КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Growing Child in Competitive Sport, 1986, London, Holden and Stauton. 2 страница
3.3. Анализ значимых условий деятельности спортсмена как компонент ее психической регуляции
Спорт представляет собой одну из разновидностей деятельности достижения. Все усилия спортсменов направлены прежде всего на то, чтобы добиться превосходства над другими, доказать свое превосходство в мастерстве, в умении соревноваться. Все, что связано с реализацией стремления спортсменов к достижению, значимо для них и переживается эмоционально. В этой ситуации не всегда легко сохранить реалистическую позицию в оценке факторов, влияющих на вероятность успеха, средств его достижения. Если взглядам людей на жизнь вообще свойственна поляризованность, стремление подразделить обстоятельства, с которыми они сталкиваются, на хорошие и плохие, важные и неважные, полезные и вредные, то в спорте эта поляризованность восприятия жизни еще больше усиливается. Она может выразиться в преувеличении значимости одних условий или компонентов подготовки и необоснованном игнорировании других, в склонности к перестраховке или к чрезмерному риску, в занижении или завышении своих возможностей без достаточных на то оснований. Нереалистичность анализа условий деятельности может привести к ошибкам в постановке целей, к психическим перегрузкам, к неудачам в соревнованиях. Неумение объективно анализировать условия подготовки, условия выступления в конкретных соревнованиях может быть связано с недостатком опыта, с подверженностью влиянию других людей, навязывающих нереалистичные представления о ситуации. Отсутствие реализма в оценке значимых ситуаций может быть обусловлено личностными особенностями спортсменов, делающими их склонными к импульсивным оценкам и суждениям, продиктованным скорее эмоциями, чем разумом. Негативное влияние предвзятого отношения спортсменов к значимым условиям деятельности замечают не только психологи, но и спортивные педагоги. Например, специалист по тактике парусных гонок С. Уолкер одну из своих статей посвятил сбивающему влиянию некоторых распространенных среди яхтсменов предвзятых суждений об эффективности тактических действий гонщиков. С. Уолкер предупреждает гонщиков о том, что не следует переоценивать универсальность предпочитаемой каждым из них тактики. Условия парусных гонок настолько разнообразны, что ни один тактический принцип не бывает верным всегда. Так как в парусном спорте многое зависит от качества яхты и парусов, большинство гонщиков считает, что для успеха в соревновании нужно иметь как можно больше парусов. Яхтсмены болезненно воспринимают преимущество соперников в этом плане. С. Уолкер обращает внимание гонщиков на то, что не всегда большое количество парусов это благо, и указывает на причины, по которым один комплект хорошо знакомых парусов может быть лучше, чем несколько: 1) ваша психика никогда не пострадает из-за возможности неверного выбора паруса или комплекта парусов; 2) вы будете точно знать, как ставить мачту и другие части вооружения яхты для каждого возможного сочетания условий; 3) у вас не будет необходимости тратить время на смену парусов, когда вам надо сконцентрироваться на принятии тактических решений. В подтверждение своих рассуждений С. Уолкер привел победу короля Греции Константина в Олимпийской регате 1964 года, выигрыш золотой медали немецким гонщиком Х. Науком на чемпионате мира 1987 года. В обоих случаях гонщики пользовались только одним комплектом парусов. С. Уолкер придает большое значение разумной оценке яхтсменами своих возможностей, не допускающей ни чрезмерного оптимизма, ни болезненной критичности. Среди сформулированных им гоночных принципов есть такие: 1) "У тебя столько же прав на победу, сколько и у других", 2) "Если ты сегодня выиграл, это только означает, что ты сделал меньше ошибок, чем другие". Не только С. Уолкер, но и другие специалисты по подготовке яхтсменов обращают внимание на губительность для гонщиков предвзятого отношения к некоторым сторонам подготовки. Например, Д. Фрайес отмечает свойственную многим яхтсменам недооценку важности хорошей физической формы, отсутствие которой увеличивает вероятность тактических и технических ошибок на фоне утомления. Часто и опытные гонщики попадают в ловушку заблуждения, что они не нуждаются в тренировках, направленных на поддержание технических навыков, за многие годы доведенных до автоматизма. Но жизнь показывает, что расплатой за эти заблуждения оказываются неизбежные потери результатов во время соревнований. Характеризуя причины тактических ошибок легкоатлетов-бегунов на средние дистанции, Г. Зайцев и Н. Кривоносов, отмечают как одну из них неверные или неточные представления спортсменов об оптимальной для них раскладке сил по дистанции. Н. В. Крогиус в работе, посвященной психологии шахматного творчества, иллюстрирует роль правильного анализа значимых условий деятельности несколькими группами фактов. Во-первых, это случаи, когда шахматисты, планируя тактику действий с конкретным соперником, тщательно анализировали особенности его игры, но при этом мало соотносили их с собственными возможностями. В результате избранная ими "неудобная" для соперника тактика оказывалась в равной мере неудобной им самим. Во-вторых, Н. В. Крогиус выделяет ситуации проигрыша почти выигранных партий вследствие переоценки вероятности успешного исхода и снижения из-за этого концентрации внимания, эмоциональной и волевой мобилизации. Приведенные факты, а также экспериментальные исследования сознательной саморегуляции сенсомоторной деятельности (О. А. Конопкин, 1980) указывают на то, что при расхождении объективных характеристик ситуации и их субъективной интерпретации действия человека зависят от того, как он понимает и объясняет события. К такому заключению приводят данные исследований поведения человека в стрессовых ситуациях. Они говорят о том, что характер ответа на стрессовое воздействие определяется субъективной оценкой величины угрозы и вероятности благополучного выхода из неблагоприятной ситуации. Таким образом, как результаты экспериментальных исследований, так и практический опыт подготовки спортсменов свидетельствуют о значимости для них способности к реалистичному и полному анализу значимых условий деятельности. Практическая работа по формированию этой способности чаще всего включается в тактическую подготовку и касается анализа тактических ситуаций соревновательной борьбы. Но, как показывает практика, дестабилизирующее влияние на деятельность спортсменов оказывает нереалистичность представлений о многих факторах, выходящих за рамки тактических ситуаций. Это представление о посильности тренировочных нагрузок, планируемых тренером, об их влиянии на здоровье, о стратегических принципах подготовки, о характере взаимоотношений со значимыми другими, их роли в благополучном развитии спортивной карьеры. Именно поэтому в программу психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов целесообразно включать занятия, связанные с развитием навыков реалистичной оценки факторов, влияющих на их достижения. Работа этого направления включает, по крайней мере, два компонента. Первый компонент состоит в расширении круга знаний спортсменов о влиянии тренировочных нагрузок на организм, об изменениях физического и психического состояния под влиянием физических нагрузок, о способах контроля и самоконтроля физического и психического состояния, о влиянии эмоций на деятельность, о способах регуляции эмоций и использовании их мобилизующего эффекта. Информированность спортсменов по перечисленным вопросам способствует более активной работе на тренировках, позволяет снять необоснованные страхи спортсменов по поводу влияния тренировочных нагрузок на их здоровье, помогает справиться с соревновательными стрессами. Уверенность спортсменов в своих силах в значительной степени зависит от умения правильно оценить свои возможности. В связи с этим в обычные и контрольные тренировки целесообразно включать задания на прогнозирование спортсменами своих результатов и сопоставление предполагаемых и фактических результатов. Постоянное выполнение таких заданий развивает реалистичность подхода к своим возможностям, реалистичность в постановке целей, способствует повышению уверенности в себе. Введение описанных заданий в подготовку эмоционально нестабильных, тревожных спортсменов, как показывают результаты формирующих экспериментов, способствует повышению устойчивости к соревновательному стрессу, сокращению потерь в соревновательных результатах, связанных с эмоциональными перегрузками. Повышение информированности спортсменов о влиянии различных факторов на успешность их подготовки является лишь одним из компонентов работы по совершенствованию способности к анализу значимых условий деятельности. Другой ее компонент - это развитие навыков реалистичного мышления, преодоления одностороннего подхода к оценке тех или иных условий деятельности, общения. Развитие нестереотипности, реалистичности мышления целесообразно включать в программу занятий по совершенствованию необходимых спортсменам психотехнических навыков. Полезными для развития навыков нестереотипного анализа ситуаций жизни и деятельности, для преодоления поляризованности подхода к ним оказались упражнения, предложенные известным специалистом по творческому мышлению Э. Де Боно. Эти упражнения переведены на русский язык и адаптированы Е. И. Щеблановой. Приведем в качестве примера одно из упражнений Де Боно, оказавшееся как и некоторые другие, полезным в работе со спортсменами. Упражнение называется "Плюс - минус - интересно". Оно заключается в том, что участникам психотехнического занятия предлагаются для анализа ситуации, в которых нужно найти положительные, отрицательные и просто интересные стороны. Учитывая значимость и выраженную эмоциональную оценку многих ситуаций деятельности спортсменов, целесообразно начинать занятия с эмоционально нейтральных ситуаций. Затем можно предложить ситуации, не связанные со спортом, но имеющие полярную (либо положительную, либо отрицательную) эмоциональную окраску. Примером таких ситуаций может быть возможность одеваться в лучшем доме моделей, потеря значительной суммы денег, предназначенной для подарков близким к празднику. Следующим этапом работы над упражнением должно быть рассмотрение ярко окрашенных положительными и отрицательными эмоциями ситуаций спортивной деятельности. Полезными для развития у спортсменов способности к объективному анализу являются упражнения, направленные на развитие рационального мышления. Успешный опыт их применения описан Р. Мартенсом. Тренинг рационального мышления заключается в том, что спортсмены учатся выделять нерациональные мысли и заменять их на рациональные, более объективно отражающие смысл ситуаций, с которыми они сталкиваются. По мнению Р. Мартенса, наиболее частой причиной возникновения нерациональных мыслей оказывается стремление человека контролировать развитие значимых ситуаций тогда, когда объективно это невозможно. Примером такого стремления может быть нетерпимое отношение человека к тому, что другие люди делают что-то по-своему, а не так, как ему хочется. Другой его вариант - это непоколебимое убеждение, что ситуация или другие люди должны обязательно измениться в желательном для человека направлении. К разряду нерациональных подходов к жизни следует отнести убеждение в абсолютной недопустимости ошибок и неудач, неотвратимости влияния тех или иных обстоятельств. В процессе занятий обучаемые в результате рассмотрения нереалистичных суждений приходят к более здравому взгляду на вещи и пытаются сформулировать фиксирующие его суждения. Занятия помогают спортсменам понять, что при всей ценности стремления делать все как можно лучше, не менее важно осознать невозможность полной безошибочности действий: не ошибается только тот, кто ничего не делает, людям свойственно ошибаться, учиться на своих ошибках. Спортсмены сами в процессе занятий приходят к мысли, что бесполезно пытаться абсолютно все сделать по-своему, не принимая во внимание желания и мнения других людей. Им становится очевидной непродуктивность отношений к внешним обстоятельствам как к непреодолимой силе. С другой стороны, у них формируется реалистичный взгляд на то, в какой мере они способны контролировать их влияние. Работа над развитием способности к реалистичному анализу значимых условий деятельности помогает спортсменам избавиться от психических перегрузок за счет принятия оптимальных, взвешенных решений, как в области спортивной деятельности, так и в сфере межличностных отношений.
3.4. Контрольно-оценочные компоненты деятельности совершенствующихся спортсменов
Особенностью спортивной деятельности является то, что повышая спортивную квалификацию, спортсмены совершенствуют, прежде всего, самих себя. Вследствие этого контроль и оценка результатов собственных действий, существенные в любом процессе обучения, в спорте занимают особое место. От сформированности контрольно-оценочных компонентов деятельности зависят не только темпы приобретения и качество технических и тактических навыков, но и реалистичность постановки целей, уверенность спортсменов в своих силах, надежность выступлений в эмоционально напряженных условиях. Этап специализированной подготовки предъявляет более сложные по сравнению с этапом начального обучения требования к совершенствованию навыков самоконтроля. Расширяется круг объектов самоконтроля. Это не только результаты действий, но и основные компоненты технических и тактических навыков, существенные для результатов выступлений в соревнованиях. Это и параметры физического и психического состояния, отражающие реакцию спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки. Объектом самоконтроля становятся также особенности личности спортсменов и межличностных отношений. Вместе с увеличением числа параметров, подлежащих самоконтролю, возрастает сложность способов их регистрации. Иными словами, овладение навыками самоконтроля становится одной из самостоятельных задач обучения спортсменов. Успешности ее решения способствует активный интерес многих спортсменов, проходящих специализированную подготовку, к самопознанию, обусловленный их возрастом. И тренеры, и спортивные психологи уделяют большое внимание способам регистрации данных самоконтроля. Для этого разрабатываются различные типы учебных карт, дневников самоконтроля. Методика управления тренировочным процессом и индивидуализации тренировочных нагрузок на основе учета объективных и субъективных оценок спортсменами своего состояния, давшая хорошие результаты при подготовке гребцов, предложена Н. Н. Озолиным. В качестве объективного показателя реакции спортсменов на нагрузки он предложил соотношение частоты сердечных сокращений лежа и стоя, измеряемой сразу после пробуждения утром (ортостатическую пробу). Измерение этого объективного показателя дополнялось самооценками субъективной тяжести нагрузок за весь предыдущий день, степени восстановления наутро, самочувствия, настроения, двигательной активности. Самооценки регистрировались графическим способом, представленным на рис. 2. Тяжесть нагрузок предыдущего дня
Рис.2. Образец регистрации самооценки реакции на тренировочные нагрузки Сопоставление объективных и субъективных показателей реакции на тренировочные нагрузки позволило управлять тренировочным процессом. Сличение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) и самооценок являлось показателем перегрузки. Низкие показатели самооценок при хороших показателях ЧСС являются свидетельством недостаточной адаптированности к тренировочным нагрузкам. Колебания самооценок в пределах от +1 до -1 указывают на возникновение состояния монотонии, преодоление которого возможно за счет более разнообразной эмоциональной работы на тренировках. Регистрация субъективных оценок состояния позволяет контролировать не только реакцию на тренировочные нагрузки, но и процесс формирования специальной гоовности к выступлению в соревнованиях. С этой целью Д. А. Аросьевым была предложена система самооценок, включающая такие показатели, как желание тренироваться, желание соревноваться, самочувствие, активность, настроение, техничность, результативность. Как признаки специальной готовности к соревнованиям рассматриваются: желание соревноваться, техничность, результативность. При правильной организации подготовки спортсменов они должны повышаться к концу подготовительного и началу соревновательного периода годичного цикла подготовки. Зафиксированное в графическом дневнике спортсмена отклонение от запланированной динамики изменения показателей специальной готовности требует внесения оперативной коррекции в тренировочный процесс. Применение дневников самоконтроля состояний спортсменов помимо возможности управлять процессом их подготовки дает важный психологический эффект: спортсмены чувствуют себя не просто пассивными исполнителями указаний тренера, но активными участниками планирования и управления процессом своей подготовки. Один из вариантов карт самоконтроля технической и тактической подготовки, разработанных для совершенствующихся яхтсменов А. А. Чумаковым, приведен в приложении. Его примечательной особенностью является то, что он предусматривает не только самоконтроль, но и взаимный контроль эффективности технических и тактических действий членами экипажа яхты, выполняющими разные функции, а также сопоставление результатов самоконтроля с оценками тренера. Стабильность самоконтроля может нарушаться в эмоционально напряженных условиях. Исследованиями В. Э. Мильмана установлено, что изменение самоконтроля спортсменами двигательных действий во время соревнований по сравнению с тренировками происходит в двух направлениях: 1) автоматизация самоконтроля действий, элементов техники, обычно контролируемых сознательно; 2) деавтоматизация самоконтроля элементов техники, обычно не являющихся объектом осознания. Причиной автоматизации самоконтроля некоторых элементов техники является то, что эмоциональные переживания, возникающие во время соревнований, вытесняют из сознания то, что связано с техникой выполнения движений. Возможно, задача регуляции предсоревновательных и соревновательных эмоциональных состояний субъективно воспринимается спортсменами как более важная, чем самоконтроль техники движений, отступающий на второй план. Деавтоматизация ключевых элементов двигательных действий, возникающая во время соревнований, объясняется стремлением повысить надежность их исполнения за счет дополнительной концентрации внимания. Но не всегда такое повышенное внимание к ключевым элементам действия дает положительный результат. Изменение структуры самоконтроля может повлечь за собой нарушение координации движений, вследствие которого именно в контролируемых элементах движений допускаются ошибки. В связи с тем, что нарушения самоконтроля снижают надежность выступлений спортсменов в соревнованиях, необходимо в процессе тренировок предусмотреть средства профилактики изменений структуры самоконтроля. Такая работа может проводиться в двух направлениях: 1) обучение спортсменов методам психической саморегуляции, позволяющим сохранять во время соревнований оптимальное эмоциональное состояние, при котором не возникает существенных нарушений самоконтроля; 2) проведение тренировок в усложненных условиях, способствующее повышению стабильности самоконтроля на фоне действия сбивающих факторов. Самоконтроль - это важный, но не единственный элемент контрольно-оценочного компонента деятельности спортсменов. Спорт как деятельность достижения предполагает обязательную оценку выступлений спортсменов в соревнованиях как успешных либо неудачных. Восприятие результатов, показанных в соревнованиях, как успеха или как неудачи, а также характер объяснения причин продемонстрированного уровня достижений существенным образом влияет на постановку дальнейших целей, на самооценку, уверенность спортсменов в своих силах. Поэтому особенности восприятия и объяснения спортсменами собственных успехов и неудач заслуживают пристального внимания. Успех в деятельности достижений можно понимать по-разному. С одной стороны, успех рассматривается как соответствие результатов деятельности принятым социальным стандартам. С другой стороны, можно понимать успех как соответствие продемонстрированного результата собственным, внутренним критериям достижений, как соответствие результата поставленной цели. Социально заданным критерием успеха в спорте является победа в соревнованиях. Так как участников соревнований значительно больше, чем победителей, повышение числа спортсменов, испытывающих чувство успеха, удачи в соревнованиях, возможно за счет ориентации на внутренние критерии успеха, не обязательно заключающиеся в занятии призового места. Позитивное влияние внутренних критериев на эмоциональное отношение спортсменов к результатам своих выступлений в соревнованиях отмечают и спортивные психологи, и опытные спортсмены (Н. А. Батурин, Дж. Мак Ки). Восприятие показанного в соревнованиях результата как успеха или неудачи зависит от его уровня. Достижение легкой цели не вызывает переживания успеха. Если цель очень сложна, то демонстрация более низкого результата не воспринимается как неудача. Отчетливые переживания успеха и неудачи связаны с целями, которые воспринимаются как достижимые в принципе, но достаточно сложные. Отношение спортсменов к своим достижениям зависит от величины расхождения цели и показанного результата, которое они считают допустимым. Часть спортсменов имеет очень жесткие критерии успеха и допускает лишь незначительные отклонения от них. Американские спортивные психологи называют таких спортсменов перфекционалистами, т. е. людьми, признающими за норму для себя только безупречное выступление. Жесткость критериев успеха повышает вероятность переживания неудачи. Другие спортсмены считают допустимым достаточно значительное расхождение между целью и фактическим результатом и имеют тенденцию снижать собственные критерии успеха в случае неудачи. Это дает им возможность защитить себя от неприятных эмоций, но в меньшей степени мобилизует на преодоление неудачи, на совершенствование своего мастерства. Существенной характеристикой реакции спортсменов на успехи и неудачи является то, в какой мере они принимают на себя ответственность за них. Свойство личности, проявляющееся в степени, в которой человек считает себя способным контролировать события своей жизни и брать на себя ответственность за них, называется локусом контроля (Дж. Б. Роттер). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) считают, что события их жизни, уровень их достижений определяется главным образом их собственной активностью, а не внешними обстоятельствами. Интерналы считают себя ответственными за то, что с ними происходит. Внешний локус контроля (экстернальность) проявляется в том, что в качестве основной причины происходящих с человеком событий рассматриваются внешние обстоятельства, которые он не в состоянии контролировать. Мнение о зависимости жизни от внешних обстоятельств позволяет человеку - экстерналу не принимать на себя ответственность за то, что с ним происходит. Сравнение достижения спортсменов с внутренним и внешним локусом контроля, проведенное Р. Мартенсом, позволяет отдать предпочтение интерналам. Они воспринимают успехи и неудачи как следствие собственной активности и в большей степени, чем экстерналы ориентированы на приобретение мастерства как предпосылки достижений. Спортсмены с внутренним локусом контроля более устойчивы к неудачам, более терпеливы в ожидании признания и наград. Успех побуждает интерналов повышать цели, а неудача вызывает лишь незначительное снижение их сложности. Для интерналов, в отличие от спортсменов с внешним локусом контроля, более действенным воздействием на мотивацию является усиление внутренних мотивов. Интерналы тем более активны, чем выше возможность контролировать ситуацию. Но нужно иметь в виду, что спортсмены - интерналы склонны преувеличивать свою ответственность за результаты выступлений в соревнованиях, несмотря на то, что многие условия соревновательной ситуации они не могут контролировать (действия соперников, судей, официальных лиц, внешние условия). А это создает дополнительные психические нагрузки. Спортсмены - экстерналы, в отличие от интерналов, склонны больше надеяться на случай, а не на собственные силы. Они в большей степени опасаются неудач, хотя легко снимают с себя ответственность за них и избавляются, таким образом, от тягостных переживаний. Спортсмены с внешним локусом контроля менее реалистичны в постановке целей, чем спортсмены -интерналы. Они склонны ставить чрезмерно высокие либо слишком заниженные цели, рисковать без необходимости. Если интерналов больше стимулируют внутренние мотивы, то экстерналы сильнее активизируются при наличии привлекательного образца для подражания. Приведенные факты свидетельствуют о предпочтительности внутреннего локуса контроля для спортсменов. Но исследования показывают, что продуктивное отношение к результатам деятельности, в частности к неудачам, обеспечивается их объяснением не любыми, а лишь определенными внутренними факторами. Склонность объяснять неудачи травмами, перенесенной болезнью, утомлением не способствует мобилизации усилий для их преодоления. (В. С. Агеев, Т. Ф. Дубова, Ю. Я. Рыжонкин). В связи с этим целесообразно рассмотреть возможные типы объяснения причин успехов и неудач. Факторы, привлекаемые для объяснений результатов деятельности, можно подразделить на внешние и внутренние, контролируемые и неконтролируемые, стабильные и нестабильные. От причинных схем, используемых для объяснения причин успехов и неудач, зависит уверенность человека в себе, качество, очень важное в спорте. С точки зрения поддержания уверенности в себе наиболее продуктивным оказывается объяснение достигаемых результатов внутренними, изменчивыми, контролируемыми факторами. Таким фактором являются усилия, прилагаемые человеком для достижения цели. Они полностью подконтрольны человеку и могут быть изменены при необходимости. Объяснение достигнутых результатов собственными усилиями способствует укреплению чувств контроля ситуации, уверенности в своих силах. Даже в случае неудачи, если она объясняется недостатком усилий, у спортсменов не происходит значительного снижения уверенности в себе. Если же неудачи объясняются внутренними или внешними причинами, отличающимися стабильностью, и неподвластными произвольному контролю, (отсутствие способностей, трудность задачи), возникает чувство беспомощности, подрывающее уверенность в себе. Заслуживают внимания расхождения в объяснении успехов и неудач спортсменами и тренерами. Спортсмены склонны объяснять успехи собственными усилиями, а неудачи связывать с влиянием внешних обстоятельств, в том числе неправильной методикой работы тренера. Тренеры бывают склонны объяснять успехи учеников благоприятными обстоятельствами, а неудачи связывают с некачественными действиями своих учеников. Несовпадение мнений по столь существенному вопросу может быть причиной межличностных конфликтов. Приведенные выше данные указывают на важность такого направления совершенствования контрольно-оценочных компонентов деятельности, как формирования продуктивных причинных схем, используемых для объяснения достигаемых результатов. Поскольку наиболее желательным является связывание результатов с собственными усилиями, нужно создавать ситуации, помогающие спортсменам осознать эту взаимосвязь, увидеть, что их работа дает желаемый эффект. Закреплению данной причинной схемы способствует постановка реалистичных целей и побуждение спортсменов к принятию на себя ответственности за их достижение. Результаты выступлений спортсменов в соревнованиях никогда не бывают безразличны для них и переживаются эмоционально. Особенно сильные эмоциональные реакции, оказывающие долговременное влияние на поведение, связаны неудачами в соревнованиях. Сильная или неожиданная неудача вызывает состояние фрустрации, так как она оставляет неудовлетворенной потребность спортсмена в достижении поставленной цели. Реакции человека, попавшего во фрустрирующую ситуацию, могут быть различны. Их можно классифицировать по типу и по направленности. По типу различают следующие разновидности фрустрационных реакций: препятственно -доминантные, самозащитные и необходимостно - упорствующие. Препятственно доминантными называются такие реакции на фрустрацию, когда человек фиксируется на обстоятельствах или действиях других людей, помешавших ему достичь цели. Самозащитные реакции выражаются в стремлении отвести от себя вину или представить ее как невольную. Необходимостно –упорствующие реакции заключаются в том, что человек стремится сам или с помощью других найти выход из неблагоприятной ситуации. По направленности фрустрационные реакции подразделяются на экстрапунитивные (направленные вовне), интропунитивные (направленные на себя), импунитивные, означающие признание того, что никто не виноват в случившемся, и надежду на разрешение ситуации со временем. Как показали результаты исследований, характер реакции на фрустрирующие ситуации определяет степень успешности преодоления неудачи, активность поиска необходимых для этого средств. Преобладание препятственно - доминантных, экстрапунитивных реакций на фрустрацию блокирует поиск путей преодоления неудачи. Необходимостно-упорствующие реакции - признак продуктивного подхода к разрешению фрустрирующей ситуации (И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг). Сопоставление профилей реакции на фрустрирующие ситуации у пловцов с разным уровнем успешности показало, что более успешных пловцов отличает от менее успешных более отчетливая представленность необходимостно-упорствующих и интропунитивных реакций. Это означает, что достижению высоких результатов в спорте благоприятствует способность самокритично подойти к причинам неудач, отсутствие боязни увидеть их в себе, а не только во внешних обстоятельствах, нацеленность на поиск выхода из неблагоприятной ситуации (И. А. Юров).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |