Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика. Введение. Как можно организовать самостоятельную работу




Введение. Как можно организовать самостоятельную работу

Обучение в любом учебном заведении опирается на Государственный стандарт. Государственный образовательный стандарт — это уровень требований, которые предъявляет государство к образованию. Со­блюдение Госстандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности. В стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неиз­менное) ядро образования, которое пересматривается и меняет­ся достаточно редко, и вариативная часть — для быстрого реаги­рования на запросы общества. Эта часть систематически обнов­ляется.

Государственный стандарт предполагает определенный уровень содержания для разных специальностей. Сравните Госстандарты для этих специальностей:

Госстандарт по дисциплине «Психология и педагогика»

Госстандарт специальностей 080507 Менеджмент организации, 080801 Прикладная информатика в экономике, 080107 Налоги и налогообложение, 080103 Национальная экономика, 080111 Маркетинг, 080201 Регионоведение.

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъ­ект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основ­ные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Вос­приятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувст­ва. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отноше­ния. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаи­модействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагоги­ки. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимо­действие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образова­тельная система России. Цели, содержание, структура непрерыв­ного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и раз­вивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экза­мен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогиче­ским процессом. Семья как субъект педагогического взаимодей­ствия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

На основе Государственного стандарта преподавателем разрабатывается программа обучения, в которой есть раздел «Содержание дисциплины». В данном пособии вашему вниманию представлены дидактические материалы по следующим темам:

Содержание дисциплины

Раздел 1. Человек как субъект и объект познания.

Тема 1.4. Психологическое развитие человека. Психика и сознание

Тема 1.5. Поведение и деятельность

Тема 1.6. Личность как основная категория в психологии и педагогике

Раздел 2. Человек как объект и субъект обучения и развития

Тема 2.2. Психология познавательных процессов

Раздел 3. Человек как объект и субъект воспитания и развития

Тема 3.1. Социализация и воспитание личности

Тема 3.4. Воспитание и развитие биопсихических свойств (темперамент и характер)

Тема 3.5. Воспитание и развитие психических процессов (чувства, эмоции, воля)

Тема 3.6. Воспитание и развитие культуры общения человека

Тема 3.7. Воспитание и развитие личности в семье

***

Какой учебник выбрать для освоения содержания предмета?

На основе Государственного стандарта для разных специальностей создаются разные учебники по одному и тому же предмету. Психология и педагогика – это две разных научных дисциплины. Те студенты, для которых они являются профилирующими, то есть составляют сущность выбранной ими специальности (педагоги, психологи), используют учебники, которые озаглавлены: «Психология», «Педагогика». Для нас созданы специальные учебники с названием «Психология и педагогика», где эти две науки составляют два раздела. Можно выбрать любой учебник с таким названием (см. список основной литературы). Разумеется, если Вы хотите более глубоко и широко ознакомиться с предметом, то можете изучить учебник, предназначенный для психологов и педагогов.

Итак, перед Вами оглавление учебника, который мы рекомендуем для освоения содержания предмета. Он представлен в Интернете, в нашем учебно-методическом комплексе также имеется его электронный вариант. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. - 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

ВВЕДЕНИЕ........................................... 5 ГЛАВА 1. Сфера психологии........ 9 1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии.10 1.2. Специфический характер психологических феноменов.12 1.3. Определение психики............ 13 1.4. Определение предмета психологии 16 1.5. Виды испособы получения психологического знания 23 Резюме....................................... 29 Вопросы и задания для самоконтроля 29 ГЛАВА 2. Биологические основы психики 30 2.1. Организм и психика................ 30 2.2. Мозг и психика........................ 34 Резюме...................................... 41 Вопросы и задания для самоконтроля 42 ГЛАВА 3. Познавательные психические процессы 43 3.1. Ощущение................................. 44 3.2. Восприятие............................ 52 3.3. Мышление................................. 65 3.4. Память...................................... 82 Резюме........................................ 93 Вопросы и задания для самоконтроля 94 ГЛАВА 4. Язык и сознание............ 95 4.1. Категория сознания в психологии 95 4.2. Категория значения и сознание. 100 4.3. Гипотеза лингвистической относительности 102 4.4. Развитие индивидуального сознания 104 Резюме...................................... 106 Вопросы и задания для самоконтроля 107 ГЛАВА 5. Эмоции............................. 108 5.1. Определение эмоций............ 108 5.2. Двойственная природа эмоций. ПО 5.3. Формы эмоций......................... 111 5.4. Функции эмоций...................... 114 5.5. Классификация эмоций 116 Резюме 119 Вопросы изадания для самоконтроля 120 ГЛАВА 6. Личность в психологии 121 6.1. Понятие «личность»............ 121 6.2. Социализация личности..... 123 6.3. Я-концепция личности........ 125 6.4. Социальная зрелость личности. 129 6.5. Некоторые модели личности... 137 Резюме..................................... 143 Вопросы изадания для самоконтроля 145 ГЛАВА 7. Мотивация..................... 146 7.1. Мотивация в структуре личности146 7.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 151 7.3. Профессиональная мотивация. 154 Резюме..................................... 164 Вопросы изадания для самоконтроля 165 ГЛАВА 8. Характер......................... 166 8.1. Понятие о характере.......... 166 8.2. Акцентуации характера.... 167 8.3. Типы акцентуаций.............. 170 Резюме..................................... 173 Вопросы изадания для самоконтроля 174 ГЛАВА 9. Деятельность и способности 175 9.1. Категория деятельности в психологии 175 9.2. Макроструктура деятельности. 179 9.3. Внутренняя структура деятельности 180 9.4. Деятельность и способности.... 187 Резюме...................................... 193 Вопросы и задания для самоконтроля 194 ГЛАВА 10. Общение........................ 195 10.1. Общение как категория психологии 195 10.2. Правила итехники общения... 199 Резюме........................................ 211 Вопросы и задания для самоконтроля 212 Литература к разделу «Психология» 213 ПедагогикаОглавление ГЛАВА 11. Сфера педагогики 214 11.1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития................................... 214 11.2. Педагогическая практика... 218 11.3. Педагогика как наука.......... 223 11.4. Общекультурное значение педагогики 231 Резюме...................................... 232 Вопросы и задания для самоконтроля 234 ГЛАВА 12. Воспитание человека... 236 12.1. Человек как предмет воспитания 236 12.2. Способы воспитательного воздействия на человека 243 12.3. Типы воспитания.................. 247 12.4. Модели и стили воспитания.... 250 12.5. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт 258 Резюме...................................... 261 Вопросы и задания для самоконтроля 264 ГЛАВА 13. Образование человека... 266 13.1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры 266 13.2. Образование как система и процесс 267 13.3. Характеристика процесса обучения 282 13.4. Формы организации обучения в школе ивузе 294 13.5. Дидактические теории и концепции 298 13.6. История и современность... 301 13.7. Современное мировое образовательное пространство.. 308 Резюме...................................... 311 Вопросы и задания для самоконтроля 314 ГЛАВА 15. Личность учащегося в педагогическом процессе 346 15.1. Образовательные системы и развитие личности 346 15.2. Мотивация учения и выбора профессии 349 15.3. Автономность—зависимость личности в учебной деятельности 356 15. 4. Развитие и социализация личности в семье 359 Вопросы и задания для самоконтроля................. 366 ГЛАВА 16. Педагогические задачи и ситуации. Практикум.............. 367 16.1. Педагогические задачи....... 367 16.2. Педагогические ситуации. 381 ГЛАВА 17.Методики психолого-педагогической диагностики. Практикум....................................... 409 17.1.Диагностика направленности личности 409 17.2.Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 415 17.3. Изучение самооценки личности 417 17. 4. Диагностика и тренинг педагогической проницательности................ 419 17.5. Тест «Транзактныйанализ общения» 421 17.6. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н.Томас) 422 17.7. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 425 17.8. Тест «Восприятие индивидом группы» 426 Литература к разделу «Педагогика»................. 432

 

Прочесть нужно весь учебник, написан он достаточно интересно.

Как же будет построен процесс изучения материала?

Общеизвестно, что главная цель вузовского образования – подготовить будущего специалиста к процессу непрерывного образования, то есть к тому, что ему придется учиться на протяжении всей жизни. Основы науки он осваивает в вузе, но научные профессиональные знания пополняются так стремительно, что ежегодно и даже ежемесячно в профессии что-то меняется, и тот, кто за этим не может уследить, безнадежно отстает, а значит, теряет квалификацию. Поэтому каждые 5 лет специалист должен проходить курсы повышения квалификации, где его знакомят со всем новым, что появляется в профессии. Но без умения, желания, даже, если хотите, потребности находить необходимую информацию, выбирать то, что жизненно необходимо, переосмыслять и адаптировать к практической деятельности, современный специалист невозможен.

Для своеобразного тренинга данной способности большую часть учебного материала студентам очного отделения предполагается изучить самостоятельно и применить полученные знания в практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.