КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лингвометодический комментарий. При выделении словоформы деепричастия в тексте необходимо выписывать не только само деепричастие, но и зависимые от него слова
При выделении словоформы деепричастия в тексте необходимо выписывать не только само деепричастие, но и зависимые от него слова, составляющие вместе с ним деепричастный оборот (если есть). Деепричастие является особой формой глагола, совмещающей в себе признаки глагола и наречия, таким образом, определяется часть речи – глагол, и категориальное значение: «добавочное действие к основному». При установлении части речи деепричастие нужно отграничивать от формально схожих с ним наречий и предлогов, которые возникли в результате переосмысления деепричастия в предложении (он улыбался, благодаря за оказанную услугу – деепричастие; благодаря поддержке близких он справился с заданием – предлог). Начальной формой для деепричастия является начальная форма глагола, от которого оно образовано. Деепричастие может быть образовано от основы инфинитива, от основы прошедшего времени (если она не совпадает с основой инфинитива) или от основы настоящего времени. Следует помнить, что деепричастие совершенного вида может быть образовано от основы инфинитива либо от основы прошедшего времени с помощью суффиксов - в, - вши, - ши (реже – с помощью суффикса - а); деепричастие несовершенного вида может быть образовано от основы настоящего времени с помощью суффикса - а; у глаголов с суффиксом - ва эти деепричастия образуются от основы инфинитива путём прибавления суффикса - jа; некоторые глаголы не образуют деепричастия несовершенного вида (глаголы с основами на заднеязычный: мог-ут, пек-ут; на шипящий согласный: маш-ут, пляш-ут; с суффиксом ну: мокн-ут, стын-ут; с основами из согласных: тк-ут, мн-ут). Вид деепричастий остаётся таким же, каким был у исходного глагола. Для большинства деепричастий суффикс - а – показатель несовершенного вида, а суффиксы - в, -вши, -ши – показатели совершенного вида. Для деепричастия показателями вида также являются вопрос к деепричастию и основа, от которой оно образовано. Желательно обозначить все признаки, позволяющие определить вид деепричастия. Если суффикс деепричастия не указывает на его вид (придя, прочтя – суффикс - а у деепричастий совершенного вида), отметить как исключение. Категория возвратности/невозвратности передаётсмя деепричастию от исходного глагола: деепричастия, образованные от возвратных глаголов, возвратны. Формальным показателем является наличие постфикса -ся (-сь). Деепричастия имеют формы действительного (рисуя, нарисовав) и возвратно-среднего залога (одеваясь, одевшись), страдательного залога у них нет. Некоторые деепричастия в соответствии с трёхзалоговой системой залога не имеют – это деепричастия, образованные от непереходных глаголов (гуляя, крича) и от возвратных глаголов, у которых - ся является словообразовательным аффиксом (смеясь, выспавшись). При анализе деепричастий по двухзалоговой системе следовало бы признать, что все деепричастия имеют действительный залог. У деепричастий есть только отностительное время, которое определяется в предложении. С помощью суффикса - а в предложении обучно выражается значение одновременености, а с помощью суффиксов -в, -вши, -ши – значение предшествования или последования ему. При определении синтаксических свойств деепричастия необходимо указать его функцию в предложении, определить, каким членом предложения является анализируемое деепричастие, и установить его связи с глаголом, от которого оно зависит (примыкание). В большинстве случаев деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства. Библиография 1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971. 2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Пособие для студентов и учителей. – Л.: Просвещение, 1967. 3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. 4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2006. 5. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Изд-во «Русский язык», 2001, 4-е изд. 6. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970. 7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976. 8. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967. 9. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 2004. 10. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – М.: Едиториал УРСС, 2004. 11. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 12. Лекант П.А., Леденёва В.В., Маркелова Т.В., Тузова М.Ф. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. 13. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Языки славянской культуры, 2001. 14. Русская грамматика: В 2-х т. – М.: Наука, 1980. Т.1. 15. Русский язык и культура речи: Учебник для высших учебных заведений / Под общей редакцией В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 16. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, 2005,3-е изд. 17. Современный русский литературный язык: Учебник для вузов / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков и др.; Под ред. П.А. Леканта – М.: Высшая школа, 2004, 6-е изд. 18. Современный русский язык: В 3-х частях. Часть 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987. 19. Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 20. Современный русский язык. Учебник для вузов / Белошапкова В.А., Белоусов В.Н., Брызгунова Е.А. и др. – М.: Издательство: Азбуковник, 2003. 21. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1989, 2-е изд. 22. Современный русский язык: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. – М.: Просвещение, 1986, 2-е изд. 23. Тесты по современному русскому языку. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 24. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Высшая школа, 1991. 25. Шахматов А.А. Учение о частях речи. – М.: КомКнига, 2006. 26. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. 27. Энциклопедический словарь юного лингвиста / Сост. М.В. Панов. – М.: Флинта: Наука, 2006, 2-е изд., перераб. и доп. Содержание Введение ………………………………………………………………….…. 2 Имя существительное ……………………………………………….………5 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………. 5 Образец разбора ……………………………………………………….9 Лингвометодический комментарий ………………………………...13 Имя прилагательное ………………………………………………………..22 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………22 Образец разбора ……………………………………………………...26 Лингвометодический комментарий ………………………………...30 Имя числительное ………………………………………………………….35 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………35 Образец разбора …………………………………………………….. 38 Лингвометодический комментарий ………………………………...41 Местоимение ……………………………………………………………….45 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………45 Образец разбора ……………………………………………………...49 Лингвометодический комментарий ………………………………...53 Глагол ……………………………………………………………………….58 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………58 Образец разбора ……………………………………………………...62 Лингвометодический комментарий ………………………………...66 Причастие …………………………………………………………………...71 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………71 Образец разбора ……………………………………………………...75 Лингвометодический комментарий ………………………………...79 Деепричастие ……………………………………………………………….81 Тестовые задания к курсу. План разбора……………………………81 Образец разбора ……………………………………………………...84 Лингвометодический комментарий ………………………………...88 Библиография ……………………………………………………………....90
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |