80-х годов. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое положение, сложившееся в СССР к середине 80-х гг.

С апреля 1985 г. СССР вступил в новый период своего развития – эпоху «перестройки». Она стала попыткой реформирования политической системы и политической власти при сохранении прежнего политического строя. Первые мероприятия экономической перестройки отразились в так называемой «концепции ускорения». В 1987 г. перестройка, ускорение и «новое политическое мышление» были провозглашены в качестве руководящей доктрины. Вызвав колоссальный всплеск общественных настроений, перестройка дала толчок неуправляемым деструктивным тенденциям. Нарастание противоречий тяжело сказалось на всех сторонах жизни страны и общества. Финалом таких тенденций стал распад СССР, последовавший после драматических событий конца лета – осени 1991 г. В декабре 1991 г. были подписаны так называемые «беловежские» соглашения, в результате которых с карты мира исчезло крупнейшее государство – Союз Советских Социалистических Республик. Каковы, на ваш взгляд, основные причины распада СССР? Какую роль в судьбе Союза сыграли события августа 1991 г.? Как вы полагаете, был ли распад СССР неизбежен?

В результате распада СССР образовались независимые государства. Преемницей СССР стала Российская Федерация. С 1992 г. в России начинаются глубокие преобразования. Наиболее трудным делом для российского руководства во главе с первым Президентом Б.Н. Ельциным было решение экономических проблем. Курс на создание рыночной экономики и первые результаты реформ оказались противоречивыми. Острая политическая борьба, межнациональные конфликты негативно влияли на экономическую ситуацию. Доля участия нашей страны в мировой экономике резко снизилась, возрос внешний государственный долг России. Упал жизненный уровень россиян. Непродуманная технология приватизации породила олигархию, вызвала всплеск коррупции, рост преступности и т.д. Дайте характеристику социальным и экономическим реформам, проводившимся в 90-е гг. XX в., покажите их результаты.

Прежний Президент России В.В. Путин (2000–2008 гг.) и избранный в 2008 г. Президент России Д.А. Медведев проводят политику, направленную на укрепление государства, отстаивают национальные интересы России на международной арене, руководствуясь долговременными перспективами восстановления былой мощи и авторитета нашей страны на основе возрождения российского патриотизма и государственности. Особое внимание уделяется проблемам укрепления СНГ. Наметились и другие обнадеживающие тенденции во всех сферах жизни общества. Российская Федерация вошла в десятку ведущих государств мира. Укрепить и усилить эти процессы – вот та задача, которую предстоит решить всему российскому обществу. Это станет возможным при условии, что будут усвоены противоречивые уроки собственного и мирового исторического развития в последнем веке второго тысячелетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.