Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л И Т Е Р А Т У Р А 6 страница




Высококвалифицированный спортсмен, способный на достижения ми­рового класса, становится объектом повышенного внимания тренеров, спортивных руководителей. Ему создают максимально благоприятные ус­ловия подготовки. Его стараются оградить от всех проблем, отвлекаю­щих от совершенствования мастерства. Такая опека может стать еще одним источником проблем в период завершения спортивной карьеры. "Вообще знаете, что самое трудное, когда уходишь из большого спор­та? - размышляет олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике С. Бажова, - Приучиться все делать для себя самой. Ведь раньше даже о билетах на поезд заботились либо тренер, либо начальник сбора. А теперь и о хлебе насущном надо думать самостоятельно". Правда, С.Баитова считает эти трудности преодолимыми и преходящими (Н.Калу­гина, 1991).

Психологи отмечают, что наиболее тяжело расстаются со спортом те атлеты, которые рассматривают его как единственную сферу самоут­верждения и не мыслят себя в каком-либо ином качестве. Фанатичная преданность спорту, полная самоотдача, позволяющая достичь высоких результатов, приводит к тому, что спортсмены не задумываются о ско­ротечности спортивного пути. Поэтому смена образа жизни, нахождение новой области применения своих сил становится для них неожиданной и трудноразрешимой задачей.

Завершение спортивной карьеры является переломным и сложным периодом жизни для большинства высококвалифицированных спортсменов. У некоторых атлетов он приобретает форму психологического кризиса. Причиной психологического кризиса является необходимость пересмот­реть представление о себе, источниках ценности собственной личнос­ти, обрести профессию, дающую возможность обеспечить психологичес­кий комфорт и материальное благополучие. Не все атлеты оказываются способными справиться с кризисом завершения спортивной карьеры без помощи и поддержки извне.

Помощь спортсменам в период завершения спортивной карьеры име­ет разные направления. Часть из них выходит за рамки психологичес­кого обеспечения работы с ними. Это прежде всего меры социальной защиты спортсменов: решение вопроса о назначении пенсии выдающимся спортсменам, создание фондов социальной защиты спортсменов, предос­тавление стипендий для получения образования после завершения спор­тивных выступлений, создание программ помощи спортсменам в выборе профессиональной карьеры после ухода из большого спорта.

Программы помощи спортсменам в смене профессиональной карьеры существуют в США, Канаде, Австралии. По содержанию они напоминают работу служб занятости населения. Одна из таких программ "Программа обеспечения смены карьеры профессиональных спортсменов", осущест­вляемая в США, включает изучение личностных, профессиональных, об­разовательных возможностей спортсменов, ознакомление их с профессиями, которые они могут приобрести, помощь в принятии решения о вы­боре профессии, профессиональное обучение, помощь в нахождении ра­боты. Программы помощи спортсменам в выборе послеспортивной профес­сиональной карьеры имеют Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), Национальная футбольная лига Америки. В Австралии имеется программа "Жизненные умения для элитных спортсменов", в рамках ко­торой атлеты получают индивидуальные консультации по вопросам про­фессиональной карьеры.

К мерам помощи спортсменам экстра класса, завершившим выступле­ния в большом спорте, могут быть отнесены соревнования среди вете­ранов, среди спортсменов-профессионалов по типу проводимых, напри­мер, в фигурном катании. Они позволяют высококлассным атлетам, по­кинувшим большой спорт, продлить период активных выступлений, нес­мотря на спад результатов и снижение физических возможностей.

Мероприятия психологического обеспечения завершения спортивной карьеры спортсменов высокой квалификации можно подразделить на две части. Во-первых, это работа профилактического характера, которая направлена на формирование психической готовности к смене образа жизни, определение поля профессиональной деятельности после прекра­щения выступлений в соревнованиях. Она может и должна начинаться задолго до того момента, когда спортсмен покидает большой спорт. В ее содержание входит формирование полноценной Я-концепции, исключа­ющей отношение к спорту как к единственной сфере самоутверждения и самореализации, а также формирование реалистичного отношения к не­избежности завершения спортивной карьеры, нахождения новой сферы деятельности. Элементом подготовки к завершению спортивного пути является формирование у спортсменов понимания ценности образования для обустройства своей жизни после ухода из большого спорта, поощ­рение и стимулирование усилий атлетов, направленных на получение образования.

Успешность работы описанного направления зависит в значитель­ной степени от позиции тренера, работающего со спортсменами. Как следует из приведенных выше данных, часть тренеров не поощряет ак­тивность спортсменов, нацеленную на будущее устройство в жизни, в то время, когда они продолжают активные выступления. Они исходят из того, что для достижения результатов экстра-класса нужно сосредото­читься только на процессе подготовки, только на тренировках. Как правило, тренеры, стоящие на такой позиции, не только отрицательно

относятся к учебе спортсменов, но и препятствуют их общению со сверстниками вне спорта, рассматривая его как нежелательное отвле­чение. Ограниченность интересов и социального опыта спортсменов, воспитанных такими тренерами, является фактором, затрудняющим их послеспортивную адаптацию к новому образу жизни.

Более продуктивна позиция, сформулированная известным тренером прыгунов в высоту В.А.Лонским: "Не помню, сколько подготовил масте­ров, сколько медалей и чемпионских званий завоевали мои ученики. Но помню, например, что из них вышло 11 кандидатов наук... Не ста­вил целью слепить высотников, которым планка застит белый свет, мне хотелось дать импульс становлению характера, становлению человека. А это вполне возможно не только, допустим, в лицее с физико-матема­тическим уклоном, но и в секторе для прыжков в высоту" (А.Башкатов, 1994).

Олимпийская чемпионка 1976 года по плаванию М.Кошевая с благо­дарностью вспоминает главного тренера сборной команды страны того времени С.М.Вайцеховского за настойчивость, которую он проявлял, помогая спортсменам получить образование, побуждая к изучению иностранных языков, чтобы облегчить благополучие жизненного пути после завершения выступлений в большом спорте. Для тех, кто соби­рался стать тренером, он организовывал у себя стажировку, проводил для членов сборной команды деловые игры, связанные с устройством послеспортивной жизни. По мнению М.Кошевой, С.М.Вайцеховскому "уда­лось разрешить почти неразрешимую проблему. Он научился готовить своих учеников не только к победам, но и к расставанию с большим спортом" (М.Кошевая, 1987).

Благополучие ухода из большого спорта зависит от того, каковы жизненные установки спортсменов, насколько они готовы активно ис­кать себя в новой области, адаптироваться к новому образу жизни. Суть проблемы очень точно сформулировал В.Старшинов: "Из спорта должны выходить люди с развитым чувством собственного достоинства. Не с непомерными амбициями, не с претензиями на вечную благодар­ность человечества, не с замашками рантье, стригущего купоны со своей спортивной славы, а именно, и, прежде всего - с уважением к себе и к людям. Научимся воспитывать в спортсменах это качество - и проблема крутого перелома в судьбе утратит нынешнюю остроту" (С.Викторов, 1987).

Таким образом, предпосылкой адаптации высококлассных спортсменов к жизни вне спорта после завершения своей спортивной карьеры является готовность активно и самостоятельно утверждаться на новом этапе жизни, а также наличие необходимого для этого уровня образо­вания, владение необходимыми профессиональными навыками. Побуждение к их приобретению является одной из задач спортивной психологичес­кой службы.

Другая задача - это оказание помощи тем спортсменам, у которых завершение спортивной карьеры принимает форму личностного кризиса, с которым не все могут справиться самостоятельно. Некоторые спорт­смены нуждаются в этот период в психотерапевтической помощи. По данным Б.Г.Огилви (1987), за помощью в преодолении стресса заверше­ния спортивной карьеры к психологам и психотерапевтам обращаются 3-6% спортсменов высокого класса.

Эффективность психологической и психотерапевтической помощи зависит от того, насколько точно определены проблемы конкретного спортсмена. В связи с этим заслуживает внимания ситуация, когда спортсмен завершает выступления не добровольно, а под влиянием обс­тоятельств /из-за травмы, болезни, смены критериев спортивного мас­терства/ или под давлением тренера, спортивных руководителей, скло­няющих атлета оставить спорт, поскольку, по их мнению, он исчерпал себя.

Внешние стимулы, побуждающие спортсмена к завершению спортив­ной карьеры, попадают на разную почву. В некоторых случаях они бы­вают адресованы спортсменам, которые внутренне, психологически го­товы к прекращению выступлений, даже если ясно не осознают этого. Объективным признаком такой готовности являются изменения в струк­туре мотивации: заметное повышение заинтересованности в отсутствии психогенных влияний, отклонений в состоянии здоровья, в благоприят­ных социально-бытовых условиях деятельности (Р.А.Пилоян, 1984). Эти показатели, как правило, выше у старших по возрасту спортсменов по сравнению с более молодыми. Но все же следует иметь в виду, что психологический и паспортный возраст спортсменов не всегда совпада­ют. Признаки психической усталости, сокращающей продолжительность спортивной карьеры, можно наблюдать и у молодых спортсменов. В то же время они могут отсутствовать у спортсменов того возраста, в ко­тором большинство их коллег прекращает выступления. Поэтому предп­ринимаемые периодически попытки искусственно омолодить спорт, нап­ример, введением возрастных ограничений на участие в престижных соревнованиях не всегда оправданы.

Если спортсмена склоняют к прекращению спортивной карьеры из-за возраста, а не из-за снижения результатов, целесообразно про­анализировать уровень его психологических резервов для продолжения выступлений или степень выраженности признаков субъективной готов­ности к их завершению.

Внутреннее несогласие спортсмена с мнением тренера о том, что его возможности не соответствуют требованиям спорта высших достиже­ний, может выразиться как в бурных эмоциональных вспышках, так и в более затяжных эмоциональных реакциях. Под влиянием эмоциональных переживаний может измениться поведение спортсменов. В нем могут появиться черты неадекватности, иррациональности.

Б.Огилви (1987) описал особенности реакций на завершения спор­тивной карьеры, имеющих характер психологического кризиса. Они по­хожи по динамике развития на психологические кризисы другого проис­хождения, связанные, например, с переживанием неизбежности гибели близкого человека от неизлечимой болезни.

Первой стадией реакции кризисного характера на завершение спортивной карьеры является отрицание. Спортсмены игнорируют мнение врача о том, что при их состоянии здоровья целесообразно закончить выступления, продолжают тренироваться, несмотря на полученные трав­мы и запреты врача. Проявлением отрицания является продолжение тре­нировок спортсменов, выведенных из состава элитной команды. Для объяснения снижения результатов спортсмены используют в этот период психологическую защиту по типу рационализации. Настойчивость, упорство, помогавшие спортсменам добиваться высот в спорте, в опи­санной ситуации используются для защиты от реальности, затрудняют объективный анализ своих возможностей, принятие реалистичных, обос­нованных решений.

Вторая стадия кризиса завершения спортивной карьеры обозначена Б.Огилви как "Проекция: не я". Ее суть состоит в том, что спортсмен обвиняет в своих трудностях других людей, внешние обстоятельства. Он винит тренера в неправильном проведении отбора, врача в некомпе­тентности, руководителей в проявлении фаворитизма. Такая ложная за­щита самооценки превращается у части спортсменов в устойчивую жиз­ненную позицию, которая затрудняет их личностный рост.

Третью стадию кризиса Б.Огилви назвал стадией враждебности и гнева. Спортсмены, переживающие ее, ведут себя так, будто все их предали, никто о них не заботится. Спортсмены становятся упрямыми и необщительными, склонными к жалобам, чрезмерно критичными по отно­шению к тренеру, врачу, другим спортсменам. У них может появиться недоброжелательность, ревнивое отношение к молодым спортсменам, ко­торые воспринимаются как угроза собственному будущему. У некоторых спортсменов гнев оказывается направленным на себя. Спортсмены гры­зут себя, растравляют собственные раны, находят множество способов самоумаления, обесценивания собственной личности. Это дает им по­чувствовать себя жертвой несправедливости и предательства.

Описанная стадия развития кризиса завершения спортивной карь­еры может смениться депрессией. Она характеризуется тем, что спорт­смен избирательно выделяет в своей жизни только негативные стороны, демонстрирует свою беспомощность, неготовность принять на себя от­ветственность за свою жизнь и ее изменение, воспринимает себя как жертву непреодолимых обстоятельств. В такой период спортсмены осо­бенно нуждаются в психотерапевтической помощи.

Описанные формы неадекватного поведения возникают с большей вероятностью, если прекращение спортивной карьеры не является доб­ровольным. Поэтому важным элементом психологического обеспечения завершения спортивной карьеры является определение того момента, когда влияние на спортсмена объективных факторов, побуждающих к за­вершению выступлений в большом спорте (ухудшение здоровья, снижение результатов, появление привлекательных возможностей смены карьеры) сочетается с субъективной готовностью к новой фазе жизненного пути.

Немаловажным является то, как происходит прощание спортсмена с большим спортом. Если спортсмен уходит, чувствуя себя никому не нужным отработанным материалом, о котором мгновенно забывают, это становится дополнительной эмоциональной травмой, осложняющей и без того тяжелый переломный момент в жизни. Праздник в честь покидающе­го спорт атлета, освещаемый в прессе, проводимый во время престиж­ных, посещаемых зрителями соревнований, вносит в его жизнь положи­тельную эмоциональную ноту.

Следует принять во внимание, что демонстрируемое спортивными руководителями и тренерами отношение к покидающему большой спорт атлету оказывает заметное влияние на поведение спортсменов, прихо­дящих ему на смену. Заслуженный тренер по боксу Ю.Бухман пишет, что довольно распространенное отношение спортивных руководителей ко вчерашним спортивным кумирам по принципу "с глаз долой - из сердца вон" побуждает некоторых звезд в расцвете карьеры всеми способами, не всегда этически приемлемыми, выжать все возможное из своей спор­тивной славы. Они как бы торопятся рассчитаться за то забвение, ко­торое ждет впереди - "на сходе" (Ю.Бухман, 1988). Иными словами, достойное отношение к спортсменам, завершающим свой путь в спорте высших достижений, - это вопрос не только устройства их судьбы, но и поддержания благоприятного психологического климата в элитных ко­мандах, нормальных взаимоотношений ветеранов и молодежи.

Проблема завершения спортивной карьеры высококвалифицированных спортсменов имеет и этические, и социальные, и экономические аспек­ты. Ее полноценное решение выходит за пределы возможностей одной только спортивной психологической службы. Но долг спортивных психо­логов, работающих в элитных командах, - всеми силами способствовать благополучному завершению спортивного пути высококлассных спортсме­нов.

 

Литература

 

Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск: 1988 - 48 с.

Вершинин А.В., Каширин Ю.А., Суслаков Б.А. Структура и организация НМО сборной команды страны по велоспорту на пути к играм XXY Олимпиады //Теория и практика физической культуры, 1991, № 7.

Волков И.П. Вопросы медико-психологического обеспечения учебно-тре­нировочного процесса //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7.

Волков И.П. Психологическая обстановка публичности соревнований и ее восприятие спортсменами. //Теория и практика физической культуры, 1987, № 1.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: 1978.

Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека /опыт сис­темного исследования/. //Теория и практика физической культу­ры, 1993, № 2.

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. Смоленск: 1989 - 30 с.

Горбунов Г.Д. Основные задачи практического психолога в современном спорте. //Психология и современный спорт. М.: 1982, с.120-128.

Горская Г.Б. Основные компоненты психологического обеспечения выс­тупления яхтсменов высокой квалификации в ответственных сорев­нованиях. М.: 1989 - 17 с.

Горская Г.Б. Многомерность проявлений психики в деятельности спорт­сменов высокой квалификации. //Теория и практика физической культуры, 1993, № 2.

Государев Н.А. Так становятся чемпионами. С: 1989 - 190 с.

Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: 1983 - 80 с.

Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев, 1985.

Никифоров B.C. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра. //Психологическое обеспече­ние спортивной деятельности. Межвузовский сборник научных тру­дов. Л.: 1988, с. 5-12.

Педагогика и психология преодоления кризисных ситуаций в спортивной деятельности. Методические материалы для тренеров. Тбилиси: 1987 - 25 с.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: 1982 - 168 с. Проблемы резервных возможностей человека. М.: 1982 - 192 с.

Психология и современный спорт. М.: 1982 - 244 с.

Психология спорта высших достижений /Под общей редакцией А.В.Родио­нова. М.: 1979 - 144 с.

Спектор Р.И. Психологические особенности высших спортивных достиже­ний/теоретико-методологический анализ/. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 1987 - 18 с.

Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: 1999. – 368 с.

Стресс и тревога в спорте. М.: 1983 - 288 с.

Тарасова Т.А. Четыре времени года. М.: 1985 - 176 с. Уроки жизни. М.: 1990 - 222 с.

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Издательство «Олимпийская литература», 1998. – 334 с.

Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: 1980 - 208 с.

Ханин Ю.Л. Межличностные конфликты в игровой спортивной деятельнос­ти. //Теория и практика физической культуры, 1976, № 7.

Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1, гл. 6.М.: 1986, с.243 -238. Якубчик Б.А. Предсоревновательная подготовка акробата //Гимнастика /ежег./, 1977, вып. 2, с. 69-72.

Essential reading in sport and exercise psychology. /edited by D.Smith, M. Bar-Eli. Champaign, Ill.: Human Kinetics: 2007. - 521 p.

Gorskaya G.B. Elite athletes mental health: factors of destabiliza-tion and ways of maintaining. //Proceedings of 8th World Cong­ress of Sport Psychology Lisbon, 1993, 561-565.

May J.R., Veach T.L. Alpine Ski team psychology program: a proposed consultation model // Sport Psychology, Eds.J.R. May, M.J. As-ken, N.-Y., 1987, PMA Publishing Corp., 19-39.

Ogielve B.G. Counselling for sport career termination.//Sport Psyc­hology, eds. J.R. May, Asken, N.-Y., 1987, PMA Publishing corp., 213-230.

Zaichkowsky L., Kaul M.A., Blann W., Hawking K. Career transition needs of athletes: a neglected area of research in sport psyc­hology. //Proceedings of 8 th World Congress of Sport Psycholo­gy Lisbon, 1993, 785-787.

 

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

Задание 1. Составьте методические разработки по решению задач психологического обеспечения этапа начальной подготовки юных спорт­сменов. Темы методических разработок перечислены ниже. Методическая разработка должна включать обоснование значимости избранного нап­равления психологического обеспечения, характеристику его роли в решении задач подготовки спортсменов в целом. В методической разра­ботке должно быть представлено подробное описание методов осущест­вления избранного направления психологического обеспечения подго­товки юных спортсменов, а также методов контроля эффективности про­водимой работы. Методы проведения психологического обеспечения под­готовки юных спортсменов должны соответствовать их возрастным осо­бенностям и условиям тренировок.

 

Темы методических разработок

 

1. Развитие и закрепление мотивации занятий избранным видом спорта на этапе начальной подготовки.

2. Развитие произвольности внимания и двигательных действий юных спортсменов на этапе начального обучения.

3. Методы развития точности различения пространственных, силовых, временных параметров движений у юных спортсменов на этапе на­чальной подготовки.

4. Формирование у юных спортсменов реалистичной и устойчивой самоо­ценки.

5. Развитие у юных спортсменов младшего школьного возраста рефлек­сии и внутреннего плана действия на тренировках по избранному виду спорта.

6. Адаптация к соревновательным условиям как задача психологичес­кого обеспечения подготовки юных спортсменов.

Литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: 1984.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психо­логические труды, Т.2.М.: 1980, с.133-238.

3. Ефимов О.М. Об упрочении мотивационных основ занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста //Плавание /Ежег./, М.: 1981, вып.1.

4. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школь­ников. //Вопросы психологии, 1994, N 5, с. 60-67.

5. Захарова А.В. Развитие действия контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. //Формирование учебной дея­тельности школьников. М.: 1982, с.107-113.

6. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психи­ческого новообразования в учебной деятельности. //Формирование учебной деятельности школьников. М.: 1982, с.152-163.

7. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: 1989.

8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: 1976.

9. Озеров В.П. Психомоторика спортсмена. Кишинев: 1983.

10. Родионов А., Родионов В. Физическое здоровье и психическое развитие. М.: 1997.

11. Родионов А., Родионов В. Физическое здоровье и психическое развитие. М.: 1997.

 

12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М.: 1995.

 

13. Цзен Н.В., Пахомов Ю.П. Психотехнические игры в спорте. М.: 1985.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1990.

Задание 2, Составьте программу включения мероприятий психоло­гического обеспечения в тренировки юных спортсменов первого года обучения в Вашем виде спорта: а) сделайте годичный план психологи­ческого обеспечения подготовки юных спортсменов; б) составьте прог­рамму работы на тренировках в течение одной недели.

Годичный план психологического обеспечения подготовки спорт­сменов составьте по следующей форме:

  Задачи. мероприятия психологического обеспечения Месяцы, недели
Сентябрь Октябрь Ноябрь
                       
Развитие и закрепление мотивации занятий      
1.Постановка этапных целей и подведение итогов их достижения       +       +     +    
2. Включение игровых элементов в тренировки + + + + + + + + + + + +

 

К годичному плану подготовки приложите обоснование сроков включения тех или иных компонентов психологического обеспечения подготовки в учебный процесс, а также частоты применения тех или иных методов решения поставленных задач.

При составлении недельной программы работы на тренировках об­ратите внимание на соответствие мероприятий психологического обес­печения и задач обучения.

 

 

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Задание 1. Проведите в группе совершенствующихся спортсменов исследование внутренней мотивации с помощью приведенного ниже оп­росника. Он является сокращенным вариантом опросника IMI, разрабо­танного Р.М.Райаном. Опросник позволяет установить три показателя, характеризующие внутреннюю мотивацию: интерес, усилие, компетент­ность. Опросник может применяться для работы с юными спортсменами 12 - 16 лет.

Инструкция обследуемым. Внимательно прочитайте каждое из ут­верждений опросника. Определите, насколько то, о чем говорится в них, подходит к вам. Для этого выберите один из следующих вариантов ответа:

1 - совершенно не согласен;

2- не согласен;

3 - скорее не согласен, чем согласен;

4 - не могу сказать определенно;

5 - скорее согласен, чем не согласен;

6 - согласен;

7 - совершенно согласен.

Цифру, обозначающую выбранный ответ, поставьте рядом с номером

утверждения на бланке ответов.

Методика проведения исследования. Готовясь к проведению иссле­дования, замените в каждом утверждении слова "это задание" названи­ем упражнения, технического элемента или действия, над которым юные спортсмены работают на тренировке в период, когда проводится обсле­дование. Для того, чтобы сделать обоснованный вывод о сформированности у юных спортсменов внутренней мотивации, целесообразно повто­рить обследование несколько раз.

О просник для исследования внутренней мотивации

1. Я получаю удовольствие от выполнения этого задания.

2. Я думаю, что хорошо выполняю это задание.

3. Я думаю, что это задание очень интересное.

4. После того, как я некоторое время выполнял это задание, я почувствовал себя более умелым.

5. Для меня было очень важно хорошо выполнить это задание.

6. Выполнение этого задания было занимательным.

7. Я усердно работал над выполнением этого задания.

8. Мне было приятно выполнять это задание.

9. У меня хорошо получается выполнение этого задания.

10. Я стараюсь выполнять это задание как можно лучше.

11. Я могу выполнять это задание хорошо.

Обработка результатов

Каждый ответ оценивается в баллах. Балл соответствует номеру выбранного варианта ответа. Находится общая сумма баллов, а также сумма баллов по каждому из трех показателей внутренней мотивации в соответствии с ключом.

Ключ

Показатели Номера утверждений
Интерес 1, 3, 6, 8
Компетентность 2, 4, 9, 11
Усилие 5, 7, 10



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.