Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития помехоустойчивости к ограничению времени 2 страница




Значимость решения этой задачи объясняется тем, что от уровня двигательной культуры зависит предельно возможный для конкретного спортсмена уровень технического мастерства. А сензитивный период развития психомоторики как основы двигательной культуры приходится на младший школьный возраст. Поэтому пробелы в работе по развитию общей двигательной культуры на этапе начальной подготовки позже практически невозможно компенсировать (К. П. Сахновский, 1990). Следовательно, успешность работы по развитию психомоторики юных спортсменов в первые годы занятий спортом может оказать долговременное влияние на эффективность последующих этапов многолетней подготовки.

 

Таблица I

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Этап многолетней подготовки Содержание подготовки Задачи психологического обеспечения подготовки
Начальная подготовка Укрепление здоровья занимающихся; Выявление задатков и способностей; Обучение основам техники вида спорта; Воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортом. 1. Формирование мотивации занятий избранным видом спорта. 2. Развитие психомоторики как основы общей двигательной культуры. 3. Развитие интеллектуальных способностей и учебных действий. 4. Ознакомление занимающихся с соревновательной сутью спорта. 5. Отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.
Спортивное совершенствование/специализированная подготовка/ Повышение уровня специальной физической подготовленности; обеспечение прочного овладения основами техники и тактики; обеспечение совершенствования в избранной спортивной специализации; развитие умения самостоятельно работать и соревноваться 1. Формирование психологических механизмов регуляции деятельности /мотивации, целеполагания, планирования своих действий, текущего и итогового самоконтроля, действий и эмоциональных состояний, рациональных причинных схем объяснения успехов и неудач/. 2. Формирование профессионально важных свойств психики. 3. Развитие психологических предпосылок соревновательной надежности. 4. Профилактика дисгармоний личностного развития.
Этап высшего спортивного мастерства Доведение технического и тактического мастерства до уровня конкурентоспособности на международном уровне; нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства; поддержание высокой результативности соревновательной деятельности; обеспечение релизации потенциала спортсменов. 1. Учет психологических факторов на этапе планирования подготовки. 2. Профилактика психических перенапряжений. 3. Разработка и внедрение программ психической реабилитации спортсменов и тренеров. 4. Разработка и внедрение программ психологического обеспечения выступлений в отечественных соревнованиях. 5. Совершенствование коммуникативной компетентности спортсменов. 6. Психологическое обеспечение завершение спортивной карьеры элитных спортсменов.

 

На этапе начальной подготовки успешность обучения юных спортсменов во многом зависит от их общих способностей, прежде всего интеллектуальных. В связи с этим одной из задач психологического обеспечения их подготовки является развитие внимания, памяти, мышления (В.Н.Платонов, К.Н.Сахновский, 1988).

Хотя соревнования не занимают значительного места в содержании начальной подготовки спортсменов, в число задач ее психологического обеспечения входит ознакомление спортсменов с соревновательной сутью спорта, с правилами честной спортивной борьбы, формирование у начинающих юных спортсменов положительной мотивации участия в соревнованиях. Важной задачей этапа начальной подготовки является оценка перспективности юных спортсменов, отбор наиболее талантливых детей, способных достичь высоких результатов, для углубленного спортивного совершенствования. Существенным психологическим аспектом решения этой задачи является оценка перспективных, по мнению тренеров, юных спортсменов, имеющихся у них предпосылок соревновательной надежности, так как тренеры часто ограничиваются оценкой способностей к освоению техники и тактики вида спорта.

Таким образом, основным содержанием психологического обеспечения начальной подготовки юных спортсменов является формирование общих психологических предпосылок успешности последующих этапов спортивного совершенствования.

Выход юных спортсменов на этап специализированной подготовки делает актуальными новые задачи ее психологического обеспечения. Психологическая сторона приобретения технического и тактического мастерства, составляющего содержание этого этапа многолетней подготовки, заключается в формировании психологических механизмов регуляции деятельности спортсменов, в развитии у них специальных свойств психики, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Основными звеньями психической регуляции деятельности, которые должны быть сформированы у совершенствующихся спортсменов, являются: мотивация, целеполагание, навыки анализа значимых условий деятельности, оценки вероятности достижения целей, планирования и программирования своих действий, навыки текущего и итогового самоконтроля собственных действий и эмоциональных состояний; рациональные причины схемы объяснения успехов и неудач. В связи с тем, что в процессе тренировок спортсмены испытывают действие значительных тренировочных нагрузок, а свое мастерство они должны продемонстрировать в эмоционально напряженных условиях соревнований, обязательным требованием ко всем звеньям психической регуляции деятельности является высокая помехоустойчивость. ЕЕ развитие- важный компонент психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов.

Круг профессионально важных качеств, необходимых спортсменам, зависит от специфики их вида спорта. Тем не менее, любая спортивная дисциплина требует сформированности волевых качеств, способности к саморегуляции эмоциональных состояний, устойчивости к соревновательным стрессам, высокого развития значимых для конкретного вида спорта интеллектуальных качеств, прочного усвоения нравственных норм и ценностей, которое делает естественным и обязательным следование правилам честной спортивной борьбы.

Совершенствование спортивного мастерства приходится на подростковый и юношеский возраст, когда человек развивается интеллектуально, формируется как личность, получает образование. Углубленные занятия спортом не могут быть вырваны из общего контекста жизни спортсмена. Процесс приобретения спортивного мастерства не может рассматриваться вне зависимости от становления спортсмена как личности, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, сформированность спортсмена как личности, уровень его интеллектуального развития влияет на уровень спортивных достижений. Причем это влияние тем ощутимее, чем выше квалификация спортсмена. Во-вторых, включение подростка или юноши в спортивное совершенствование изменяет условия личностного развития, что может сделать его дисгармоничным.

Дисгармонии личностного развития, связанные с ранним включением в спортивное совершенствование, не являются неизбежными, но в случае их возникновения они могут оказывать отдельное влияние на благополучие жизненного пути спортсмена. Поэтому одна из задач психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе специализированной подготовки заключается в контроле того, насколько успешно сочетается решение спортсменами задач чисто спортивных и более широких жизненных задач, в помощи тем, у кого возникают дисгармонии личностного развития.

Значимость данного направления психологического обеспечения подготовки спортсменов обусловлена тем, что неподготовленность к решению жизненных проблем становится причиной жизненных стрессов. А жизненные стрессы оказываются источником психических перегрузок, повышающих вероятность заболеваний и травм, снижающих соревновательную надежность. Подверженность жизненным стрессам становится более заметной у высококвалифицированных спортсменов, но чувствительность к ним может быть обусловлена процессами, происходящими на этапе специализированной подготовки.

Выход спортсменов на уровень высшего спортивного мастерства связан со значительным ростом физических и психических нагрузок, с тем, что улучшение спортивных результатов дается все труднее, и приходится искать нетрадиционные пути решения этой задачи. Расширяется круг социальных контактов, увеличивается число социально-психологических факторов, действующих на спортсменов. В связи с этим появляются новые задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов. Возрастает роль психологической службы на этапе планирования подготовки, так как именно на этом этапе могут быть решены многие вопросы, от которых зависит предотвращение психических перегрузок и срывов, возможность подведения спортсменов в оптимальном психическом состоянии к наиболее ответственным соревнованиям. Появляется настоятельная потребность в программах психической реабилитации после значительных физических, эмоциональных, коммуникативных нагрузок. Возникает необходимость в развитии специальных программ психологического обеспечения выступлений высококвалифицированных спортсменов в ответственных соревнованиях.

Выход на уровень спорта высших достижений - это вершина спортивной карьеры атлетов. Но вслед за периодом успехов, славы, материального благополучия наступает время завершения выступлений в большом спорте, связанное с резким изменением образа жизни, с необходимостью определить свое место в ней. Сделать это многим спортсменам бывает непросто. Поэтому в ряде стран создаются консультативные службы, помогающие элитным спортсменам, готовящимся к завершению спортивной карьеры, решить связанные с этим проблемы. Это еще одна из задач психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов. Постановка этой задачи перед спортивной психологической службой указывает еще раз на то, что ее функции не ограничиваются узкими утилитарными задачами мобилизации резервов психики для достижения максимальных спортивных результатов. В ее работе всегда присутствует или по крайней мере должен присутствовать более широкий гуманитарный компонент, связанный с помощью спортсменов в решении проблем их личностного роста.

По мере того, как спортсмены продвигаются по пути спортивного совершенствования, становятся более многообразными и сложными межличностные отношения, в которые они включаются. Среда общения начинающего спортсмена ограничивается тренером, товарищами по группе, родителями и родственниками, школьными учителями и одноклассниками.

На этапе специализированной подготовки описанный круг общения расширяется за счет соперников, с которыми они встречаются на соревнованиях, их тренеров, судей. При выходе на уровень спорта высших достижений у спортсменов появляется еще большее число партнеров по общению, не все из которых оказываются желательными. Некоторые люди, с которыми приходится общаться высококвалифицированным спортсменам, оказывают на них психологическое давление, создают дополнительные психические нагрузки.

Выступления высококлассных спортсменов проходят в присутствии зрителей, их результаты широко обсуждаются в средствах массовой информации. Даже события личной жизни спортсменов часто становятся предметом обсуждения в прессе, на радио и телевидении. Все это увеличивает требования к коммуникативной компетентности спортсменов. Задача психологической службы заключается в том, чтобы помочь им развить навыки общения, разрешения межличностных конфликтов, сопротивления психологическому давлению к тому моменту, когда эти навыки окажутся необходимыми.

Из сказанного следует, что эффективное психологическое обеспечение подготовки спортсменов не может действовать по принципу скорой помощи, концентрируя свои усилия на оптимизации психических состояний спортсменов, коррекции неблагоприятных проявлений психики. На каждом этапе многолетней подготовки ее главная цель заключается в формировании психологических предпосылок успешности деятельности спортсменов на последующих этапах подготовки, в прогнозировании наиболее актуальных психологических проблем последующих этапов подготовки и своевременном нахождении средств их профилактики либо средств помощи спортсменам в их преодолении. Это тем более важно, что многие пробелы в подготовке юных спортсменов невозможно или трудно компенсировать, когда они становятся мастерами.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Абсалямов А.М. Место спорта высших достижений в современном мире. //Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». М.: 2003, с.119-120.

Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса. //Теория и практика физической культуры, 1997, № 11, с. 17-25..

Аросьев Д.А., Нежнов П.Г. Организационно-психологический подход к подготовке спортсменов // Психология и современный спорт. М.: 1982, с.25-34.

Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: 1987.

Вайцеховский С. М. Быстрая вода. М.: 1983.

Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов //Психология и современный спорт. М.: 1982, с.112-120.

Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: 1985.

Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – 2-е изд., перераб. и доп. М.Издательство «Советсвий спорта, 2006. – 296 с.

Горская Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития. //Теория и практика физической культуры, 1999, № 5, с.53-56.

Давыдов В. В. Современная общая психология и психология спорта // Теория и практика физической культуры, 1975, N 2, с.9-13.

Колесов А. И., Кузнецов В. В., Новиков А. А., Орлов В. А., Ра-

тов И.П. Тенденции использования системного подхода в теории физического воспитания и спорта. //Теория и практика физической культуры, 1977, N 11, с25-30.

Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта. Л.: 1989.

Кокун О.М. Принципы и этапы психофизиологического обеспечения спортивной деятельности. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 252-253.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 1980.

Ложкин Г. Психологический потенциал квалифицированного спортсмена. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 272-273.

Медведев В. В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. М.: 1989.

Мильштейн О. Олимпийская сага. М.: 2001.

Неверкович С.Д., Судентова У.Ш. Системный подход к решению проблем психологической подготовки спортсменов. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 291-292.

Никитушкин В. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской федерации. //Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм». М.: 1998, с.171-172.

Новиков А.А. Перспективы методики тренировки и научно-методического обеспечения высококвалифицированных спортсменов. //Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». М.: 2003, с.210-212.

Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: 1986.

Платонов В. Н., Сахновский К. П. Подготовка юного спортсмена. Киев: 1988.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.

М.: 1969.

Пуни А. Ц. К психологической теории спортивной деятельности. //Теория и практика физической культуры, 1973, N 12, с.10-14.

Родионов А. В. Программирование психологической подготовки. //Олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы конференции. М.: 2003, т.1, с. 317.

Рудик П. А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсменов. //Психологическая подготовка спортсменов. М.: 1969, с.3-10.

Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: 1990.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999.

Хан Э. Место психологии в подготовке тренера. //Психология в современном спорте. М.: 1982, с.66-73.

Щадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.

Agota L. Multi-factorial psychological preparation program for athletes. //2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. V.2, 24-25.

Brown М. А. Mahoney M. J. Sport Psychology //Annual Review of Psychology, 1984, v.35, 605-625. Sport Psychology. The psychological health of athlete. N. -Y., PMA

 

 

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

2.1. Психологические особенности этапа начальной подготовки

спортсменов

 

Психологические вопросы подготовки спортсменов, как правило, попадают в поле внимания тренеров только тогда, когда их ученики приобретают достаточно высокий уровень мастерства и начинают выступать в соревнованиях. Вследствие этого не используются многие возможности повышения эффективности тренировочного процесса, формирования психологических предпосылок надежности выступлений в соревнованиях. Растущие требования к качеству подготовки резерва для пополнения команд высококвалифицированных спортсменов побуждают к пристальному рассмотрению возможного вклада этапа начальной подготовки в формирование психологических предпосылок высших спортивных достижений.

Специфической чертой этапа начального обучения является несформированность психологической структуры спортивной деятельности, прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы начала занятий спортом отличаются диффузностью, отсутствием интереса к определенному виду спорта, стремлением просто к двигательной активности, к получению удовлетворения от нее без понимания сути спорта. Если речь идет о маленьких детях, то во многих случаях их побуждают к занятиям спортом взрослые. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям.

По признанию рекордсменки мира и Европы в беге на 60 м Л. Нарожиленко, ее спортивный путь начался с занятий гимнастикой, которую она ненавидела. Но так как на занятиях настаивали родители, а она не хотела их огорчать, спортсменка продолжала занятия и даже выполнила норму мастера спорта. Лишь повзрослев, она самостоятельно перешла к занятиям легкой атлетикой, в которой добилась высоких результатов (В. Афиногенов, 1992). Негативная мотивация, как показывает спортивная биография Л. Нарожиленко, может стимулировать достижение достаточно высоких результатов, но ведет к росту психической напряженности, психической усталости, к прекращению занятий при первой возможности.

Формирование положительной и устойчивой мотивации занятий, безусловно, является одной из центральных задач работы с детьми на этапе начального обучения. Поэтому объяснимо то внимание, которое уделяется исследованию возникновения и сохранения у детей интереса к занятиям спортом. Согласно результатам исследований, мотивация начала занятий отличается диффузностью и неустойчивостью. У начинающих юных спортсменов преобладает неспортивная мотивация. В структуре мотивации занятий спортом у них значительное место занимают мотивы социального характера: желание доставить удовольствие взрослым, найти дополнительную возможность неформального общения с друзьями, добиться авторитета в глазах сверстников. Все исследователи, изучавшие мотивы начала занятий спортом, обращали внимание на их многочисленность и разнообразие. О. А. Мильштейн и К. А. Кулинкович (1979), исследуя стимулы начала занятий спортом у спортсменов-олимпийцев, выделили следующие их основные группы: 1) воспитательно-образовательные стимулы (пример педагога, товарищей, родителей, братьев и сестер, советы учителя, рекомендации тренера); 2) содержательные (увиденные соревнования, участие в первых соревнованиях, первый успех); 3) гедонистические (удовольствие от выполнения упражнений, участия в занятиях, первых соревнованиях); 4) коммуникативные (выступления артистов, спортсменов, просмотренные телепередачи, кинофильмы, материалы журналов, газет); 5)материально-бытовые (расположенная близко от дома спортивная база, наличие необходимого инвентаря, наличие свободного времени, слабая физическая подготовка, плохое здоровье). Авторы отмечают, что мотивация начала занятий не отражает понимания сути спорта как деятельности достижения, утилитарных аспектов занятий спортом, которые очевидны для тренеров, работающих с детьми. Эта специфика понимания спорта детьми, своеобразие источников удовлетворения от занятий спортом должно учитываться тренером при решении задачи формирования и закрепления устойчивой мотивации занятий избранным видом спорта.

Проведенные относительно недавно исследования мотивов начала занятий спортом у американских школьников 8-19 лет (Гоулд Д., 1987; Уэйнберг Р.С., Гоулд Д., 1998), выявили картину, достаточно близкую к той, которая описана О. А. Мильштейном и К. А. Кулинковичем. Спектр побуждения к занятиям спортом у американских школьников достаточно широк. Это и удовольствие от двигательной активности, и стремление оправдать ожидания родителей, и желание приобрести независимость. В числе стимулов, побуждающих к занятиям спортом, находятся также: стремление к самоутверждению, овладению новыми навыками, желание получать награды, поощрения, одерживать победы. Наиболее значимыми мотивами начала занятий для американских школьников являются: стремление совершенствовать двигательные навыки, удовольствие от двигательной активности, положительные эмоциональные переживания, физическое совершенствование, достижение успеха. Отмечаются различия в мотивах начала занятий у девочек и мальчиков. Для девочек более значимы мотивы общения, а для мальчиков - преодоление трудностей, соперничество, соревнование. Как правило, к занятиям спортом побуждают не один, а несколько мотивов. Имеются определенные различия мотивов занятий спортом, связанные с возрастом, но устойчивых сочетаний мотивов, обусловленных возрастом, не обнаружено.

В связи с решением задачи развития и сохранения мотивации возникает вопрос о факторах, которые являются причиной прекращения занятий спортом. Д. Гоулд отмечает, что прекращение занятий связано с появлением новых интересов, с тем, что не реализуются мотивы, побудившие к занятиям, нет роста спортивных результатов. Причинами прекращения занятий оказываются также: скука, однообразие занятий, травмы, плохие взаимоотношения с тренером, отсутствие поддержки со стороны родителей, нарастающий соревновательный стресс. Последнее демонстрирует важность проблемы несовпадения чисто содержательных мотивов (интереса к двигательной активности как таковой) и соревновательных мотивов, доминирования у начинающих спортсменов содержательных мотивов. В связи с этим соревновательные аспекты спортивной деятельности становятся для некоторых детей нежелательной психической нагрузкой, снижающей интерес к занятиям.

Поскольку существенным фактором поддержания мотивации занятий спортом является переживание положительных эмоций, а их источником служит достижение успехов, представляет интерес исследование Г. С. Робертса (1986), посвященное особенностям понимания достижений и факторов, от которых они зависят, детьми разного возраста.

Г. С. Робертс исходил из того, что цель достижения заключается в стремлении продемонстрировать максимально высокие способности и свести к минимуму демонстрацию низких способностей. Продемонстрировать способности можно двумя путями: путем сравнения себя с другими либо путем сопоставления достигнутого результата с собственными критериями совершенства. О спортивных способностях судят главным образом по победам или поражениям в соревнованиях. Но исследования показывают, что дети до 11 лет не связывают достижения со способностями. Они в большей степени видят причину достижений в собственных усилиях, а критерием успеха для них служит одобрение их усилий взрослыми.

Лишь после 11 лет дети начинают различать способности и усилия и рассматривать неудачи в соревнованиях как следствие отсутствия способностей. Осознание недостатка способностей, который проявляется в недостаточно высоких результатах на соревнованиях, снижает интерес к спорту и ведет к прекращению занятий. Более устойчиво сохраняется интерес к спорту у детей, ориентированных не на результаты в соревнованиях, а на совершенствование собственного мастерства, получение социального одобрения. Следовательно, формирование процессуальных мотивов в большей степени способствует закреплению детей в спорте, чем усиление мотивов результативных, но соревновательная суть спорта делает их присутствие в структуре спортивной мотивации обязательным.

Поскольку далеко не всем юным спортсменам удается выигрывать в соревнованиях, источником положительных эмоций в условиях соревнований должна быть не только победа, но и достижение поставленной цели, связанной с демонстрацией своей подготовленности, т. е. соответствие соревновательного результата собственным, внутренним критериям успеха. В таком случае более широкий круг юных спортсменов будет воспринимать выступление в соревнованиях как успешное, участие в соревнованиях будет в этом случае положительно окрашено эмоционально. А это обязательное условие закрепления юных атлетов в избранном виде спорта.

Таким образом, закрепление детей в спорте зависит от того, насколько в процессе занятий удовлетворяются их потребности, реализуются мотивы. Следовательно, развитию и закреплению мотивации занятий спортом должна способствовать организация занятий, которая позволяет достичь того, к чему стремятся дети: усовершенствовать двигательные навыки, получить удовольствие от двигательной активности, проявить самостоятельность и инициативу.

Занятия спортом должны удовлетворять потребность детей в неформальном общении, обеспечивать положительные эмоции за счет интересной и разнообразной работы, исключающей скуку и потерю внимания. На важность предотвращения монотонии на занятиях с детьми обращает внимание В. П. Сахновский (1990), показавший, что не столько физические нагрузки, сколько однообразие и монотонность занятий снижает интерес к тренировкам.

По мнению американского исследователя Д. Гоулда, немаловажно формирование у детей правильного понимания сути успеха, под которым подразумевается не только победа в соревнованиях, но и повышение собственных достижений за счет мобилизации усилий. Такое понимание успеха позволяет большему числу детей переживать радость успеха, получить удовольствие от участия в соревнованиях.

Формирование мотивации занятия спортом, как следует из уже сказанного, включает два аспекта: во-первых, создание устойчивого интереса к определенному виду спортивной деятельности, стремления совершенствоваться в нем, во-вторых, создание положительной мотивации участия в соревнованиях, желания продемонстрировать свое мастерство именно в соревновательных условиях.

Для детей более естественным оказывается интерес к двигательной активности, удовольствие от движения, восприятие занятий спортом как игры. Но то, что соревнование является неотъемлемым компонентом спортивной деятельности, делает необходимым с самого начала занятий формировать положительное отношение к ним. Акцентирование внимания детей только на приобретении и совершенствовании двигательных навыков, исключение из подготовки соревновательных элементов может превратить соревнования в сильный стрессор, снижающий мотивацию занятий спортом.

Критерием успеха работы по формированию мотивации занятий спортом на этапе начального обучения является их субъективное принятие как личностно значимых. Если спорт не становится личностно значимой деятельностью, трудно ожидать от спортсменов активности в совершенствовании спортивного мастерства, в преодолении связанных с ним трудностей, физических и психических нагрузок.

Принятие спортивной деятельности как личностно значимой может происходить на фоне своеобразного мотивационного кризиса, связанного с проблемой выбора между спортом и другими занятиями. Такой мотивационный кризис может сопровождать принятие решения о том, чтобы посвятить себя серьезным занятиям спортом, даже при наличии успехов в нем. Известные спортсменки И. Роднина (1990) и Г. Белоглазова (1990) отмечали в начале своей спортивной карьеры период, когда после нескольких лет занятий они встали перед выбором: заняться ли всерьез любимым видом спорта или отдать предпочтение и свободное время изучению иностранного языка. Г. Белоглазова, характеризуя сложность ситуации, вспомнила, что решение проблемы затянулось у нее на два года, в течение которых она пыталась совмещать два любимых занятия. Помощь спортсменам в разрешении мотивационного кризиса, если он возникает, - одна из задач психологического обеспечения их подготовки.

Значимой задачей этапа начальной подготовки является формирование сенсорной основы движений, способности контролировать и регулировать силовые, временные, пространственные параметры двигательного действия. На основе способности к различению основных параметров движений формируются специализированные восприятия, играющие важную роль в достижении высокого технического мастерства. Целенаправленное развитие точности сенсорных дифференцировок приводит к ускорению освоения двигательных навыков детьми (Н. А. Худадов, А. И. Соколов, 1976, М. В. Пилиповская, 1979, В. П. Озеров, 1983, К. П. Сахновский, 1990).

Важно и другое. Опытные тренеры отмечают, что, если развитию способности к тонкой дифференцировке основных параметров движений не уделяется внимание на начальных этапах подготовки юных спортсменов, то в более позднее время, когда они становятся взрослыми, компенсировать этот пробел не удается. А это сказывается на техническом мастерстве спортсменов (В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский, 1985).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.