КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л И Т Е Р А Т У Р А 6 страница
Высококвалифицированный спортсмен, способный на достижения мирового класса, становится объектом повышенного внимания тренеров, спортивных руководителей. Ему создают максимально благоприятные условия подготовки. Его стараются оградить от всех проблем, отвлекающих от совершенствования мастерства. Такая опека может стать еще одним источником проблем в период завершения спортивной карьеры. "Вообще знаете, что самое трудное, когда уходишь из большого спорта? - размышляет олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике С. Бажова, - Приучиться все делать для себя самой. Ведь раньше даже о билетах на поезд заботились либо тренер, либо начальник сбора. А теперь и о хлебе насущном надо думать самостоятельно". Правда, С.Баитова считает эти трудности преодолимыми и преходящими (Н.Калугина, 1991). Психологи отмечают, что наиболее тяжело расстаются со спортом те атлеты, которые рассматривают его как единственную сферу самоутверждения и не мыслят себя в каком-либо ином качестве. Фанатичная преданность спорту, полная самоотдача, позволяющая достичь высоких результатов, приводит к тому, что спортсмены не задумываются о скоротечности спортивного пути. Поэтому смена образа жизни, нахождение новой области применения своих сил становится для них неожиданной и трудноразрешимой задачей. Завершение спортивной карьеры является переломным и сложным периодом жизни для большинства высококвалифицированных спортсменов. У некоторых атлетов он приобретает форму психологического кризиса. Причиной психологического кризиса является необходимость пересмотреть представление о себе, источниках ценности собственной личности, обрести профессию, дающую возможность обеспечить психологический комфорт и материальное благополучие. Не все атлеты оказываются способными справиться с кризисом завершения спортивной карьеры без помощи и поддержки извне. Помощь спортсменам в период завершения спортивной карьеры имеет разные направления. Часть из них выходит за рамки психологического обеспечения работы с ними. Это прежде всего меры социальной защиты спортсменов: решение вопроса о назначении пенсии выдающимся спортсменам, создание фондов социальной защиты спортсменов, предоставление стипендий для получения образования после завершения спортивных выступлений, создание программ помощи спортсменам в выборе профессиональной карьеры после ухода из большого спорта. Программы помощи спортсменам в смене профессиональной карьеры существуют в США, Канаде, Австралии. По содержанию они напоминают работу служб занятости населения. Одна из таких программ "Программа обеспечения смены карьеры профессиональных спортсменов", осуществляемая в США, включает изучение личностных, профессиональных, образовательных возможностей спортсменов, ознакомление их с профессиями, которые они могут приобрести, помощь в принятии решения о выборе профессии, профессиональное обучение, помощь в нахождении работы. Программы помощи спортсменам в выборе послеспортивной профессиональной карьеры имеют Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Национальная футбольная лига Америки. В Австралии имеется программа "Жизненные умения для элитных спортсменов", в рамках которой атлеты получают индивидуальные консультации по вопросам профессиональной карьеры. К мерам помощи спортсменам экстра класса, завершившим выступления в большом спорте, могут быть отнесены соревнования среди ветеранов, среди спортсменов-профессионалов по типу проводимых, например, в фигурном катании. Они позволяют высококлассным атлетам, покинувшим большой спорт, продлить период активных выступлений, несмотря на спад результатов и снижение физических возможностей. Мероприятия психологического обеспечения завершения спортивной карьеры спортсменов высокой квалификации можно подразделить на две части. Во-первых, это работа профилактического характера, которая направлена на формирование психической готовности к смене образа жизни, определение поля профессиональной деятельности после прекращения выступлений в соревнованиях. Она может и должна начинаться задолго до того момента, когда спортсмен покидает большой спорт. В ее содержание входит формирование полноценной Я-концепции, исключающей отношение к спорту как к единственной сфере самоутверждения и самореализации, а также формирование реалистичного отношения к неизбежности завершения спортивной карьеры, нахождения новой сферы деятельности. Элементом подготовки к завершению спортивного пути является формирование у спортсменов понимания ценности образования для обустройства своей жизни после ухода из большого спорта, поощрение и стимулирование усилий атлетов, направленных на получение образования. Успешность работы описанного направления зависит в значительной степени от позиции тренера, работающего со спортсменами. Как следует из приведенных выше данных, часть тренеров не поощряет активность спортсменов, нацеленную на будущее устройство в жизни, в то время, когда они продолжают активные выступления. Они исходят из того, что для достижения результатов экстра-класса нужно сосредоточиться только на процессе подготовки, только на тренировках. Как правило, тренеры, стоящие на такой позиции, не только отрицательно относятся к учебе спортсменов, но и препятствуют их общению со сверстниками вне спорта, рассматривая его как нежелательное отвлечение. Ограниченность интересов и социального опыта спортсменов, воспитанных такими тренерами, является фактором, затрудняющим их послеспортивную адаптацию к новому образу жизни. Более продуктивна позиция, сформулированная известным тренером прыгунов в высоту В.А.Лонским: "Не помню, сколько подготовил мастеров, сколько медалей и чемпионских званий завоевали мои ученики. Но помню, например, что из них вышло 11 кандидатов наук... Не ставил целью слепить высотников, которым планка застит белый свет, мне хотелось дать импульс становлению характера, становлению человека. А это вполне возможно не только, допустим, в лицее с физико-математическим уклоном, но и в секторе для прыжков в высоту" (А.Башкатов, 1994). Олимпийская чемпионка 1976 года по плаванию М.Кошевая с благодарностью вспоминает главного тренера сборной команды страны того времени С.М.Вайцеховского за настойчивость, которую он проявлял, помогая спортсменам получить образование, побуждая к изучению иностранных языков, чтобы облегчить благополучие жизненного пути после завершения выступлений в большом спорте. Для тех, кто собирался стать тренером, он организовывал у себя стажировку, проводил для членов сборной команды деловые игры, связанные с устройством послеспортивной жизни. По мнению М.Кошевой, С.М.Вайцеховскому "удалось разрешить почти неразрешимую проблему. Он научился готовить своих учеников не только к победам, но и к расставанию с большим спортом" (М.Кошевая, 1987). Благополучие ухода из большого спорта зависит от того, каковы жизненные установки спортсменов, насколько они готовы активно искать себя в новой области, адаптироваться к новому образу жизни. Суть проблемы очень точно сформулировал В.Старшинов: "Из спорта должны выходить люди с развитым чувством собственного достоинства. Не с непомерными амбициями, не с претензиями на вечную благодарность человечества, не с замашками рантье, стригущего купоны со своей спортивной славы, а именно, и, прежде всего - с уважением к себе и к людям. Научимся воспитывать в спортсменах это качество - и проблема крутого перелома в судьбе утратит нынешнюю остроту" (С.Викторов, 1987). Таким образом, предпосылкой адаптации высококлассных спортсменов к жизни вне спорта после завершения своей спортивной карьеры является готовность активно и самостоятельно утверждаться на новом этапе жизни, а также наличие необходимого для этого уровня образования, владение необходимыми профессиональными навыками. Побуждение к их приобретению является одной из задач спортивной психологической службы. Другая задача - это оказание помощи тем спортсменам, у которых завершение спортивной карьеры принимает форму личностного кризиса, с которым не все могут справиться самостоятельно. Некоторые спортсмены нуждаются в этот период в психотерапевтической помощи. По данным Б.Г.Огилви (1987), за помощью в преодолении стресса завершения спортивной карьеры к психологам и психотерапевтам обращаются 3-6% спортсменов высокого класса. Эффективность психологической и психотерапевтической помощи зависит от того, насколько точно определены проблемы конкретного спортсмена. В связи с этим заслуживает внимания ситуация, когда спортсмен завершает выступления не добровольно, а под влиянием обстоятельств /из-за травмы, болезни, смены критериев спортивного мастерства/ или под давлением тренера, спортивных руководителей, склоняющих атлета оставить спорт, поскольку, по их мнению, он исчерпал себя. Внешние стимулы, побуждающие спортсмена к завершению спортивной карьеры, попадают на разную почву. В некоторых случаях они бывают адресованы спортсменам, которые внутренне, психологически готовы к прекращению выступлений, даже если ясно не осознают этого. Объективным признаком такой готовности являются изменения в структуре мотивации: заметное повышение заинтересованности в отсутствии психогенных влияний, отклонений в состоянии здоровья, в благоприятных социально-бытовых условиях деятельности (Р.А.Пилоян, 1984). Эти показатели, как правило, выше у старших по возрасту спортсменов по сравнению с более молодыми. Но все же следует иметь в виду, что психологический и паспортный возраст спортсменов не всегда совпадают. Признаки психической усталости, сокращающей продолжительность спортивной карьеры, можно наблюдать и у молодых спортсменов. В то же время они могут отсутствовать у спортсменов того возраста, в котором большинство их коллег прекращает выступления. Поэтому предпринимаемые периодически попытки искусственно омолодить спорт, например, введением возрастных ограничений на участие в престижных соревнованиях не всегда оправданы. Если спортсмена склоняют к прекращению спортивной карьеры из-за возраста, а не из-за снижения результатов, целесообразно проанализировать уровень его психологических резервов для продолжения выступлений или степень выраженности признаков субъективной готовности к их завершению. Внутреннее несогласие спортсмена с мнением тренера о том, что его возможности не соответствуют требованиям спорта высших достижений, может выразиться как в бурных эмоциональных вспышках, так и в более затяжных эмоциональных реакциях. Под влиянием эмоциональных переживаний может измениться поведение спортсменов. В нем могут появиться черты неадекватности, иррациональности. Б.Огилви (1987) описал особенности реакций на завершения спортивной карьеры, имеющих характер психологического кризиса. Они похожи по динамике развития на психологические кризисы другого происхождения, связанные, например, с переживанием неизбежности гибели близкого человека от неизлечимой болезни. Первой стадией реакции кризисного характера на завершение спортивной карьеры является отрицание. Спортсмены игнорируют мнение врача о том, что при их состоянии здоровья целесообразно закончить выступления, продолжают тренироваться, несмотря на полученные травмы и запреты врача. Проявлением отрицания является продолжение тренировок спортсменов, выведенных из состава элитной команды. Для объяснения снижения результатов спортсмены используют в этот период психологическую защиту по типу рационализации. Настойчивость, упорство, помогавшие спортсменам добиваться высот в спорте, в описанной ситуации используются для защиты от реальности, затрудняют объективный анализ своих возможностей, принятие реалистичных, обоснованных решений. Вторая стадия кризиса завершения спортивной карьеры обозначена Б.Огилви как "Проекция: не я". Ее суть состоит в том, что спортсмен обвиняет в своих трудностях других людей, внешние обстоятельства. Он винит тренера в неправильном проведении отбора, врача в некомпетентности, руководителей в проявлении фаворитизма. Такая ложная защита самооценки превращается у части спортсменов в устойчивую жизненную позицию, которая затрудняет их личностный рост. Третью стадию кризиса Б.Огилви назвал стадией враждебности и гнева. Спортсмены, переживающие ее, ведут себя так, будто все их предали, никто о них не заботится. Спортсмены становятся упрямыми и необщительными, склонными к жалобам, чрезмерно критичными по отношению к тренеру, врачу, другим спортсменам. У них может появиться недоброжелательность, ревнивое отношение к молодым спортсменам, которые воспринимаются как угроза собственному будущему. У некоторых спортсменов гнев оказывается направленным на себя. Спортсмены грызут себя, растравляют собственные раны, находят множество способов самоумаления, обесценивания собственной личности. Это дает им почувствовать себя жертвой несправедливости и предательства. Описанная стадия развития кризиса завершения спортивной карьеры может смениться депрессией. Она характеризуется тем, что спортсмен избирательно выделяет в своей жизни только негативные стороны, демонстрирует свою беспомощность, неготовность принять на себя ответственность за свою жизнь и ее изменение, воспринимает себя как жертву непреодолимых обстоятельств. В такой период спортсмены особенно нуждаются в психотерапевтической помощи. Описанные формы неадекватного поведения возникают с большей вероятностью, если прекращение спортивной карьеры не является добровольным. Поэтому важным элементом психологического обеспечения завершения спортивной карьеры является определение того момента, когда влияние на спортсмена объективных факторов, побуждающих к завершению выступлений в большом спорте (ухудшение здоровья, снижение результатов, появление привлекательных возможностей смены карьеры) сочетается с субъективной готовностью к новой фазе жизненного пути. Немаловажным является то, как происходит прощание спортсмена с большим спортом. Если спортсмен уходит, чувствуя себя никому не нужным отработанным материалом, о котором мгновенно забывают, это становится дополнительной эмоциональной травмой, осложняющей и без того тяжелый переломный момент в жизни. Праздник в честь покидающего спорт атлета, освещаемый в прессе, проводимый во время престижных, посещаемых зрителями соревнований, вносит в его жизнь положительную эмоциональную ноту. Следует принять во внимание, что демонстрируемое спортивными руководителями и тренерами отношение к покидающему большой спорт атлету оказывает заметное влияние на поведение спортсменов, приходящих ему на смену. Заслуженный тренер по боксу Ю.Бухман пишет, что довольно распространенное отношение спортивных руководителей ко вчерашним спортивным кумирам по принципу "с глаз долой - из сердца вон" побуждает некоторых звезд в расцвете карьеры всеми способами, не всегда этически приемлемыми, выжать все возможное из своей спортивной славы. Они как бы торопятся рассчитаться за то забвение, которое ждет впереди - "на сходе" (Ю.Бухман, 1988). Иными словами, достойное отношение к спортсменам, завершающим свой путь в спорте высших достижений, - это вопрос не только устройства их судьбы, но и поддержания благоприятного психологического климата в элитных командах, нормальных взаимоотношений ветеранов и молодежи. Проблема завершения спортивной карьеры высококвалифицированных спортсменов имеет и этические, и социальные, и экономические аспекты. Ее полноценное решение выходит за пределы возможностей одной только спортивной психологической службы. Но долг спортивных психологов, работающих в элитных командах, - всеми силами способствовать благополучному завершению спортивного пути высококлассных спортсменов.
Литература
Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск: 1988 - 48 с. Вершинин А.В., Каширин Ю.А., Суслаков Б.А. Структура и организация НМО сборной команды страны по велоспорту на пути к играм XXY Олимпиады //Теория и практика физической культуры, 1991, № 7. Волков И.П. Вопросы медико-психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7. Волков И.П. Психологическая обстановка публичности соревнований и ее восприятие спортсменами. //Теория и практика физической культуры, 1987, № 1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: 1978. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека /опыт системного исследования/. //Теория и практика физической культуры, 1993, № 2. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. Смоленск: 1989 - 30 с. Горбунов Г.Д. Основные задачи практического психолога в современном спорте. //Психология и современный спорт. М.: 1982, с.120-128. Горская Г.Б. Основные компоненты психологического обеспечения выступления яхтсменов высокой квалификации в ответственных соревнованиях. М.: 1989 - 17 с. Горская Г.Б. Многомерность проявлений психики в деятельности спортсменов высокой квалификации. //Теория и практика физической культуры, 1993, № 2. Государев Н.А. Так становятся чемпионами. С: 1989 - 190 с. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: 1983 - 80 с. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев, 1985. Никифоров B.C. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра. //Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: 1988, с. 5-12. Педагогика и психология преодоления кризисных ситуаций в спортивной деятельности. Методические материалы для тренеров. Тбилиси: 1987 - 25 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: 1982 - 168 с. Проблемы резервных возможностей человека. М.: 1982 - 192 с. Психология и современный спорт. М.: 1982 - 244 с. Психология спорта высших достижений /Под общей редакцией А.В.Родионова. М.: 1979 - 144 с. Спектор Р.И. Психологические особенности высших спортивных достижений/теоретико-методологический анализ/. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 1987 - 18 с. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999. – 368 с. Стресс и тревога в спорте. М.: 1983 - 288 с. Тарасова Т.А. Четыре времени года. М.: 1985 - 176 с. Уроки жизни. М.: 1990 - 222 с. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Издательство «Олимпийская литература», 1998. – 334 с. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: 1980 - 208 с. Ханин Ю.Л. Межличностные конфликты в игровой спортивной деятельности. //Теория и практика физической культуры, 1976, № 7. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1, гл. 6.М.: 1986, с.243 -238. Якубчик Б.А. Предсоревновательная подготовка акробата //Гимнастика /ежег./, 1977, вып. 2, с. 69-72. Essential reading in sport and exercise psychology. /edited by D.Smith, M. Bar-Eli. Champaign, Ill.: Human Kinetics: 2007. - 521 p. Gorskaya G.B. Elite athletes mental health: factors of destabiliza-tion and ways of maintaining. //Proceedings of 8th World Congress of Sport Psychology Lisbon, 1993, 561-565. May J.R., Veach T.L. Alpine Ski team psychology program: a proposed consultation model // Sport Psychology, Eds.J.R. May, M.J. As-ken, N.-Y., 1987, PMA Publishing Corp., 19-39. Ogielve B.G. Counselling for sport career termination.//Sport Psychology, eds. J.R. May, Asken, N.-Y., 1987, PMA Publishing corp., 213-230. Zaichkowsky L., Kaul M.A., Blann W., Hawking K. Career transition needs of athletes: a neglected area of research in sport psychology. //Proceedings of 8 th World Congress of Sport Psychology Lisbon, 1993, 785-787.
ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Задание 1. Составьте методические разработки по решению задач психологического обеспечения этапа начальной подготовки юных спортсменов. Темы методических разработок перечислены ниже. Методическая разработка должна включать обоснование значимости избранного направления психологического обеспечения, характеристику его роли в решении задач подготовки спортсменов в целом. В методической разработке должно быть представлено подробное описание методов осуществления избранного направления психологического обеспечения подготовки юных спортсменов, а также методов контроля эффективности проводимой работы. Методы проведения психологического обеспечения подготовки юных спортсменов должны соответствовать их возрастным особенностям и условиям тренировок.
Темы методических разработок
1. Развитие и закрепление мотивации занятий избранным видом спорта на этапе начальной подготовки. 2. Развитие произвольности внимания и двигательных действий юных спортсменов на этапе начального обучения. 3. Методы развития точности различения пространственных, силовых, временных параметров движений у юных спортсменов на этапе начальной подготовки. 4. Формирование у юных спортсменов реалистичной и устойчивой самооценки. 5. Развитие у юных спортсменов младшего школьного возраста рефлексии и внутреннего плана действия на тренировках по избранному виду спорта. 6. Адаптация к соревновательным условиям как задача психологического обеспечения подготовки юных спортсменов. Литература
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: 1984. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды, Т.2.М.: 1980, с.133-238. 3. Ефимов О.М. Об упрочении мотивационных основ занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста //Плавание /Ежег./, М.: 1981, вып.1. 4. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. //Вопросы психологии, 1994, N 5, с. 60-67. 5. Захарова А.В. Развитие действия контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников. М.: 1982, с.107-113. 6. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников. М.: 1982, с.152-163. 7. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: 1989. 8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976. 9. Озеров В.П. Психомоторика спортсмена. Кишинев: 1983. 10. Родионов А., Родионов В. Физическое здоровье и психическое развитие. М.: 1997. 11. Родионов А., Родионов В. Физическое здоровье и психическое развитие. М.: 1997.
12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М.: 1995.
13. Цзен Н.В., Пахомов Ю.П. Психотехнические игры в спорте. М.: 1985. 14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1990. Задание 2, Составьте программу включения мероприятий психологического обеспечения в тренировки юных спортсменов первого года обучения в Вашем виде спорта: а) сделайте годичный план психологического обеспечения подготовки юных спортсменов; б) составьте программу работы на тренировках в течение одной недели. Годичный план психологического обеспечения подготовки спортсменов составьте по следующей форме:
К годичному плану подготовки приложите обоснование сроков включения тех или иных компонентов психологического обеспечения подготовки в учебный процесс, а также частоты применения тех или иных методов решения поставленных задач. При составлении недельной программы работы на тренировках обратите внимание на соответствие мероприятий психологического обеспечения и задач обучения.
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Задание 1. Проведите в группе совершенствующихся спортсменов исследование внутренней мотивации с помощью приведенного ниже опросника. Он является сокращенным вариантом опросника IMI, разработанного Р.М.Райаном. Опросник позволяет установить три показателя, характеризующие внутреннюю мотивацию: интерес, усилие, компетентность. Опросник может применяться для работы с юными спортсменами 12 - 16 лет. Инструкция обследуемым. Внимательно прочитайте каждое из утверждений опросника. Определите, насколько то, о чем говорится в них, подходит к вам. Для этого выберите один из следующих вариантов ответа: 1 - совершенно не согласен; 2- не согласен; 3 - скорее не согласен, чем согласен; 4 - не могу сказать определенно; 5 - скорее согласен, чем не согласен; 6 - согласен; 7 - совершенно согласен. Цифру, обозначающую выбранный ответ, поставьте рядом с номером утверждения на бланке ответов. Методика проведения исследования. Готовясь к проведению исследования, замените в каждом утверждении слова "это задание" названием упражнения, технического элемента или действия, над которым юные спортсмены работают на тренировке в период, когда проводится обследование. Для того, чтобы сделать обоснованный вывод о сформированности у юных спортсменов внутренней мотивации, целесообразно повторить обследование несколько раз. О просник для исследования внутренней мотивации 1. Я получаю удовольствие от выполнения этого задания. 2. Я думаю, что хорошо выполняю это задание. 3. Я думаю, что это задание очень интересное. 4. После того, как я некоторое время выполнял это задание, я почувствовал себя более умелым. 5. Для меня было очень важно хорошо выполнить это задание. 6. Выполнение этого задания было занимательным. 7. Я усердно работал над выполнением этого задания. 8. Мне было приятно выполнять это задание. 9. У меня хорошо получается выполнение этого задания. 10. Я стараюсь выполнять это задание как можно лучше. 11. Я могу выполнять это задание хорошо. Обработка результатов Каждый ответ оценивается в баллах. Балл соответствует номеру выбранного варианта ответа. Находится общая сумма баллов, а также сумма баллов по каждому из трех показателей внутренней мотивации в соответствии с ключом. Ключ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |