Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л И Т Е Р А Т У Р А 1 страница




Агеев В. С., Дубова Т. Ф., Рыжонкин Ю. Я. Тип объяснения причин неудачи и эффективность спортивной деятельности //Вестник МГУ, серия 14. Психология, 1987, N 3, с.42-49. Алексеев А.В. Преодолей себя! – М.: Физкультура и спор, 2003. – 280 с.

Аркадьев В., Любецкая Т. Диалог о поединке. М.: 1986.

Барынина И. И. Социальные, биологические и психолого-педагогические последствия ранней спортивной специализации пловцов высокой квалификации. Автореф. канд. дисс. М.: 1990.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: 1986.

Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: 1991.

Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль над действием. М.: 1991.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990.

Дашкевич О. В., Зобков В. А. Управление психическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спринте //Теория и практика физической культуры, 1980, N 3, с.24-26.

Енин В. И. Развитие психологических свойств личности подростков в процессе занятий спортом. Автореф. канд. дисс. Л.: 1986.

Зобков В. А. Психолого-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса подготовки юного легкоатлета в ДЮСШ. //Психология личности и деятельности спортсмена. М.: 1981, с.85-92.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

Китаева М.В. Психология победы в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 208 с.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 1980.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Пите, 2003. – 352 с.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: 1983.

Мильштейн О. А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: 1979.

Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. М.: 1979.

Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: 1983.

Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: 1984.

Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический проект, 2004. - 576 с.

Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия. М.: Советский спорт, 2005. – 286 с.

Хайрутдинова Н. У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ. Автореф. канд. дисс. М.: 1991.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.

Юров И. А. Направленность и типы фрустрации у пловцов //Теория и

практика физической культуры, 1981, N 7, с.19-20.

Butt D. S. Psychology of Sport. The behavior, motivation, personality and performance of athletes. 1987, N. -J.,Van Nostrand Reinold Company.

Essential reading in sport and exercise psychology. /edited by D.Smith, M. Bar-Eli. Champaign, Ill.: Human Kinetics: 2007. - 521 p.

Mantens R. Coaches guide to sport psychology. 1987, Campaign, Ill.

Human Kinetics Publishers inc.

Sport vision for sailors. //Sailing World, 1988, v.27, n.5.

Walker S. G.6 оbvious but often unrecognized truths. //Sailing World, 1989, v.28, n 7.

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

 

4.1. Психологические особенности этапа

высшего спортивного мастерства.

 

Выведение спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства является основной целью его многолетней подготовки. Критерием достижения этого уровня может служить включение спортсмена в элитные команды, что означает признание за ним мастерства международного класса, признание его способности отстаивать честь своей страны на крупнейших соревнованиях.

Включение спортсмена в элитные команды означает, что он попал в мир спорта высших достижений. Его называют еще большим спортом, элитным спортом. Такое название подчеркивает трудность задачи выхода на этот уровень. По данным Н.Ж.Булгаковой (1986), например, из 10 тысяч детей, отобранных после периода начальной подготовки для тренировки по плаванию, лишь трое становятся мастерами спорта международного класса. Сложность пути в большой спорт делает очень значимым для спортсменов включение в элитные команды и сохранение устойчивой позиции в них.

Продолжительность выступлений в большом спорте относительно невелика и в среднем составляет около пяти лет (В.Н.Платонов, 1986). В зависимости от вида спорта она может меняться от 3-4 лет у женщин-гимнасток до 7-8 лет у гребцов, 10 и более лет у яхтсменов. В теории спортивной тренировки принято подразделять этот период многолетней подготовки, обозначаемый, как этап спортивного высшего мастерства, на две стадии: стадию максимальной реализации индивидуальных возможностей и стадию сохранения достижений, по завершении которой активные выступления в большом спорте прекращаются.

Спорт высших достижений имеет ряд существенных отличий от массового спорта. Такими отличиями являются: высокий уровень физических и психических нагрузок, острая конкуренция между претендентами на место в элитных командах, соперничество за право выступать на наиболее престижных соревнованиях, возрастание объема соревновательной практики, усиление роли психологических факторов успешности соревновательной деятельности, обусловленное примерно равным уровнем мастерства высококлассных спортсменов.

Своеобразны социально-психологические условия деятельности спортсменов в спорте высших достижений. Высококлассного спортсмена готовит, как правило, не один тренер, а целая группа специалистов. Кроме тренера в нее входят врач, массажист, тренеры по отдельным компонентам подготовки (например, тренер по общей физической подготовке), психолог, специалисты по научному обеспечению подготовки. В зависимости от специфики вида спорта к перечисленным специалистам могут добавляться другие: хореографы в художественной гимнастике, акробатике, фигурном катании, механики в технических видах спорта. Существенной для элитного спортсмена фигурой является главный тренер команды, осуществляющий стратегическое руководство подготовкой и способный оказать заметное влияние на судьбу спортсмена. Можно добавить к этому перечню администраторов команд, представителей спортивных клубов и федераций, Национального олимпийского комитета, государственных организаций, курирующих спорт. Успех подготовки элитного спортсмена зависит от согласованности действий специалистов, вовлеченных в работу с ним. Это особенно существенно, когда речь идет о людях, ведущих повседневную работу, постоянно контактирующих со спортсменами. В качестве иллюстрации значимости взаимодействия специалистов, ведущих подготовку элитных спортсменов, сошлемся на мнение известного тренера по фигурному катанию Т.А.Тарасовой. Говоря о сотрудничестве с хореографом Е.Матвеевой в работе со знаменитыми фигуристами И.Моисеевой и А.Миненковым, она вспоминает: "Мы много спорили, но никогда не разделяли совместного труда: какой элемент придумала она, какой придумала я. Тот редкий случай, когда я прекрасно уживалась с хореографом. Единственное, что мне не нравилось, так это то, что когда я ругала ребят и наказывала их, и они, оскорбленные, обычно уезжали в конец катка, следом за ними отправлялась и Лена успокаивать их. Она там разучивала с ними то, что им хотелось, или так, как им нравилось. Я считала подобные уступки капризам спортсменов антипедагогичными, у тренера и хореографа должна быть единая линия в работе с учениками".

Выступления высококлассных спортсменов происходят в присутс­твии зрителей. Их поведение сказывается на психическом состоянии и эффективности деятельности спортсменов. Готовность к общению со зрителями является одной из составляющих коммуникативной компетентности спортсменов высокого класса. Ее формирование является специфической для спорта высших достижений задачей психологического

обеспечения подготовки спортсменов.

Привлечению зрителей на соревнования уделяется все больше внимания. Нахождением средств формирования интереса к не очень популярным видам спорта, не относящимся к зрелищным, занимаются известные спортсмены, спортивные администраторы, представители спортивных федераций. Даже такой академичный вид спорта, как шахматы, стано­вится объектом экспериментов, направленных на повышение привлекательности соревнований для зрителей. Одним из таких экспериментов были соревнования "Чесс-митинг-92", проведенные в Дортмунде с участием известных шахматистов, включая чемпиона мира Г.Каспарова. Зал "Вестфаленхалле", где происходили соревнования, был оборудован техникой, дающей возможность зрителям окунуться в борьбу соперничающих спортсменов, почувствовать ее атмосферу. Восемь экранов в зале, несколько мониторов в фойе показывали зрителям шахматистов в процессе игры. Шахматный турнир превратился в захватывающее зрелище (А.Френкель, 1992).

Усиление элемента зрелища в спортивных соревнованиях воспринимается неоднозначно. Но современные тенденции развития спорта, его коммерциализация побуждают к этому. Привлекательная для зрителей организация соревнований повышает популярность спорта. Популяризации спорта за счет зрелищности соревнований уделялось внимание многолетним руководителем Международного олимпийского комитета Х.А.Самаранчем.

Внимание к зрелищности соревнований вносит специфические акценты в подготовку спортсменов, требует умения "работать на публику", которое свойственно не всем высококлассным спортсменам. Лишь некоторые из них становятся настоящими любимцами болельщиков. Повы­шение зрелищности соревнований требует внесения изменений в работу над техникой и тактикой. Ее целью становится не только создание базы технического и тактического превосходства над соперниками, но и овладение техническими трюками, эффектными тактическими комбинациями, производящими впечатление на зрителей. Элемент игры на публику заметен в выступлениях баскетболистов Национальной баскетбольной ассоциации США, хоккеистов НХЛ, иногда обостряющих игру, затевающих потасовки, чтобы прибавить зрителям остроты ощущений. Естественно, способны на это только мастера экстра-класса.

Исследования, в которых анализировалось субъективное восприя­тие спортсменами соревнований, показали, что спортсмены нашей страны, даже имеющие высокую квалификацию, мало ориентированы на то, чтобы произвести впечатление на зрителей. Главное для них превзойти соперника, одержать победу. Это создает условия для более полной концентрации на чисто спортивных задачах. Но, с другой стороны, неготовность к контакту со зрителями может мешать высококлассным спортсменам, сковывать их, усиливать эмоциональное напряжение во время соревнований.

Поддержка болельщиков - это стимул активности спортсменов. Но поведение болельщиков может осложнить жизнь спортсменов. Не говоря о таких из ряда вон выходящих случаях, как ранение, полученное теннисисткой М.Селеш от брошенного болельщиком во время ее выступления ножа, пристальное внимание фанатов к своим кумирам, к их не только спортивной, но и личной жизни создает дополнительные психологические нагрузки.

Внимание публики к выступлениям и жизни элитных спортсменов, их широкое освещение по радио и телевидению, в прессе создает и другие проблемы. Вот как говорит о них одна из звезд спортивной гимнастики, победительница Олимпийских. Игр в Мехико, ставшая настоящей любимицей зрителей, Н.Кучинская: ". Большой спорт в каком-то смысле жесток. Пока ты "на коне", ты нужен всем. Но вот спортсмен покинул арену, и о нем все забывают. В гимнастике расцвет наступает в 15-16 лет, когда спортсменка еще не сформировалась как личность, и на детскую голову сваливаются аплодисменты, цветы, хвалебные статьи. У девочки из-за этого формируется комплекс собственной исключительности, появляется эгоизм. А в 20 лет она заканчивает выступать, и внимание к ней улетучивается, как будто его и не было. Гимнастка становится такой же, как все, даже чуточку хуже, так как книжку, которую все прочли, она дочитать не успела - была на соревнованиях, фильм, который все посмотрели, она не видела - спешила на тренировку, о будущей профессии, которую все выбрали, она не задумывалась" (Н.Калугина, 1987), Н.Кучинская подчеркивает, что сказан­ное ею не есть выражение отрицательного отношения к большому спорту. Ей просто хотелось привлечь внимание к предотвращению психологических травм и перегрузок, которые не являются обязательными спутниками спортсмена экстра-класса, но все же высоковероятны.

Спорт высших достижений характеризуется высоким уровнем физических и психических нагрузок, связанных как с большим объемом тренировок, так и с интенсивностью соревновательной практики. Накопление психической усталости из-за психических перегрузок становится причиной прекращения выступлений спортсменов в большом спорте, несмотря на хорошую физическую форму. Например, именно психической усталостью объясняет завершение своих выступлений известная теннисистка М.Малеева, так как она способствовала утрате интереса к соревнованиям, снижению соревновательной мотивации. Олимпийская чемпионка по прыжкам в воду Е.Вайцеховская также обращает внимание на фактор накопления психической усталости у высококлассных спортсменов: "Сейчас спроси у многих ребят: почему ушли из спорта, ведь сил еще много? Но в том-то и дело, что физически могли. Психологически не выдерживали. Вот часто пишут - женщина после рождения ребенка показывает выдающиеся результаты. Почему? Да потому, что идет полная психологическая разрядка, отдых от очков, метров, секунд. Человек полностью отключается".

Источником психических перегрузок может быть не только жесткий режим тренировок и соревнований, но и сам образ жизни элитного спортсмена. Об этом говорит легкоатлетка С.Червякова, кандидат в олимпийскую команду 1988 года: "Все-таки семь лет в большом спорте- это целая жизнь... Большой спорт - это не только зарубежные поездки, познавание стран и городов планеты, но и постоянная круговерть разъездов, тренировок, сборов, смена гостиниц, климата... Мне, выросшей в тихом небольшом Тихорецке, такой сумасшедший ритм нелегко давался".

Наличие большого числа источников психических нагрузок, характерное для большого спорта, ставит в ряд наиболее важных такие задачи, как разработка программ психической реабилитации, как нахождение путей сокращения психических нагрузок за счет психологически обоснованного, ориентированного на учет психологических факторов ведения подготовки.

Спортсмены приходят в большой спорт, имея высокий уровень мастерства, высокие спортивные результаты. Их организм адаптирован к тренировочным нагрузкам различного характера. Чем выше уровень достигнутых спортсменом результатов, тем более сложной задачей становится их наращивание. В этот период возрастает зависимость достижений спортсменов от психологических факторов: мотивации, устойчивости к психическим нагрузкам и соревновательному стрессу, способности сопротивляться психологическому давлению, разумно воспринимать успехи и неудачи.

Каждый высококлассный спортсмен - это, как правило, яркая индивидуальность. Но самый талантливый спортсмен редко бывает одарен всесторонне. Преимущество в одном может обернуться слабостью в другом. Возможно более полная реализация потенциала спортсмена высокого класса, обеспечение оптимальной продолжительности его спортивной карьеры становиться реальностью только при индивидуализации его подготовки, в том числе и ее психологического обеспечения. Разработка и осуществление индивидуальных программ психологического обеспечения подготовки элитных спортсменов является важной задачей психологической службы в спорте высших достижений.

Ценность принадлежности к элитной команде, к миру спорта высших достижений пробуждает спортсменов к совершенствованию мастерства, нахождению резервов роста спортивных результатов. Иногда для закрепления своих позиций спортсмены и их тренеры идут на применение недозволенных средств, в частности, применение допинга. Поэтому в поле внимания спортивной психологической службы должны быть факторы, побуждающие спортсменов к применению допинга, связанные с личностными особенностями спортсменов, с влиянием на них социального окружения.

Особой, специфичной именно для спорта высших достижений является задача обеспечения благополучного завершения спортивной карьеры, адаптации спортсменов к достаточно резкой смене образа жизни, социального статуса, материального положения. Одним из аспектов этой проблемы является определение момента, когда спортсмену целесообразно прекратить выступления. Важно не допускать преждевременного ухода спортсменов из большого спорта, к которому иногда побуждают тренеры своих учеников. Не всегда такие действия тренеров бывают оправданны. Пример тому - победа на Олимпиаде в Сеуле пловца В.Сальникова, которого в течение нескольких лет, предшествующих Олимпийским Играм, склоняли к прекращению выступлений.

Главным отличием задач психологического обеспечения подготовки спортсменов в спорте высших достижений от тех, которые решались на предыдущих этапах многолетней подготовки, является создание психологических предпосылок реализации накопленного спортсменами потенциала. Если на предыдущих этапах речь шла о формировании психологических механизмов регуляции деятельности, формировании значимых в избранном виде спорта свойств личности, освоении необходимых спортсменам психотехнических умений, то в спорте высших достижений более актуальны другие задачи. Это регуляция уровня психических нагрузок, психическая реабилитация, подготовка спортсменов к решению сложных и многообразных коммуникативных задач, помощь спортсменам в раскрытии их индивидуальности и в преодолении кризисных ситуаций, психологическое обеспечение выступлений элитных спортсменов в ответственных соревнованиях, психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры спортсменов и их адаптации к новым условиям жизни.

В последующих разделах данной главы эти задачи психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов будут рассмотрены более подробно.

 

4.2. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

 

Спортсмены высокой квалификации, как правило, имеют примерно равный уровень мастерства. В таких условиях преимущество одних спортсменов над другими достигается за счет нахождения индивидуальных резервов наращивания спортивных результатов. Реализация таких резервов возможна при индивидуализации подготовки спортсменов. Так как в спорте высших достижений возрастает роль психологических факторов, регулирующих эффективность деятельности спортсменов, источником их прогресса становятся индивидуальные программы психологического обеспечения подготовки.

Разработка эффективных программ индивидуализации психологичес­кого обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов возможна на основе целостного представления о регулирующем влиянии индивидуально-психологических свойств человека на его поведение, это деятельность.

Проявление психики в деятельности характеризуется многомерностью. Она заключается в том, что одно и то же свойство психики или устойчивое сочетание свойств накладывает отпечаток не на один, а на многие компоненты деятельности, на особенности ее протекания в различных условиях.

Индивидуально-психологическим свойствам человека и их проявлениям в деятельности посвящено большое число исследований. На основании их результатов составлены приведенные в приложении 3 карты поведенческих проявлений индивидуально-психологических свойств, накладывающих существенный отпечаток на деятельность спортсменов.

Как уже сказано выше, для того, чтобы обосновать программы индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов, нужно соотнести индивидуальные особенности их психики с основными компонентами спортивной деятельности, с теми требованиями, которые они предъявляют к психике.

Выделим те компоненты деятельности спортсменов и те ее характеристики, которые целесообразно принять во внимание при обосновании программ индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов. Как уже указывалось в главе 3, значимыми в спорте компонентами психической регуляции деятельности являются: анализ значимых условий деятельности, постановка целей, оценка вероятности достижения целей, планирование и программирование действий, текущий и итоговый самоконтроль, причинные схемы объяснения результатов деятельности. Анализ значимых условий деятельности, постановка целей, оценка вероятности достижения целей, планирование и программирование действий представляют собой ориентировочные компоненты деятельности. Самоконтроль, интерпретация результатов деятельности и причин, по которым они оказались теми или иными, относятся к контрольно-оценочным компонентам деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств спортсменов эти компоненты психической регуляции деятельности могут иметь различный характер. От них зависит также устойчивость к специфическим для спорта психическим нагрузкам: соревновательному стрессу, физическому утомлению, монотонии тренировочного процесса, коммуникативным нагрузкам, т.е. нагрузкам, связанным с общением. Устойчивость к психическим нагрузкам сказывается не только на соревновательных достижениях спортсменов, но и на продолжительности их спортивной карьеры.

Обратимся к карте поведенческих проявлений силы-слабости нервной системы по возбуждению (приложение 3). Сила нервных процессов, как известно, является характеристикой ее функциональной выносливости, работоспособности. Сила нервной системы по возбуждению понимается как способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированное возбуждение, не переходя в запредельное торможение. Многочисленные исследования показали, что это типологическое свойство нервной системы очень существенно сказывается на различных сторонах поведения. Иными словами, проявления силы нервной системы по возбуждению в поведении характеризуются многомерностью. Действительно, люди с крайними проявлениями этого типологического свойства (сильные и слабые по возбуждению) различаются между собой по очень широкому спектру характеристик психической регуляции деятельности. Они по-разному анализируют значимые условия деятельности и оценивают их сложность, различным образом планируют свои действия, проявляют различную степень устойчивости к физическим нагрузкам, к эмоциональному стрессу, к монотонии, по-разному реагируют на замечания, поощрения, наказания, получаемые от других людей.

Внимательный анализ карты поведенческих проявлений силы-слабости нервной системы по возбуждению, так же, как и карт поведенческих проявлений других индивидуально-психологических свойств, приведенных в приложении 3, приводит к важному заключению. Оно состоит в том, что ни одно индивидуально-психологическое свойство не может быть абсолютно плохим или абсолютно хорошим с точки зрения его влияния на эффективность деятельности. Казалось бы, сила нервной системы по возбуждению благоприятствует эффективности деятельности. Но оказывается, что свойственная ее обладателям уверенность в себе сочетается с несобранностью в малоответственных ситуациях, выносливости к физическим нагрузкам, устойчивости к эмоциональному стрессу сопутствует неустойчивость к монотонии. Следовательно, индивидуально-психологические свойства спортсменов следует рассматривать во всем многообразии их проявлений, принимая во внимание их сильные и слабые стороны.

В спорте значимость проблемы многомерности проявлений свойств психики усиливается существенными различиями требований к психике различных компонентов деятельности спортсменов. Вследствие этого одни и те же свойства психики могут способствовать высокой эффективности одних компонентов деятельности и существенно снижать эффективность других. Например, различие требований к психике тренировочной и соревновательной деятельности порождает ситуацию, при которой индивидуально-психологические свойства, способствующие приобретению спортивного мастерства, могут быть причиной низкой соревновательной надежности, повышенной чувствительности к соревновательному стрессу даже у талантливых и достигших предельных спортивных высот спортсменов. Такие проблемы характерны для спортсмена со слабой нервной системой, повышенной тревожностью, низкой самооценкой.

Другим выражением несовпадения требований к психике спортсменов тренировок и соревнований является то, что спортсмены, уверенно чувствующие себя в эмоционально напряженных условиях спортивных состязаний, с трудом переносят монотонность тренировок, направленных на шлифовку технического мастерства. Именно об этом пишет известный тренер по фигурному катанию Т.А.Тарасова, вспоминая о том, сколько неприятных минут было связано у ее знаменитых учеников И.Моисеевой и А.Миненкова с совершенствованием исполнения обязательной программы. Т.А.Тарасова пишет: "Не шла у них никак обязательная программа, терпения не хватало, спокойствия в работе. Ира и Андрей не понимали, что обязательная программа вся построена на долготерпении, раздражались, когда я пыталась убедить их, что по-иному обязательные танцы не учат, только многократные повторения позволяют их освоить. А они не могли повторять одно и то же сотни раз. Они были слишком трепетны. К тому же считали себя исключитель­но творческими людьми, чтобы долго пережевывать одно и то же, а не создавать что-то выдающееся". По словам Т.А.Тарасовой, экспансивность ее учеников не вязалась с монотонной работой, поэтому даже став чемпионами, блистая в произвольных танцах, они допускали сбои в обязательной программе.

Различия требований к психике этапа освоения деятельности и этапа реализации профессиональной подготовки, особенно, в экстремальных условиях характерны не только для спорта, но и для ряда военных и гражданских трудовых профессий. Специфику в эту проблему в спорте вносит направленность деятельности на предельно высокие результаты. Это ограничивает возможности отбора как средства гармонизации индивидуальности спортсмена и требований к психике избранного вида спорта. Главным критерием успешности карьеры спортсмена является рост его результатов. До определенного уровня он может происходить и при недостаточно высокой психической устойчивости, вызывающей психические перегрузки. Поэтому при расхождении требований тренировочной и соревновательной деятельности более сильное влияние на "естественный отбор" спортсменов оказывают индивидуально-психологические предпосылки приобретения высокого технического и тактического мастерства. Об этом свидетельствует наличие среди высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта лиц со слабой нервной системой, то есть со слабыми предпосылками соревновательной надежности (Л.Ф.Егупов, 1965, А.Н.Воробьев, В.А.Поляков, В.М.Русалов, 1977; Е.П.Ильин, 2001).

На достижение рекордных результатов оказываются способными спортсмены с уникальным сочетанием физических и психических качеств. Поэтому отбор высококвалифицированных спортсменов по критерию надежности может привести к тому, что его пройдут "железные зачетники", стабильно демонстрирующие относительно высокие, но далекие от рекордных результаты. Спортсмены же с уникальным талантом могут быть отсеяны. Следовательно, подготовка высокорезультативных спортсменов экстра-класса возможна на основе индивидуализации работы с ними. Ее стратегическим направлением является помощь спортсмену в возможно более полном раскрытии сильных сторон его индивидуальности и компенсации слабых.

Своеобразие психической регуляции деятельности, отличающее того или иного спортсмена, обусловлено характерным для него сочетанием индивидуально-психологических свойств, а не каждым из них в отдельности. Индивидуально-психологические свойства, оказывающие влияние на особенности психической регуляции деятельности, довольно многочисленны. Некоторые из них определяются врожденными особенностями нервной высшей деятельности. Это типологические свойства нерв­ной системы и свойства темперамента. Их поведенческие проявления очень устойчивы и мало поддаются изменению. От них в значительной степени зависит формирование присущего каждому спортсмену индивидуального стиля деятельности. Другие индивидуально-психологические свойства являются продуктом прижизненного развития и воспитания. К ним относятся: мотивация, самооценка, уровень притязаний, морально-волевые свойства личности, устойчивые особенности познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). За счет их целенаправленного развития возможна компенсация неблагоприятных поведенческих проявлений консервативных по своим влияниям индивидуально-психологических свойств.

Некоторые из присущих конкретному спортсмену индивидуально-психологических свойств могут иметь сходные поведенческие проявления. При наличии у спортсмена таких однонаправлено, с энергично влияющих на поведение индивидуально-психологических свойств картина их поведенческих проявлений становится отчетливой и яркой. Некоторые индивидуально-психологические свойства сглаживают, взаимно компенсируют связанные с каждым из них поведенческие проявления. Это можно проследить по приведенным в приложении 3 картам поведенческих проявлений индивидуально-психологических свойств. Например, сила процесса возбуждения, подвижность нервных процессов, экстраверсия синергично влияют на отношение к монотонной работе: лица, у которых имеется сочетание этих индивидуально-психологических свойств, неустойчивы к ней. Влияние на отношение к монотонной работе силы процесса возбуждения и инертности нервных процессов оказывается компенсирующим: обладатели этого сочетания индивидуально-психологических свойств терпеливо переносят монотонную работу. Поведенческие проявления силы нервной системы по возбуждению смягчаются инертностью нервной системы. Это значит, что при обосновании программ индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов нужно ориентироваться на присущее спортсмену сочетание индивидуально-психологических свойств, а не на отдельные, даже ярко проявляющиеся свойства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.