Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л И Т Е Р А Т У Р А 4 страница




Важным компонентом работы в предсоревновательный период является формирование и закрепление уверенности спортсменов в своих силах. Такую функцию выполняют правильно подобранные подводящие соревнования, успех в которых создает уверенность в достижении поставленных целей в основном соревновании. Тот же эффект достигается продуманной работой со спаринг-партнером, позволяющей спортсмену составить реалистичное, укрепляющее веру в успех представление о своих возможностях. Закреплению уверенности способствует подведение итогов подготовки, акцентирующее внимание на ее положительных сторонах.

Принимая во внимание возможность уверенности спортсменов в своих силах, нецелесообразно вносить кардинальные изменения, экспериментировать на заключительном этапе подготовки к ответственным сорев­нованиям. Это может посеять серьезные сомнения в эффективности при­меняющихся методов тренировки, подорвать доверие к тренеру, снизить психическую готовность спортсменов к выступлению в ответственных соревнованиях.

Формированию уверенности в своих силах способствует предвари­тельная работа со спортсменами, направленная на сокращение неопре­деленности соревновательной ситуации. Ее компонентом является озна­комление с условиями и местом проведения соревнований. Речь идет не только об особенностях стадиона, зала, трассы или акватории, но и об условиях проживания, питания, о характерных реакциях публики в месте проведения соревнований. О том, насколько важно своевременное ознакомление с условиями соревнований, говорит ситуация, возникшая на предолимпийской парусной регате в Пуссане в 1987 году. Яхтсмены, выступающие в классе яхт "Катамаран Торнадо", отличающихся хруп­костью конструкции, были настолько обескуражены суровостью ветровых условий, что устроили сидячую забастовку. Боясь поломок, они отка­зались выйти в море при погоде, которая была лучше, чем средние ус­ловия олимпийской регаты 1988 года. Но на Олимпиаде забастовок уже не было. Победитель Олимпиады в классе "Катамаран Торнадо" Ле Дерофф после предолимпийской регаты целый год тренировался на фран­цузском побережье Атлантического океана в суровых условиях, анало­гичных условиям Пуссана. Все три призера в классе яхт "Летучий гол­ландец" тренировались в одном и том же месте в Дании, где условия похожи на условия Пуссана. Неудачу американских гонщиков в этом классе американские специалисты объясняют тем, что они не были зна­комы с такими условиями, а спохватились слишком поздно. Иными сло­вами, многие победители и призеры олимпийской регаты 1988 года уде­лили самое серьезное внимание такому источнику формирования уверен­ности в своих силах, как ознакомление с акваторией олимпийской ре­гаты и приобретение опыта действия в ней.

Сокращению неопределенности соревновательной ситуации способс­твуют модельные тренировки, на которых как можно более точно восп­роизводятся условия и регламент будущих соревнований. Их система­тически и успешно используют тренеры национальных команд по спор­тивной гимнастике.

Американские спортивные психологи, описывая психологические аспекты подготовки спортсменов США к Олимпиаде 1980 года в Москве,

указывали на такой ее элемент, как демонстрацию фильмов о стадионе в Лужниках, показывающих, как выглядит стадион во время больших спор­тивных праздников, как ведут себя зрители, какая звучит музыка. Целью этой работы было исключение неблагоприятного влияния непри­вычной обстановки на психическое состояние спортсменов.

Антиподом неуверенности, тягостного чувства неопределенности является чувство контроля ситуации. Его возникновению способствует предварительное планирование соревновательных дней, проигрывание вариантов поведения в различных "нештатных" ситуациях, которые мо­гут встретиться спортсменам, предварительная отработка способов сопротивления возможному психологическому давлению. Даже если спортсмену не придется воспользоваться всеми предварительными заго­товками такого рода, свою роль в укреплении уверенности атлета в себе они, безусловно, сыграют. Это особенно существенно, если спортсмену приходится выступать в отсутствие личного тренера или других лиц, способных оказать психологическую поддержку.

Как бы ни были важны соревнования высокого ранга, о которых идет речь, уверенность в их благополучном исходе возникает тогда, когда подготовка к ним воспринимается как планомерный процесс, ког­да не нагнетается напряженность вокруг их исключительности. Тренеры и руководители элитных команд не меньше, чем спортсмены подвержены эмоциональным нагрузкам. Поэтому им бывает нелегко сохранить спо­койствие и поддерживать деловой рабочий настрой, не исключающий от­ветственности и предельной концентрации на задачах предсоревновательной подготовки. Иногда под влиянием психических нагрузок у них возникает соблазн для укрепления собственной уверенности в успехе своих спортсменов предпринять что-то неожиданное и непривычное. Обычно весьма критично воспринимающие всякого рода новшества люди вдруг приглашают в команду экстрасенса или другого "волшебника", обещающего сотворить чудеса и обеспечить успешное выступление спорт­сменов. В такой ситуации задача психолога заключается в том, чтобы помочь тренерам и спортсменам реалистично оценить ситуацию, не до­пустить нежелательных отклонений от намеченной программы подготов­ки.

Наиболее остро проблема поддержания и сохранения уверенности спортсменов в своих силах встает в предсоревновательные дни. Рост эмоциональной напряженности в сочетании с появлением дополнительно­го свободного времени из-за уменьшения тренировочных нагрузок создает почву для усиления негативных мыслей, выражающих сомнение в своей подготовленности. Результатом этих сомнений становится нарас­тающая тревога, колебания эмоционального состояния и в конце концов "перегорание" спортсмена до старта. Средством профилактики таких явлений оказывается четкое планирование предсоревновательных дней, исключающее длительные промежутки незанятого времени. Реализация таких планов требует усилий от тренера и психолога, но они в полной мере оправдываются стабилизацией эмоционального состояния спортсме­нов.

Поддержанию уверенности способствует включение спортсменов в привычные действия. Этим объясняется стабилизирующее действие груп­повых и индивидуальных ритуалов, которые можно наблюдать перед на­чалом выступлений спортсменов в соревнованиях. Примером таких риту­алов может быть похлопывание по щиткам вратаря у хоккеистов, бурные объятия после забитого гола у футболистов, точно повторяемые дейс­твия выходящего на мост тяжелоатлета и выводящего его тренера. Ри­туалы такого рода вызывают неоднозначное отношение не только у зри­телей и журналистов, но и у тренеров. Это тем более вероятно, что ритуал подготовки к выступлению у некоторых спортсменов может быть очень необычным. Разумеется, ритуалы соревновательного поведения заслуживают анализа с точки зрения их целесообразности. Но необхо­дима большая осторожность при принятии решения об их изменении. На­рушение привычной процедуры настройки на выступление приводит, как правило, к снижению его результативности. С другой стороны, сильная приверженность к стереотипам соревновательного поведения делает спортсмена уязвимым в условиях помех. Следовательно, при использо­вании для повышения уверенности спортсменов в своих силах и стаби­лизации их эмоционального состояния групповых и индивидуальных ри­туалов соревновательного поведения нужно иметь в виду и сложности, которые могут при этом появиться.

Обязательным элементом крупных международных соревнований яв­ляется допинг-контроль. Сомнения в его благополучном прохождении неблагоприятно влияют на уверенность спортсменов в себе. Чтобы иск­лючить случайности при прохождении допинг-контроля желательно избе­гать приема в предсоревновательный период лекарств, компоненты ко­торых могут входить в список запрещенных препаратов. В случае необ­ходимости лекарства должны применяться только после консультации с врачом команды.

Острая конкуренция в спорте высших достижений усиливает эмоци­ональную напряженность. Одним из ее существенных регуляторов явля­ется мотивация.

Ведущим компонентом мотивации высококвалифицированных спорт­сменов является мотивация достижений, относительно устойчивое стремление к успеху в различных видах деятельности.

Мотивация достижения была подробно исследована Д.Микклеландом и Дж.Аткинсоном. Характерными проявлениями мотивации достижения в поведении являются: стремление человека сравнивать себя с другими по принятым для данного вида деятельности критериям; готовность взять на себя добровольно дополнительную ответственность, чтобы увеличить собственный вклад в достигаемые результаты и удовлетворе­ние от успеха; предпочтение ситуации умеренного риска, когда успех достаточно вероятен, хотя его достижение требует мобилизации уси­лий; стремление вносить в любую деятельность усовершенствования, способствующие достижению успеха; предпочтение ситуаций, когда ус­пех является следствием собственных усилий, а не удачи, благоприят­ного стечения обстоятельств.

Стремление к достижениям представляет собой две мотивационных тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Они могут по-разному соотноситься у конкретного спортсмена, что прояв­ляется в некоторых особенностях поведения.

Исследования, проведенные В.Гошеком и Е.А.Калининым /1977/, показали, что у спортсменов, ориентирующихся преимущественно на ус­пех, наблюдается эмоциональная стабильность во время соревнований, склонность к лидерству, нечувствительность к угрозе, высокий уро­вень притязаний. Свои успехи они приписывают собственным усилиям, а неудачи объясняют недостатком приложенных усилий. Это помогает спортсменам сохранить уверенность в себе, даже если в определенный момент они терпят поражение.

Спортсмены с выраженной ориентацией на избегание неудачи отли­чаются тревожностью, эмоциональной нестабильностью, чувствитель­ностью к угрозе, нереалистичностью в постановке целей. Они часто выбирают либо очень легкие, либо чрезмерно высокие цели. В первом случае легкость цели снижает вероятность неудачи, во втором можно снять с себя ответственность за неудачу, объяснив ее сложностью це­ли. Люди, ориентированные на избегание неудачи, приписывают свои успехи удаче, случаю, а не собственным усилиям. Это делает их неуверенными в себе, вызывает у них чувство собственной беспомощности.

Люди, ориентированные на успех, ставят перед собой сложные це­ли и устанавливают для себя жесткие критерии успеха. Лишь резуль­тат, точно совпадающий с целью или незначительно отклоняющийся от нее, расценивается как успех. Это способствует мобилизации усилий на достижение успеха, но, с другой стороны, повышает риск травмиру­ющего влияния неудачи. Для спортсмена, стремящегося исключительно к успеху, неудача может стать настолько сильной травмой, что приводит к его уходу из спорта. Это особенно вероятно, когда неудача следует после серии успехов, демонстрирующих явное преимущество спортсмена над соперниками.

Стремление избежать неудачи побуждает человека к тому, чтобы устанавливать для себя менее строгие критерии успеха. В этом случае даже значительное отклонение от намеченной цели рассматривается как успех. Например, спортсмен, ставивший цель войти в число призеров чемпионата мира, а фактически занявший десятое место, говорит: "Стать десятым среди семидесяти лучших спортсменов мира не так уж плохо. Не понимаю, почему тренеры считают мое выступление неудач­ным". Хотя описанная позиция спортсмена не способствует мобилизации сил на улучшение результатов, она облегчает переживание неудачи и с этой точки зрения может быть полезна. Но закрепление таких защитных реакций препятствует росту спортсменов.

Высококвалифицированные спортсмены неизбежно сталкиваются с опытом не только побед, но и поражений. Поэтому реалистичное отно­шение к возможным неудачам, признание за собой права на ошибку из­бавляет спортсменов от психических перегрузок. Исследования показы­вают, что долго и успешно выступают спортсмены, у которых при выра­женной ориентации на успех отчетливо прослеживается стремление из­бежать неудачи. Реалистичное соотношение стремления к успеху и стремления избежать неудачи характерно для опытных спортсменов с достаточно большим стажем выступлений в большом спорте.

Важным компонентом мотивации высококвалифицированных спортсме­нов является стремление к соревновательной борьбе. Стремление вести до конца соревновательную борьбу А.П.Пуни (1967) характеризует как один из основных признаков психической готовности спортсменов к со­ревнованиям. Сопоставление соревновательных результатов спортсменов и показателей стремления к соревновательной борьбе показывает, что заметное его снижение, как правило, является предвестником неудачного выступления (Г.Б.Горская, 1990).

Стремление к соревновательной борьбе более изменчиво и более чувствительно к психическим нагрузкам, чем мотивация достижения (рис.5). Рост психической напряженности, усиливающий заинтересован­ность в отсутствии психологического дискомфорта, приводит к более сильному снижению стремления к соревновательной борьбе, чем стрем­ления к достижениям. Восстановление стремления к соревновательной борьбе после снижения психических нагрузок происходит медленнее, чем восстановление мотивации достижения.

Чувствительность соревновательной мотивации к психическим наг­рузкам повышает значимость точного дозирования воздействий, усили­вающих мотивацию на фоне высокой психической напряженности. Такие воздействия спортсмены называют накачками. Как правило, они приво­дят к дезорганизации поведения, появлению не соответствующих классу спортсменов ошибок во время их выступлений в соревнованиях. Рост психической напряженности, снижающий соревновательную мотивацию, может быть связан и с нерациональным планированием соревновательно­го сезона. Вследствие ошибок в планировании спортсмены не успевают восстановиться после психических нагрузок в одном соревновании до того момента, когда им нужно выступать в следующих соревнованиях.

Неизбежное накопление психической усталости во время напряжен­ного соревновательного сезона обусловливает повышение значимости психической реабилитации. Реабилитационные мероприятия необходимы как после выступления в соревнованиях, так и во время выступлений. Восстановлению психической свежести после напряженного соревнования способствует смена обстановки, отдых в условиях, не связанных с со­ревновательной ситуацией, в общении с людьми, не входящими в при­вычные для тренировок и соревнований круг общения. Хороший восста­навливающий эффект дают предсоревновательные реабилитационные сбо­ры, проводимые вне обычных тренировочных баз. Новизна обстановки, дающая свежие впечатления, щадящий режим нагрузок стимулируют восс­тановление соревновательной мотивации, желание включиться в завер­шающий этап непосредственной предсоревновательной подготовки к от­ветственному соревнованию.

С целью психической реабилитации спортсменов во время соревно­ваний могут быть использованы: мышечная релаксация, различные вари­анты психорегулирующей тренировки, просмотр специально подобранных кино- и видеофильмов, спортивные игры, облегчающие эмоциональную разрядку. Для снятия послесоревновательного возбуждения можно при­менять плавание, бег в умеренном темпе, успокаивающий массаж, аппа­ратурные средства психорегуляции.

Немаловажную роль в сохранении психической устойчивости во время соревнований играет правильно построенное общение тренеров и спортсменов. Оно предполагает корректное отношение их друг к другу, несмотря на то, что соревнование вызывает у всех повышение эмоцио­нального напряжения, из-за которого возрастает раздражительность и конфликтность. Каждому члену выступающей в ответственном соревнова­нии команды, будь то спортсмен, тренер или руководитель, нужно пом­нить, что не только он, но и окружающие испытывают повышенные пси­хические нагрузки. Поэтому нужно проявить корректность и сдержан­ность, способствовать тому, чтобы не разгорались искры мелких конф­ликтов, подрывающих готовность к соревнованию.

Тренерам, дающим установки спортсменам, необходимо исключить из своего словаря частицу "не", нацеливать спортсменов на то, что надо делать, а не то, чего не следует допускать. Акцентирование внимания на том, что не надо допускать тех или иных ошибок, усили­вает мотивацию избегания неудачи, повышает уровень тревоги. Во вре­мя ответственного выступления тренеру нужно стремиться сохранить обычный стиль общения, поскольку даже повышенное внимание к делам спортсмена, к его состоянию может стать дополнительным источником психического напряжения. Любые заметные изменения в привычном стиле общения увеличивают напряженность соревновательной ситуации, так как делают ее более неопределенной.

А

 

Б

Рис. 5. Показатели психической напряженности и мотивационной готовности к выступлению соревнований у элитных яхтсменов в предолимпийском сезоне

 

Эмоциональное напряжение повышает чувствительность к оценкам и замечаниям окружающих. Даже вскользь брошенные слова могут повлиять на поведение спортсменов, на оценку ими собственных возможностей. Поэтому всем специалистам, работающим со спортсменами в период ответственных соревнований, необходим повышенный самоконтроль своего поведения и высказываний, обращенных к спортсменам. Еще одним эффектом эмоционального напряжения может быть снижение восприимчивости спортсменов к критическим замечаниям, советам тренера. Чтобы внести необходимую коррекцию в их действия, полезно прежде чем сделать замечание, подчеркнуть успешные действия, обратиться к положительному опыту спортсменов, где не было ошибок, исключения которых добивается тренер.

Компонентом поддержания нервно-психического равновесия в дни ответственных соревнований является конструктивное обсуждение промежуточных результатов соревнований, исключающее эмоциональные оценки, нацеливающее спортсменов на решение конкретных технических и тактических задач.

Данный раздел, разумеется, не исчерпывает всех аспектов психологического обеспечения ответственного выступления, всех мероприятий, проводимых непосредственно во время соревнования. Но его содержание показывает, насколько важно тщательно контролировать все элементы соревновательной ситуации, от которых зависит результат выступлений. Не менее существенной предпосылкой успеха в ответственном соревновании является тщательный отбор психологических воздействий на спортсмена, предварительная отработка программ психической реабилитации.

 

4.4. Психологическое обеспечение тренировочной деятельности

высококвалифицированных спортсменов

 

Тренировки высококлассных спортсменов направлены не столько на формирование, сколько на шлифовку мастерства, поддержание спортивной формы. Спортсмены высокой квалификации имеют, как правило, многолетний стаж занятий. Это уменьшает элемент новизны в тренировочной работе. Достигнутые в соревнованиях высокого ранга успехи укрепляют уверенность спортсменов в высоком уровне их мастерства. Это снижает у части элитных спортсменов интерес к его совершенствованию (Р.А.Пилоян, 1984).

Спортсмены высокого класса отлично знают свой вид спорта и собственные возможности. Поэтому предлагаемые тренерами программы подготовки не всегда принимаются ими безоговорочно. Не все элитные спортсмены соглашаются быть пассивными исполнителями указаний тренеров. Некоторые опытные спортсмены на определенном этапе спортивной жизни приходят к заключению, что больше не нуждаются в тренере и могут вести подготовку самостоятельно. Но далеко не всегда разрыв с тренером и проведение тренировок по собственному усмотрению ведет к росту достижений спортсменов или по крайней мере к сохранению высокого уровня соревновательных результатов.

Перечисленные особенности подготовки высококлассных спортсменов делают актуальной задачей психологического обеспечения тренировочного процесса поддержание у атлетов мотивации самосовершенствования, установки на активный поиск резервов роста спортивного мастерства. Другой важной задачей является помощь спортсменам и тренерам в установлении соответствующих специфике подготовки взаимоотношений, предполагающих не подчинение спортсменов воле тренера, а равноправное сотрудничество. По словам известной фигуристки и тренера по фигурному катанию Л.А.Пахомовой, для высококвалифицированного спортсмена тренер - это не столько учитель, сколько друг и соратник. Основная роль тренера в этом случае заключается в контроле и корректировании подготовки, спланированной совместно со спортсмена­ми (Л.А.Пахомова, 1988).

Серьезной психологической проблемой является характерная для многих видов спорта монотонность тренировочного процесса. Она вызывает состояние монотонии, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, вялости, сонливости, потере интереса к работе. Другой реакцией на однообразие тренировок может быть состояние пресыщения. Оно возникает у спортсменов, крайне неустойчивых к монотонии. Пресыщение проявляется в повышенной раздражительности, несдердержанности в проявлении эмоций, в агрессивных реакциях на требова­ния тренера.

Отрицательное влияние описанных состояний на эффективность тренировочного процесса объясняет большое внимание тренеров и психологов к их профилактике. Вероятность возникновения состояний монотонии и пресыщения уменьшается, если есть возможность разнообразить работу на тренировках, включать в нее эмоционально насыщенные игровые и соревновательные элементы. Проведение тренировочных сборов на разных базах также снижает однообразие в жизни и подготовке высококвалифицированных спортсменов. Но бывают ситуации, когда выполнение больших объемов не очень интересной однообразной работы оказывается обязательным и неизбежным. Для неустойчивых к монотонии спортсменов это становится дополнительной психической нагрузкой.

Как средство, помогающее переносить длительную однообразную работу, используется дополнительная сенсорная стимуляция (зритель­ная или слуховая), интеллектуальные и эмоциональные стимулы, дающие спортсменам новые впечатления. Например, для имитации условий среднегорья в тренировочном центре Кинбаум, расположенном недалеко от Берлина, была оборудована барокамера. Ее оснащение предусматривало средства профилактики монотонии. Перед каждым велотренажером, на которых спортсмены тренировались в течение нескольких часов, были установлены телемониторы для демонстрации выбранных спортсменами видеофильмов, скрашивающих однообразие работы (Е.Гиппенрейтер, 1991). Монотонность работы на велотренажерах может быть снижена за счет включения в процесс ее выполнения заданий, связанных с обуче­нием концентрации внимания, сохранению помехоустойчивости интеллек­туальных функций на фоне нарастающего утомления. Таким образом, тре­нировки, проводимые для наращивания функциональных возможностей спортсменов, дают дополнительный эффект; увеличивают устойчивость интеллектуальных функций к физическому утомлению.

Полезным средством преодоления монотонии может быть удачно по­добранная функциональная музыка (Ю.Г.Коджаспиров, 1987).

Облегчает выполнение больших по объему однообразных трениро­вочных заданий постановка промежуточных целей, расчленение задания на несколько этапов. Такой же эффект дает сознание положительной мотивации выполнения монотонной работы, основанной на понимании ее роли в достижении целей подготовки. Тренировки, включающие большие объемы однообразной работы, переносятся лучше, если есть определен­ный объект для концентрации внимания. Он может вводиться, например, с помощью заданий на самоконтроль функционального состояния во вре­мя тренировки.

Существенное влияние психологических факторов на достижения высококлассных спортсменов обусловило появление в программах трени­ровочных сборов психологического компонента. Он заключается в груп­повых и индивидуальных занятиях, на которых формируются и совер­шенствуются необходимые спортсменам психотехнические навыки. Прог­раммы таких занятий примерно одинаковы в разных странах, в различ­ных видах спорта. Они включают упражнения на совершенствование на­выков концентрации внимания, идеомоторики, визуализации, регуляции уровня активации, преодоления стресса (Г.Д.Горбунов, 2006; Дж.Р.Мей, Т.Л.Вич, 1987; Р.М.Сьюинн, 1987; Б.Росси, 1993). Общая для всех спортсменов часть этих занятий представляет собой, как правило, лекции или беседы, знакомящие их с влиянием психологичес­ких факторов на спортивные результаты, со способами мобилизации ре­зервов собственной психики. Содержание индивидуальных занятий зави­сит от конкретных проблем, с которыми обращается тот или иной спортсмен к психологу.

Успех работы по совершенствованию психотехнических навыков высококвалифицированных спортсменов зависит от ее систематичности и регулярности. Формирование психотехнических навыков требует време­ни. Они, как и любые другие навыки, утрачиваются без поддерживающе­го влияния тренировок. Для того чтобы подобрать наиболее эффектив­ные для конкретного спортсмена средства концентрации внимания, пре­одоления стресса, настройки на выступление, нужна достаточно дли­тельная работа.

Роль заблаговременного и планомерного осуществления мероприя­тий психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов демонстрирует практика работы итальянского спортивного психолога Б.Росси. Она проводилась во время нескольких циклов олим­пийской подготовки с национальными олимпийскими командами Италии по современному пятиборью и водному поло. Эти команды завоевали золо­тые олимпийские медали в Сеуле в 1988 году и в Барселоне в 1992 году.

Работа со спортсменами начиналась не позднее, чем за восемь месяцев до Олимпиады. Одновременно с подготовкой основного состава пятиборцев к Олимпиаде 1984 года велась подготовка резерва к Олим­пиаде 1988 года. Точно так же подготовка основной команды ватерпо­листов к Олимпийским Играм 1992 года сочеталась с подготовкой более молодых спортсменов - кандидатов в олимпийскую сборную 1996 года. Важным результатом планомерной работы, по мнению Б.Росси, явилась достигнутая к моменту олимпийского старта автономность и самостоя­тельность в преодолении соревновательного стресса, свидетельствую­щая о прочности психотехнических навыков спортсменов, об их уверен­ности в себе. Сформированное у спортсменов чувство контроля ситуа­ции, компетентности в области контроля эмоций явилось ощутимым вкладом психолога в их успех на Олимпийских Играх (Б.Росси, 1994).

Острая конкуренция в спорте высших достижений побуждает спорт­сменов к поиску нетрадиционных средств улучшения спортивных резуль­татов. Весомость материальных и социальных плодов спортивных побед является одной из причин стремления к ним любой ценой, в том числе с использованием недозволенных средств. Поэтому в большом спорте так остры проблемы, связанные с применением допинга. И психологи­ческая служба не может оставаться в стороне от их решения, так как причины, по которым спортсмены применяют запрещенные препараты, связаны в значительной степени с их личностными установками.

Дж.Ченнел (1987) в работе, посвященной психологическим аспектам применения допинга, выделил две группы факторов, побуждающих спортсменов к этому. Во-первых, это неспортивные причины: любопытс­тво, давление сверстников, стремление продемонстрировать юношескую независимость, поиск средств расслабления при психологическом дис­комфорте. Возможно, жертвой любопытства и стремления к независимос­ти стала юная теннисная звезда Дж.Каприати из США, арестованная в 1993 году за употребление наркотиков. Обнаруженная в исследованиях восьмидесятых годов широкая распространенность среди молодежи экс­периментов в области применения лекарств может объяснить вероят­ность приобщения к запрещенным препаратам молодых спортсменов.

Вторую группу причин, побуждающих спортсменов к применению до­пинга, Дж.Ченнел характеризует как спортивную. Она сводится к жела­нию найти чудодейственные средства для улучшения спортивных дости­жений. Мечта о чудодейственном усилении своих возможностей свойс­твенна человеку с древнейших времен и нашла отражение в сказках многих народов. Весьма древнюю историю имеет и применение допинга участниками спортивных состязаний. Еще в третьем веке до нашей эры греческие атлеты для улучшения результатов применяли грибы, оказы­вающие стимулирующее влияние на психику.

Побуждением к применению допинга у современных спортсменов становится сильная переоценка значимости спортивных достижений. Она возникает у спортсменов под влиянием тренеров, спортивных руководи­телей, семьи, средств массовой информации. Спортсмены в результате этих влияний начинают придавать победам большее значение, чем дру­гим результатам занятий спортом: совершенствованию двигательных навыков, укреплению самооценки, личностному и социальному росту. Для многих спортсменов спортивные успехи становятся столь важным средством создания материального благополучия, укрепления социаль­ной позиции, что они идут на применение запрещенных препаратов, да­же зная о возможных опасностях для здоровья и жизни. Страх перед опасными последствиями применения допинга притупляется у спортсме­нов субъективным ощущением своей молодости, здоровья, крепости ор­ганизма. Подтверждение этому - трагическая судьба известного в мире бодибилдинга спортсмена М.Беназиза. Выходец из очень бедной семьи, Беназиз добился благодаря спорту известности и материального благо­получия. Для поддержания и закрепления своих успехов он постоянно применял анаболики, возможно, надеясь, что связанные с этим опас­ности минуют его. Но чуда не произошло. Спортсмен погиб от длительного применения запрещенных препаратов в 33 года.

Запрещенные лекарственные препараты применяются спортсменами для наращивания силы и выносливости, снятия тревоги и усталости, избавления от боли, улучшения концентрации внимания, усиления со­ревновательной мотивации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.