Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л И Т Е Р А Т У Р А 5 страница




Наиболее часто, по данным Дж.Ченнела, в спорте применяется несколько групп препаратов. Это стимуляторы, улучшающие концентра­цию внимания, улучшающие двигательную активность. Их объективное влияние на спортивные результаты невелико. Вера спортсменов в их эффективность связана в большей степени с приятными субъективными ощущениями: ощущением собственной силы, превосходства над другими. Эти ощущения особенно побуждают спортсменов к применению препаратов данной группы. Но после приема стимуляторов у спортсменов наблюда­ется депрессия, длительная усталость, возрастает агрессивность. В игровых видах спорта более частой становится грубая игра, что уве­личивает вероятность травм.

Распространенным среди спортсменов является применение нарко­тических обезболивающих средств. Побуждением к их использованию яв­ляется стремление выступать в соревнованиях, несмотря на боль, же­лание быстрее вернуться к активным выступлениям после травм. Но выступление с недолеченными травмами усиливает риск серьезных нару­шений здоровья.

Спортсмены довольно часто применяют различные средства, снима­ющие психическое напряжение. С этой целью употребляется алкоголь, положительное действие которого на психическое состояние спортсме­ны сильно преувеличивают. Употребление алкоголя спортсмены считают простительной слабостью, атрибутом мужественности, придающим даже известную привлекательность. В меньшей степени спортсмены осознают отрицательные последствия употребления алкоголя: снижение самоконт­роля, возрастание вероятности травм.

Распространенным в спорте явлением считается употребление ана­болических стероидов. И хотя специалисты все более укрепляются во мнении, что их влияние на спортивные результаты преувеличено, а последствия их применения могут быть трагичны, они остаются труд­нопреодолимым злом.

Основным средством борьбы с применением запрещенных препаратов в спорте высших достижений является допинг-контроль, непрохождение которого ведет к дисквалификации спортсменов. Некоторые спортивные федерации карают применение запрещенных препаратов настолько дли­тельной дисквалификацией, что практически она означает уход спорт­смена из большого спорта.

Медицинская комиссия Международного Олимпийского комитета (МОК) признала необходимым введение допинг-контроля не только во время крупных соревнований, но и в период подготовки к ним. Он дол­жен осуществляться передвижными антиподовыми лабораториями.

Жесткие наказания за применение допинга дают свои плоды, но оказываются недостаточными для решения проблемы. Об этом говорят зафиксированные случаи применения запрещенных препаратов на зимних Олимпийских Играх 1994 года в Лиллихаммере (Ю.Землянский, 1994). Не дает существенного результата работа просветительского характера, информирование спортсменов о различных аспектах действия веществ, рассматриваемых как допинг. Иногда она даже повышает интерес к экс­периментированию с ними. Специалисты по проблеме допинга в спорте высших достижений связывают живучесть практики его применения с тем, что она опирается на устойчивые личностные установки спортсме­нов. Сверхценность спортивных достижений, стремление достичь ре­кордных результатов любой ценой оказывается сильнее страха возмож­ностей дисквалификации или утраты здоровья.

Существенным компонентом антидопинговых программ, по мнению специалистов, должна быть работа по формированию и коррекции лич­ностных установок спортсменов, от которых зависит оценка допусти­мости применения допинга. Ведь несмотря на то, что чаще всего ис­пользование запрещенных препаратов считается этически недопустимым, существует и другая точка зрения: лекарства рассматриваются как но­вый путь наращивания возможностей спортсменов и спортивных достиже­ний.

Антидопинговая программа, ориентированная на учет личностных установок спортсменов, существует с 1976 года в Норвегии. Она адре­сована не только спортсменам, но и тренерам, спортивным руководите­лям, врачам, средствам массовой информации и широкой публике. Эта программа включает помощь спортсменам в осмыслении жизненных цен­ностей. В центре этой работы стоит выяснение реального места спор­тивных побед среди других ценностей, обоснованности стремления к победам любой ценой с точки зрения долговременных жизненных целей. Психологический смысл этой работы заключается в разрушении однофокусной мотивации, делающей спортивные достижения единственным смыслом жизни, единственным средством самоутверждения.

Другое направление антидопинговой программы - обучение приемам снятия психического напряжения, не связанным с лекарствами: исполь­зованию аппаратов с биологической обратной связью, визуализации, идеомоторной тренировки, когнитивным методам преодоления тревоги. Продолжением этой работы является ознакомление спортсменов с дости­жениями различных наук, помогающими развивать, расширять свои воз­можности более естественными методами, чем применение химических препаратов.

Таким образом, психологическими составляющими антидопинговых программ являются: предотвращение психологического давления соци­ального окружения спортсменов, побуждающего их применять недозво­ленные средства наращивания спортивных результатов; формирование у спортсменов реалистичного отношения к значимости спортивных побед, их месту в системе важнейших жизненных ценностей; ознакомление спортсменов с методами снятия психического напряжения, мобилизации и расширения своих возможностей, не связанными с применением допин­га.

 

4.5.Социально-психологические аспекты подготовки

высококвалифицированных спортсменов

 

Спорт высших достижений характеризует публичность выступлений спортсменов, широкое их освещение в средствах массовой информации, престижность включения спортсменов в элитные команды. Вследствие этого расширяется круг социально-психологических факторов, влияющих на деятельность высококлассных спортсменов, вызывающих дополнитель­ные психические нагрузки. Процесс становления молодого перспектив­ного спортсмена как члена элитной команды далеко не всегда происхо­дит просто и гладко. Даже высокие спортивные результаты, соответс­твующие самым жестким требованиям, не обеспечивают быстрого призна­ния молодого атлета его более опытными коллегами.

Исследование, проведенное польским психологом В.Навроцкой в национальной сборной команде Польши по велоспорту, показало, что при включении в ее состав молодых спортсменов контакты между ними и основным составом установились не сразу. Двухлетнее исследование выявило несколько этапов становления взаимоотношений молодых и опытных спортсменов. Первоначально в команде прослеживалось разде­ление на две подгруппы (молодых и опытных спортсменов), не склонных к контактам друг с другом. Психологом и тренерами был предпринят целый ряд шагов, направленных на преодоление барьера между этими группами. Через несколько месяцев ситуация стала меняться: появи­лись микрогруппы из молодых и опытных спортсменов, проявляющих лич­ные симпатии друг к другу. Более реалистичными стали взаимные оцен­ки спортивного мастерства. Спортсмены основного состава увидели в своих молодых коллегах достойных деловых партнеров. Правда, описан­ные благоприятные изменения оказались недостаточно прочными. В пе­риод отбора на ответственные соревнования, в которых предполагалось участие лишь части команды, уже было установившиеся деловые и эмо­циональные контакты оказались нарушенными. Тем не менее можно ска­зать, что усилия тренеров и психолога по сплочению команды, объеди­нению спортсменов с разным спортивным опытом дали свои плоды: барь­ер между молодыми спортсменами и "стариками" был преодолен. Когда напряжение, связанное с отбором, разрядилось, налаженные между ними контакты стали восстанавливаться.

Приведенные факты говорят о том, что молодым спортсменам нужна помощь в период их адаптации в элитной команде. Трудности установ­ления взаимоотношений со спортсменами основного состава этих команд могут быть связаны с несколькими обстоятельствами. Это и барьер, вызванный почтительным, а иногда просто благоговейным отношением молодежи к "великим" спортсменам, особенно, если они еще и старше по возрасту. Это и острота конкуренции внутри элитных команд. Это и свойственная элитным командам корпоративность, вследствие которой они не отличаются открытостью по отношению к новым спортсменам. Это и просто новизна социального окружения, принятого в элитной команде стиля общения, к которому молодым спортсменам нелегко сразу привык­нуть. Это и стремление молодых спортсменов к самоутверждению, из-за которого они сдерживают желание включиться в общение с более опыт­ными спортсменами, боясь, что его расценят как слабость.

Социально-психологический дискомфорт может усилиться у молодых спортсменов трудностями, связанными с изменением режима тренировок, необходимостью приспособиться к стилю работы тренера сборной коман­ды, который может отличаться от стиля их личного тренера. Проблемы, связанные с адаптацией в элитной команде, легче преодолеваются мо­лодыми спортсменами, если они чувствуют психологическую поддержку со стороны тренеров, товарищей по команде. Обеспечение такой помощи является одной из задач психолога, работающего с элитной командой.

Заслуживает особого анализа позиция лидера элитной команды. Она дает спортсмену существенные преимущества, является привлека­тельной и высокозначимой. Лидеры являются объектом повышенного вни­мания. Им стремятся подражать во всем, даже в манере одеваться, вести себя. Их методы подготовки анализируются особенно тщательно и всегда вызывают глубокий интерес. Известный спортивный психолог Л.Д.Гиссен описал характерный эпизод из спортивной жизни трехкрат­ного олимпийского чемпиона по академической гребле В.Иванова. Од­нажды, тренируясь накануне ответственных соревнований, он изменил обычную регулировку весел. Затем по окончании тренировки вернул их в обычное положение. На следующий день, находясь на старте, В.Ива­нов заметил, что часть спортсменов скопировала примененную им на тренировке регулировку весел в надежде, что следование методам вы­дающегося спортсмена принесет им успех. Подражателей не остановило то, что неопробованная техника увеличивает риск неудачи. Гипноз ав­торитета известного спортсмена оказался сильнее (Л.Д.Гиссен, 1973).

Ведущим спортсменам создаются в элитных командах наиболее бла­гоприятные условия для подготовки. Часто в расчете на них строится тренировочный процесс, им уделяется больше внимания. И если в пери­од становления спортсмена как лидера повышенное внимание его прият­но удивляет, то постепенно он начинает его воспринимать как долж­ное, естественное и обязательное. Отвлечения тренера на работу с другими спортсменами вызывают иногда у признанных лидеров ревность и недовольство. Об этом пишет знаменитая фигуристка И.Роднина, ана­лизируя причины разрыва с вырастившим ее тренером С.Жуком. При по­явлении у него новых учеников она, по ее словам, ревновала, сканда­лила, требовала повышенного внимания к себе. Она считала, что С.Жук уже не хотел и не мог работать с ней, не был способен найти в ней нечто новое, а свои новые идеи реализовывал в работе с другими спортсменами. Перейдя к новому тренеру Т.Тарасовой, И.Роднина про­должала добиваться исключительного внимания к себе: "Мало-помалу, потихоньку и неспеша приходилось мне приучать Таню (Т.Тарасову) к тому, что когда она работает со мной, то она работает только со мной. Я имела право на этот эгоизм, потому что шла на высокий ре­зультат и знала, что с пути не сверну, что буду этого результата добиваться" (И.Роднина, 1992).

Высокие притязания выдающихся спортсменов, в том числе на исключительное внимание тренера, действительно оправданы их незауряд­ными достижениями, уникальным талантом. Тем не менее они становятся почвой для конфликтов. Повышают вероятность конфликтов и высокие психические нагрузки спортсменов-лидеров. На них делается ставка во время соревнований. На них же ложится и основной груз ответствен­ности за результаты выступлений команды. Это и увеличивает частоту ситуаций, когда лидеры становятся инициаторами конфликтов, когда они в резкой форме выражают недовольство партнерами по команде за их ошибки, тренерами за просчеты в подготовке, руководителями и ад­министраторами за организационные неувязки (Ю.Л.Ханин, 1976).

Природная одаренность выдающихся спортсменов, достигнутый ус­пех для части из них становится фактором, снижающим интерес к со­вершенствованию мастерства. Поддержание и укрепление у них мотива­ции самосовершенствования может стать для тренера непростой зада­чей.

Преимущества позиции лидера (благоприятные условия подготовки, материальная обеспеченность, популярность, внимание средств массо­вой информации) делают очень значимым для спортсменов ее сохране­ние. При современном уровне конкуренции в большом спорте это неп­ростая задача. Не случайно среди спортсменов распространено мнение, что завоевать позицию лидера проще, чем ее удержать. Опасением за прочность лидирующих позиций объясняется рост тревожности у высо­коквалифицированных спортсменов (Б.Карольчак-Бернацкая, Е.Скшипек-Сивиньская, 1973).

Таким образом, тренер, работающий с суперзвездой, имеет и пре­имущества, и определенные сложности. Вот как описывает особенности работы со спортсменами экстра-класса американский тренер по бас­кетболу В.Е.Уоррен. Он считает, что суперзвезды помогают команде побеждать не только мастерством, но и авторитетом у соперников, что повышает престиж команды. Они побуждают всю команду лучше работать на тренировках и соревнованиях, оказываются, как правило, хорошими лидерами, хорошо действуют в напряженных ситуациях. Наличие в ко­манде суперзвезд побуждает тренера совершенствовать свое мастерс­тво, чтобы опережать их в понимании дела: только супертренер может воспитывать суперзвезд. Вместе с тем В.Е.Уоррен отмечает трудности работы с суперзвездами: их склонность отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением тренера, подверженность "звездной болезни".

Преодолеть трудности работы с суперзвездами можно, по мнению В.Е.Уоррена, если правильно построить общение с ними: не допускать чтобы звезды оказывались вне критики, внушить им чувство ответс­твенности за команду и собственный вклад в ее успехи, убедить в не­обходимости развивать талант в процессе тренировок, не допускать, чтобы суперзвезды относились к себе слишком серьезно. Полезно для налаживания хороших отношений в команде, чтобы роли в команде были четко распределены, чтобы был ясен вклад каждого спортсмена в общий результат. Это исключит возможность возлагать ответственность за успехи и неудачи на одного-двух ведущих спортсменов. (В.Е.Уоррен, 19830.

Высокая психическая напряженность во время соревнований в спорте высших достижений, неизбежность контактов многих спортсме­нов, находящихся в состоянии эмоционального напряжения, заставляет обратиться к анализу явления эмоционального заражения. Под эмоцио­нальным заражением понимается бессознательная, невольная подвержен­ность индивида определенным психическим состояниям (Г.М.Андреева, 1980). Эмоциональное заражение возникает не как результат осознан­ного восприятия какой-либо информации, а как передача определенного эмоционального состояния, психического настроя от одного человека к другому. В связи с тем, что эмоциональное заражение возникает в группе людей, эмоции многократно усиливаются, оказывая сильное вли­яние на поведение. Ярким примером эмоционального заражения является паника, возникающая, как правило, в ситуации неопределенности, де­фицита информации.

В состояние, близкое к панике, может перерасти предсоревнова-тельная тревога спортсменов (В.Параносич, Л.Лазаревич, 1977). Пани­ка может выразиться у спортсменов в хаотической двигательной актив­ности или, наоборот, в заметном торможении двигательной активности. Это создает впечатление, что спортсмены находятся в состоянии апа­тии, хотя на самом деле они испытывают парализующий активность страх, очень сильную тревогу. Возрастающая неуверенность, напряже­ние вызывает у части спортсменов стремление к большей взаимной бли­зости в отношениях, потребность в психологической поддержке. Другая часть спортсменов, наоборот, стремится избавиться от груза группо­вых эмоций, что выражается в просьбах отпустить их перед ответс­твенными соревнованиями домой или разрешить работать индивидуально.

Проявлением эмоционального заражения является сходство предстартовых состояний спортсменов и их тренеров (С.П.Чаталбащян, 1971). Вероятность передачи эмоций от тренеров к спортсменам может возрастать вследствие того, что, во-первых, тренеры меньше, чем спортсмены контролируют свои эмоции, а, во-вторых, спортсмены боль­ше обращают внимание на эмоциональное состояние тренера, так как по нему они судят о своей готовности к выступлению в соревнованиях (Р.Мартенc, Д.Бертон, 1982).

Наличие в команде лиц, восприимчивых к эмоциям окружающих или способных индуцировать свои эмоции другим, должно быть в центре внимания психологической службы, обеспечивающей выступление спорт­сменов во время ответственных соревнований. Важно так организовать общение, чтобы исключить или по крайней мере ограничить контакты, вызывающие распространение и усиление нежелательных эмоций. С дру­гой стороны, следует иметь в виду, что эмоциональное заражение мо­жет быть источником мобилизации сил команды как в условиях трениро­вок, так и во время соревнований. Это демонстрируют работы Ю.Г.Коджаспирова (1987) и Г.Д.Горбунова (1986), посвященные применению функциональной музыки в спорте. В них показано, что воздействие му­зыки, если оно проводится целенаправленно, может повысить работос­пособность, синхронизировать эмоциональное состояние, что способс­твует эффективной работе спортсменов в группе.

Отличительной чертой жизни спортсменов в большом спорте явля­ется ее открытость для публики, постоянные контакты со средствами массовой информации, Они оказывают на жизнь спортсменов сильное и неоднозначное влияние. С одной стороны, газеты и телевидение делают спортсменов популярными. С другой стороны, они создают дополнитель­ные источники психических нагрузок. Исследования показывают, что спортсмены относят контакты с журналистами к наиболее сильным стрессорам наряду с взаимоотношениями с соперниками, фанатами, судьями.

Средства массовой информации создают части спортсменов психи­ческие нагрузки уже тем, что привлекают к их жизни слишком большое внимание. Об этом пишет первая ракетка мира шестидесятых годов авс­тралийская теннисистка М.Корт: «Я любила соревноваться, любила спорт, всю физическую часть тенниса, но никогда не чувствовала себя уверенно под светом юпитеров, на интервью, да и разъезды тоже не радовали. Если бы можно было обойтись без этого, оставив спорт в чистом виде, я бы обожала его, но это утопия» (Н.Быканова, 1994).

Спортсменов раздражает необъективность публикаций прессы, под­верженность штампам и стереотипам при создании имиджа известных спортсменов. "Спортсмены - люди заметные, - пишет олимпийская чем­пионка по прыжкам в воду Е.Вайцеховская,- и журналисты, описывая жизнь той или иной звезды, придерживаются единого сценария: абзац о том, как пришел к успеху, кто помогал, несколько штрихов о семье, детях (если таковые имеются), где учится и (на десерт) чем всерьез помимо спорта увлекается. Иметь про запас парочку увлечений вроде классической музыки или театра стало чуть ли не хорошим тоном" (Е.Кашина, 1989). Возможно, влиянием средств массовой информации объясняется ситуация, о которой пишет известная гимнастка Г.Белоглазова: "Почему в одной из многочисленных анкет ученые поставили вопрос по-фельдфебельски грубо "Вы предпочитаете в будущем тренерс­кую деятельность или работу спортивного организатора? - как будто ни на какое другое дело мы, спортсмены, заведомо не годимся!" (Г.Велоглазова, 1992).

Средства массовой информации могут оказать сильное влияние на психическое состояние спортсменов, особенно, в значимые моменты их жизни. Журналисты, освещающие крупнейшие спортивные события, стре­мятся донести до своей аудитории их драматизм и эмоциональный на­кал. Но, увлекаясь этой задачей, они не всегда анализируют влияние своих сообщений на спортсменов. И часто статья или репортаж стано­вится каталогом негативных мыслей, выражающих сомнения спортсменов в своих силах, на подавление которых тратят столько сил тренеры и психологи. Приведем в качестве примера репортаж газеты "Советский спорт" об отъезде группы спортсменов-олимпийцев на Олимпийские Игры 1988 года в Сеуле. "Две Светланы, Ваитова и Богинская, молчаливо прижались друг к другу. Удастся ли им повторить успех, выпавший на долю их землячек Ольги Корбут, Антонины Кошель и Тамары Лазакович в Мюнхене? Ой, не знаем!... Растерянно улыбалась Наташа Лащенова: "Еще час назад на озере Круглом было страшно - что-то будет!... Едва сдерживала слезу Любовь Ивановна Омельянчик, мама Оксаны: - Я всегда провожаю Ксюшу на все крупные соревнования. А сегодня особый вечер - дочка едет на Олимпиаду. Только бы все у нее получилось как надо, только бы не сорвалось".

Переживание значимости одного из главных стартов в жизни спортсменов, ответственности за результаты выступлений, предсоревновательное волнение вполне естественно. Даже самых эмоционально устойчивых и прекрасно подготовленных спортсменов в такой момент могут охватить сомнения в успехе. Поэтому так важна для них психологическая поддержка, информация, укрепляющая уверенность в себе, подчеркивающая значимость и плодотворность работы, выполненной в процессе подготовки к ответственному выступлению.

Особой проблемой является публичность соревнований в большом спорте. Исследования показывают, что существуют значительные индивидуальные различия между спортсменами по их реакции на присутствие и поведение зрителей. Для части спортсменов характерна ориентация на отношение к ним публики, нацеленность на общение с ней во время соревнований. Некоторые спортсмены предпочитают во время соревнований отстроиться от воздействий публики. Деперсонализированное восприятие зрителей, когда спортсмен стремится не замечать кого-то из присутствующих в отдельности, говорит о повышенной эмоциональной напряженности, о том, что реакции публики являются для спортсмена дополнительной психической нагрузкой (И.П.Волков, 1987; А.Л.меньщикова, 1985).

Многообразие социальных контактов высококвалифицированных спортсменов, возможность столкновения с ощутимым психологическим давлением, сложное переплетение в большом спорте сотрудничества и соперничества делает одной из задач психологической службы повышение социально-психологической компетентности спортсменов, профилактику психических перегрузок, связанных с общением.

 

4.5. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры высококвлифицированных спортсменов.

 

Первыми, кто привлек внимание к проблемам спортсменов, связанным с окончанием выступлений в большом спорте, были по-видимому, журналисты. Этому служили прежде всего публикации о драматической судьбе бывших спортивных знаменитостей. Некоторые из них настолько тяжело переживали потерю былой славы, что пытались покончить с собой, становились пьяницами или наркоманами. Часть спортивных звезд оказалась не в состоянии достойно в общепринятом смысле продолжить жизненный путь после завершения спортивной карьеры. И журналисты обнаруживали в прошлом знаменитого хоккеиста в роли могильщика на кладбище, знаменитого боксера – в мясном ряду на рынке. Но с другой стороны, мы видим звезд большого спорта среди ученых, врачей, писателей, журналистов, телекомментаторов, преподавателей вузов, известных тренеров. Разная степень благополучия жизненного пути больших спортсменов после завершения спортивной карьеры, наличие у части спортсменов, очевидных трудностей адаптации к новому образу жизни, с которыми не всем удается справиться самостоятельно, потре­бовали объективного научного анализа проблемы. Научные исследования должны были дать ответы на несколько вопросов: 1) насколько расп­ространенными являются трудности, связанные с завершением спортив­ной карьеры, как много элитных спортсменов сталкиваются с ними; 2) что является причиной трудностей завершения спортивной карьеры, при каких условиях они чаще всего возникают; 3) как помочь элитным спортсменам достойно завершить выступления в большом спорте и адап­тироваться к новым условиям жизни после завершения спортивной карь­еры.

Одно из первых исследований особенностей завершения спортивной карьеры высококвалифицированными спортсменами провели чешские пси­хологи В.Свобода и М.Ванек (1982). Они изучили на основании ретрос­пективных отчетов послеспортивную адаптацию 147 членов национальных сборных команд. Результаты исследования показали, что 17% бывших спортсменов оценили переход к послеспортивной жизни как безболез­ненный. Остальные 83% отмечали, что завершение спортивного пути бы­ло сопряжено у них с трудностями выбора новой профессии и социаль­ными конфликтами. В период окончания спортивной карьеры у них воз­никали стрессовые ситуации. Их источниками были: необходимость про­должать тренировки для поддержания высокого уровня спортивных ре­зультатов и одновременно готовиться к новой карьере; стремление не обмануть социальные ожидания, поддержать свою репутацию элитного спортсмена; конкуренция, давление со стороны молодых спортсменов; необходимость поддерживать достигнутый за время выступлений в боль­шом спорте уровень материального благополучия семьи. Существенным источником стресса является ухудшение здоровья из-за травм и замед­ленное восстановление после них.

В исследовании В.Свободы и М.Ванека было установлено, что 50% участвовавших в нем спортсменов не задумывались о послеспортивной карьере в период завершения выступлений в большом спорте, хотя и замечали изменения в уровне результатов, снижение своих возможнос­тей. Наиболее типичной реакцией на ухудшение результатов было повы­шение интенсивности тренировок. Это отметили 90% спортсменов.

Канадский спортивный психолог Т.Орлик, одним из первых поста­вивший проблему завершения карьеры элитных спортсменов, отмечал как факторы, затрудняющие переход к послеспортивной жизни, слабость са­моконтроля, недостаточную психическую готовность к жизни вне спор­та, болезненность потери признания и восхищения болельщиков.

Американские и австралийские психологи в исследованиях начала девяностых годов выделили такие источники затруднений перехода к послеспортивной жизни, как недостаток ясности жизненных планов, от­сутствие притягательных сфер приложения своих сил, чувство незавер­шенности дела из-за того, что цели, поставленные в спорте, остались недостигнутыми; неудачи в формировании планов устройства своей жиз­ни после прекращения спортивной карьеры; негативное отношение тре­неров к спортсменам, которые думают о будущей карьере во время ак­тивных спортивных выступлений. Особенно болезненным оказывается не­ожиданное для спортсмена и недобровольное прекращение спортивной карьеры из-за травмы или болезни, из-за непрохождения отбора, из-за возраста. Спортсмены тяжело переживают отсутствие социальной под­держки в сложный для себя период, одиночество перед лицом трудно­разрешимых финансовых, профессиональных, личностных проблем.

Высококвалифицированные спортсмены-профессионалы из американс­кой Лиги бейсбола, Национальной хоккейной лиги высказали мнение о необходимости специальных программ подготовки элитных спортсменов к смене профессиональной карьеры. Эти программы, по их мнению, должны быть индивидуализированы в соответствии с личными интересами спорт­сменов. Как наиболее эффективную форму помощи в подготовке к новой профессиональной карьере спортсмены рассматривают семинары, ориен­тированные на изучение собственных возможностей, способностей, оз­накомление с возможными вариантами будущей профессиональной дея­тельности. Спортсмены хотели бы, чтобы эти семинары включали обуча­ющие программы по подготовке к новой профессии. Необходимость прог­рамм помощи спортсменам в подготовке к новой профессиональной карь­ере в равной мере признается и спортсменами, и тренерами, но отно­сительно сроков их реализации мнения тренеров и их учеников расхо­дятся. Спортсмены считают, что подготовка к смене профессиональной карьеры должна начинаться еще в период активных спортивных выступ­лений. Тренировки должны быть согласованы с задачами получения об­разования, осуществлением долгосрочных целей личностного развития. По мнению тренеров, такие программы должны осуществляться после того, как спортсмены завершают спортивную карьеру (Л.Зайчковски, М.А.Кейн, В.Бленн, К.Хоукинс, 1993).

Результаты исследования завершения спортивной карьеры спорт­сменов высокого класса приводят к заключению, что в значительной степени она является психологической. Именно ее психологические ас­пекты чаще всего выделяют известные спортсмены, анализируя этот пе­риод своей жизни. Даже очень знаменитые и отнюдь не брошенные на произвол судьбы спортсмены переживают довольно тягостное чувство неопределенности будущего. Одна из наиболее известных фигуристок И.Роднина пишет: "Мы знали, что он настанет, этот самый последний день, мы готовились к нему - и все же оказались не готовы. Куда ид­ти? Что делать? Чем заняться? Где, в чем найти применение своим си­лам? Мы стояли лицом к лицу с жизнью, которая оказалась гораздо сложнее и строже жизни в спорте" (И.Роднина, 1990).

Семикратный чемпион мира по тяжелой атлетике Ю.Варданян гово­рил в одном из интервью, что неуверенность в завтрашнем дне, от­сутствие принятой практики помощи выдающимся спортсменам в период смены профессиональной карьеры гораздо опаснее, чем груз травм и недугов, с которыми часто покидают спорт спортсмены высокого клас­са. Именно это часто калечит судьбы бывших спортивных кумиров (Ю.Варданян, 1987).

Многие высококлассные спортсмены как наиболее травмирующий фактор воспринимают изменение своего социального статуса, возникаю­щее чувство соответственной ненужности, мимолетности спортивной славы. "Как бы ни был подготовлен к прощанию с ареной, как бы ни убеждал себя, что не стоит обращать внимание, как бы ни погружался в новое для себя дело, - пишет известный хоккеист В.Старшинов, - все равно тяжко сознавать, что вдруг стал не нужен. Вчера еще откры­вал любую дверь, а сегодня записывайся в очередь. Только что так много народу искало знакомства с тобой, а теперь, протягивая руку неизвестному человеку, испытываешь желание сказать: "Вы не беспо­койтесь, мне от вас ничего не нужно" (С.Викторов, 1987).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.