Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа №2




Или

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

Задание А3.

Возможная формулировка задания. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора (сравнение, эпитет, олицетворение и т.д.).

ИЗУЧАЕМ ТАКТИКУ.

 

Шаг первый.   Шаг второй.   Шаг третий.
Внимательно прочитай все предложения.   Обрати внимание на те предложения, в которых слово (слова) употреблено(-ы) в переносном значении.   Попытайся определить, на каком основании появилось это новое значение. Так ты определишь средство выразительности.

Виды переносных значений слова
метафора (переносное значение развивается на основе ассоциации между предметами по форме, цвету, функции, впечатлению и т.д.): лев – гроза зверей, тянутся дни
метонимия (переименование, т.е. замена наименования одного предмета другим на основе связи предметов): - вместо предмета материал (одеть золото); - вместо людей помещение (зал встал); - вместо сосуда содержимое (чайник кипит); - вместо действия орудие (в лесу раздавался топор дровосека)
олицетворение (оживление, т.е. перенос свойств человека на неживые предметы): плачут вербы
эпитет (художественное определение на основе метафоры, которое выделяет существенную черту): золотые кудри
синекдоха (замена наименования целого предмета его частью, всего процесса – его этапом и наоборот): поймать мотор, расписаться в загсе

 

 

НЕ ПУТАЙ!


гипербола (образное выражение, основанное на преувеличении силы, размера, значения предмета или явления): вы только свистните – мы вмиг примчимся
литота (образное выражение, основанное на преуменьшении силы, размера, значения предмета или явления): мальчик с пальчик

ТРЕНИРУЕМСЯ

1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

1) Какое средство используется в выражении «столица молилась» - олицетворение или метонимия?  
2) Если средство выразительности основывается на ассоциации, то оно называется…  
3) Художественное определение – это…  
4) Звезда надежды - это метафора или метонимия?  
5) Какое из данных словосочетаний является примером синекдохи: голос совести, город спит, быстрый ум?  
6) Какое средство выразительности представлено в предложении: Умывает красно солнышкоруки теплые в росе?  
7) «Мы слышим и видим на тысячи километров» - это метафора или гипербола?  
8) Какое средство выразительности представлено в предложении: Снова выплыл из рощи синим лебедем мрак?  
9) Какими союзами может вводиться сравнение?  
10) В каком фразеологизме представлена гипербола: держи ухо востро, море по колено, сердце кровью обливается?  

2. Определи, что перед тобой: метафора, олицетворение или эпитет, а также укажите, на каком основании произошел перенос значения слова.

1) еловые лапы –

__________________________________________________________;

2) часы идут –

__________________________________________________________;

3) пожар сердца –

__________________________________________________________;

4) холодный взгляд –

__________________________________________________________;

5) провалиться на экзамене –

__________________________________________________________;

6) у меня хвост по физике –

__________________________________________________________;

7) зеленая молодежь –

__________________________________________________________;

8) человек испарился -

__________________________________________________________;

9) черные мысли –

__________________________________________________________;

10) шепот волн –

__________________________________________________________.

3. Ниже приведены слова, употребляемые в разговорной речи с переносным значением. Назови виды переноса: метонимия или синекдоха, а также произведенные замены.

Образец.

Надымить – «накурить» (синекдоха, замена: этап процесса курения вместо самого процесса).

1) бутылка – «содержимое бутылки», например, «выпить бутылку»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

2) город – «центр города», например, в вопросе: «Ты в город?»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

3) город спит – «люди в городе спят»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

4) класс – «группа учащихся», например, «класс встал»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

5) клетка – «ткань в клетку», например, «я люблю в клетку»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

6) корочки – «диплом, удостоверение»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

7) ложечка – «содержимое ложечки», например, «скушай ложечку»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

8) пожевать – «поесть», например, «У тебя есть что-нибудь пожевать?»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

9) соболь – «мех соболя», например, «дама в соболях»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

10) вишня – «большое количество», например, «вишня созрела»

(____________, замена: __________ вместо ___________).

 

4. Найди в тексте слова с переносным значением различного вида (метафора, олицетворение, эпитет, метонимия, синекдоха).

Но перед майскими ночами

Весь город погружался в сон,

И расширялся небосклон;

Огромный месяц за плечами

Таинственно румянил лик

Перед зарей необозримой…

О, город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?

А. Блок

5. Распредели номера словосочетаний, заполнив ячейки следующей таблицы. Некоторые словосочетания можно отнести к двум столбцам.


1. кольцо дыма

2. золотой луч

3. хвост кометы

4. отчаянная голова

5. внимательная аудитория

6. гостеприимный дом

7. шляпка гвоздя

8. рукав реки

9. старинная бронза

10. бойкое перо

11. гром аплодисментов

12. черный юмор

13. глазное яблоко

14. чешское стекло

15. вишня созрела

16. железная леди

17. ставить Шекспира

18. буря страстей

19. теплый прием

20. столовое серебро


метафора эпитет Метонимия синекдоха
         

 

6. Определи, в каких предложениях используется метафора (олицетворение), а в каких - сравнение.

1) Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник (А. Ахматова).

2) Ветви сочною дугою Перегнулись над водою, Как зелёный водопад; Как живые, как иглою, Будто споря меж собою, Листья воду бороздят… (А. Фет)

3) И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий)

4) И там, светясь, в тумане тонет Глава безмолвного кремля… (Н. Рубцов)

5) И тогда обиделось Время и застыли маятники времени (В. Высоцкий)

6) Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии, артиллерия во всякой войне (Папини)

7) Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов)

8) Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз (В.Маяковский)

9) Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… (В. Брюсов)

10) Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру (Н. Гоголь)

Метафора: _________________________.

Сравнение: _________________________.

 

7. Запиши предложения, продолжив их и создав гиперболы и литоты.

1) Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше _______________________________.

2) Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы ________________________________.

3) Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли _____________________________________.

4) Руки у нее были тоньше ________________________________________.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.