Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имя прилагательное




Первоначально в индоевропейских языках прилагательные не отличались по своим падежным окончаниям от существительных. И существительные, и прилагательные имели общие типы именных основ. Также в готском языке основы прилагательных еще отчетливо совпадали с основами существительных. Например, dag s (Тag) - blind s (blind); har jis (Нeer) - mid jis (mittlerer); gast s (Gast) - hrain s (rein); sun us (Sohn) - hard us (hart).

Древневерхненемецкий и другие древнегерманские языки уже демонстрируют измененную парадигму, характеризующуюся наличием в флексиях прилагательных старых черт (признаков склонения существительных по типам основообразующих суффиксов) и новых местоименных признаков (blint- er, blint- a3, blint- emu, blint- eru). В древневерхненемецком языке старые основы с основообразующими суффиксами - a, -i, -u уже объединяются в одном типе склонения и только прежние основы на - ja, -jo, -wa сохраняют в некоторых падежах особую форму (skon i hirt i, gel w es).

В результате этих преобразований в древневерхненемецком языке формируется два типа склонения прилагательных - сильного (местоименного) и слабого. Наряду с этим существует и особый тип, называемый несклоняемой формой. Употребление сильного и слабого типа склонения мало отличается от нововерхненемецкого языка. При слабом склонении в сопровождающем местоимении отчетливо выражается падеж, род и число прилагательного (in the mu guoten man, da 3 guota kind). При сильном - эти признаки содержатся в самом прилагательном (guot emu man, guot a3 kind). Наряду с этим возможно употребление слабого склонения и без сопровождающего местоимения, а слабое - с местоимением. Несклоняемая форма прилагательного может употребляться часто как определение к существительному, а не только как предикатив (ein erlin skit, Rot Front, Röslein rot, bar Geld).

 

Сильное склонение (основы на a, o): двн. blint

Падеж мр срр жр
  Имен. Род. Дат. Вин. Твор.   Имен. Род. Дат. Вин. Е д и н с т в blint (blinter) blinte3 blintemu (-emo) blintan blintu М н о ж е с blinte (blint) blintero blintem (-en) blinte е н н о е blint (blinta3) blinte3 blintemu (-emo) blint (blinta3) blintu т в е н н о е blintiu (blint) blintero blintem (-en) blintiu ч и с л о blint (blintiu) blintera blinteru (-ero) blinta --- ч и с л о blinto (blint) blintero blintem (-en) blinto

 

Слабое склонение: двн. blinto мр; blinta срр, жр

Падеж мр срр жр
  Имен. Род. Дат. Вин. Твор.   Имен. Род. Дат. Вин. Е д и н с т в blinto blinten (-in) blinten (-in) blinton (-un) --- М н о ж е с blinton (-un) blintono blintom (-on) blinton (-un) е н н о е blinta blinten (-in) blinten (-in) blinta --- т в е н н о е blintun (-on) blintono blintom (-on) blintun (-on) ч и с л о blinta blintun blintun blintun --- ч и с л о blintun blintono blintom (-on) blintun

 

Задание 1. Сравните склонение слабых прилагательных по приведенной выше таблице со склонением существительных namo, herza, zunga. Объясните сходство.

Задание 2. Какие особенности склонения демонстрируются в следующих примерах:

ther sun guater; bi himilischin gote; ich gihu gote alamahtigen; in thritten tage;

 

Задание 3. Определите тип склонения и падеж прилагательных в следующих словосочетаниях:

in dhemu heilegin gheiste; der alemahtigo fater; zi wisemo manne; bittero ziti; sca Мaria; thiarna thiu mara; kind diuri; sinero heilagun giwiznessi; gibot fon dhemo aluualten keisure; inti gibar ira sun eristboranon; im ni uuas ander stat in themo gasthuse; ih sagen iu mihhilan gifehon; menigi himilisches heres; thar uuarun steininu uuazzarfaz sehsu;

 

Задание 4. Прочитайте следующие фрагменты текста и выпишите из них существительные вместе с прилагательными. Проследите тип их согласования друг с другом.

· Аndaru fielun in steinahti land, thar ni habeta mihhala erda, inti sliumo giengun uf, uuanta sie ni habetun erda tiufi; ufganganteru sunnun furbrantu vvurdun: bithiu sie ni habetun vvurzalun, furthorretun.

· Andaru fielun in guota erda inti gabun uuahsmon, andaru zehenzugfalto, andaru sehszugfalto, andaru thrizugfalto.

· Mir ist ser ubar ser, ni ubarwintu ih iz mer,

ni wan es untar manne iamer drost giwinne!

Sie eigun mir ginomanan liabon druchtin minan,

thaz min liaba herza: bi thiu ruarit mih thiu smerza.

· Er ist gewaltig unde starc, der ze wihen naht geborn wart. daz ist der heilige Krist, ja lobt in allez daz dir ist.

· In himelriche ein hus stat, ein guldin wec dar in gat. die siule die sint marmelin, die zieret unser trehtin mit edelem gesteine.

· Seno nu tho uuas man in Hierusalem, thes namo uuas gihezzan Simeon, inti ther man uuas reht inti gotforht, beitonti Israhelo fluobra, inti heilag geist uuas in imo; inphieng tho antvvurti fon themo heilagen geiste, thaz her ni arsturbi, er thanne her gisahi Christ truhtin.

 

Задание 5. Текст для полного грамматического и фонетического анализа.

 

M У C П И Л Л И - M U S P I L L I (IX век)

“Муспилли” - один из важнейших и поэтически ценнейших памятников древненемецкой литературы. Это поэма о дне страшного суда и светопреставлении, написанная предположительно в 830 году на баварском диалекте. Начало и конец поэмы утеряны. В первой части речь идет о борьбе сил небесного царства и ада за душу человека после его смерти. Вторая часть изображает конец света, к которому привела эта борьба.

 

............ sin tac piqueme, daz er touuan scal.

uuanta sar so sih diu sela in den sind arhevit,

enti si den lihhamun likkan lazzit,

so quimit ein heri fona himilzungalon,

daz andar fona pehhe: dar pagant siu umpi.

sorgen mac diu sela, unzi diu suona arget,

za uuederemo herie si gihalot uuerde.

uuanta ipu sia daz Satanazses kisindi kiuuinnit,

daz leitit sia sar dar iru leid uuirdit,

in fuir enti in finstri: daz ist rehto virinlih ding.

upi sia avar kihalont die die dar fona himile quemant,

enti si dero engilo eigan uuirdit,

die pringent sia sar uf in himilo rihi:

dar ist lip ano tod, lioht ano finstri,

selida ano sorgun: dar nist neoman siuh.

denne der man in pardisu pu kiuuinnit,

hus in himile, dar quimit imo hilfa kinuok.

pidiu ist durft mihhil

allero manno uuelihemo, daz in es sin muot kispane,

daz er kotes uuillun kerno tuo

enti hella fuir harto uuise,

pehhes pina: dar piutit der Satanasz altist

heizzan lauc. so mac huckan za diu,

sorgen drato, der sih suntigen uueiz.

uue demo in vinstri scal sino virina stuen,

prinnan in pehhe: daz ist rehto paluuic dink,

daz der man haret ze gote enti imo hilfa ni quimit.

uuanit sih kinada diu uuenaga sela:

ni ist in kihuctin himiliskin gote,

uuanta hiar in uuerolti after ni uuerkota.

so denne der mahtigo khuning daz mahal kipannit,

dara scal queman chunno kilihaz:

denne ni kitar parno nohhein den pan furisizzan,

ni allero manno uuelih ze demo mahale sculi.

dar scal er vora demo rihhe az rahhu stantan,

pi daz er in uuerolti eo kiuuerkot hapeta.

Daz hortih rahhon dia uueroltrehtuuison,

daz sculi der antichristo mit Eliase pagan.

der uuarch ist kiuuafanit, denne uuirdit untar in uuic arhapan.

khenfun sind so kreftic, diu kosa ist so mihhil.

Elias stritit bi den euuigon lip,

uuili den rehtkernon daz rihhi kistarkan:

pidiu scal imo helfan der himiles kiuualtit.

der antichristo stet pi demo altfiante,

stet pi demo Satanase, der inan varsenkan scal:

pidiu scal er in deru uuicsteti uunt pivallan

enti in demo sinde sigalos uuerdan.

doh uuanit des vilo......... gotmanno,

daz Elias in demo uuige aruuartit uuerde.

sa daz Eliases pluot in erda kitriufit,

so inprinnant die perga, poum ni kistentit

enihc in erdu, aha artruknent,

muor varsuuilhit sih, suilizot lougiu der himil,

mano vallit, prinnit mittilagart,

sten ni kistentit. verit denne stuatago in lant,

verit mit diu vuiri viriho uuison:

dar ni mac denne mak andremo helfan vora demo muspille.

denne daz preita uuasal allaz varprinnit,

enti vuir enti luft iz allaz arfurpit,

uuar ist denne diu marha,dar man dar eo mit sinen magon piehc?

die marha ist farprunnan, diu sela stet pidungan,

ni uueiz mit uuiu puaze: so verit si za uuize.

Pidiu ist demo manne so guot, denner ze demo mahale quimit, daz er rahono uueliha rehto arteile.

denne ni darf er sorgen, denne er ze deru suonu quimit.

ni uueiz der uuenago man, uuielihan uuartil er habet,

denner mit den miaton marrit daz rehta,

daz der tiuval dar pi kitarnit stentit,

der hapet in ruovu rahono uueliha,

daz der man er enti sid upiles kifrumita,

daz er iz allaz kisaget, denne er ze deru suonu quimit.

ni scolta sid manno nohhein miatun intfahan.

so daz himilisca horn kilutit uuirdit,

enti sih der suanari ana den sind arhevit

der dar suannan scal toten enti lepenten,

denne hevit sih mit imo herio meista,

daz ist allaz so pald, daz imo nioman kipagan ni mak.

denne verit er ze deru mahalsteti, deru dar kimarchot ist

dar uuirdit diu suona, dia man dar io sageta.

denne varant engila uper dio marha,

uuechant deota, uuissant ze dinge.

denne scal manno gilih fona deru moltu arsten.

lossan sih ar dero leuuo vazzon: scal imo avar sin lip piqueman, daz er sin reht allaz kirahhon muozzi,

enti imo after sinen tatin arteilit uuerde.

denne der gisizzit, der dar suonnan scal

enti arteillan scal toten enti quekkhen,

denne stet dar umpi engilo menigi,

guotero gomono: gart ist so mihhil:

dara quimit ze deru rihtungu so vilo dia dar ar resti arstent, so dar manno nohhein uuiht pimidan ni mak,

dar scal denne hant sprehhan, hopit sagen,

alero lido uuelihc unzi in den luzigun vinger,

uuaz er untar desen mannun mordes kifrumita.

dar ni ist eo so listic man der dar iouuiht arliugan megi,

daz er kitarnan megi tato dehheina,

niz al fora demo khuninge kichundit uuerde,

uzzan er iz mit alamusanu furimegi

enti mit fastun dio virina kipuazti.

denne der palget der gipuazzit hapet,

denner ze deru suonu quimit.

uuirdit denne furi kitragan daz frono chruci,

dar der heligo Christ ana arhangan uuard.

denne augit er dio masun, dio er in deru menniski anfenc, dio er duruh desse mancunnes minna fardoleta.

 

Ü B E R T R A G U N G aus dem Muspilli

Das Los der Seele nach dem Tode

.........seine Stunde kommt, daß er sterben soll.

Wenn dann sofort die Seele zur Fahrt sich erhebt

Und sie den Leichnam liegen lässet,

So kommt ein Heer von den Himmelsgestirnen,

Das andre vom Höllenpfuhl: die erheben um sie Streit.

Sorgen muß dann die Seele, bis die Sühne ergeht,

Zu welchem Heere geholt sie werde.

Denn wenn sie des Satans Gesinde gewinnt,

Das leitet sie hin, wo ihr Leid zuteil wird

In Feuer und Finsternis: das ist ein gar fürchterlicher Entscheid! Wenn aber sie holen die, die da vom Himmel kommen,

Und sie der Engel eigen wird,

Die tragen sie sogleich hinauf ins Himmelreich.

Dort ist Leben ohne Tod. Licht ohne Finsternis,

Herberge ohne Sorgen. Da ist niemand siech....

 

Elias und der Antichrist - Weltuntergang

Das hört ich erwähnen die Weltrechtweisen,

Daß der Antichrist solle mit Elias sich streiten.

Der Wolf ist gewaffnet, dann wird unter ihnen erweckt der Kampf. Die Kämpfer sind so stark, der Streitpunkt ist so wichtig. Elias kämpft für das ewige Leben.

Er will den Rechtschaffenen das Reich erhalten.

Dabei wird ihm helfen, der des Himmels Gewalt hat.

Der Antichrist steht bei dem Altfeinde,

Steht bei dem Satanas, der ihn versenken wird.

Darum wird er auf dieser Walstatt wund hinstürzen

Und ihm auf dieser Reise entrafft der Sieg.

Doch glauben auch viele gute Gottesmänner,

Daß Elias in diesem Treffen getötet werde.

Wenn des Elias Blut auf die Erde geträuft,

So entbrennen die Berge, kein Baum bleibt stehn

Irgendwo auf der Welt. Die Wasser vertrocknen.

Das Moor verschwelt sich. Es schwelt in Lohe der Himmel. Der Mond, der fällt. Mittelgart brennt.

Kein Stein bleibt stehn. Dann fährt der Straftag ins Land, fährt mit dem Feuer die Völker heimsuchen.

Da vermag kein Mage dem andern zu helfen vor dem Muspilli. Wenn der breite Wasen ganz verbrennt

Und Feuer und Luft es alles verfegt,

Wo ist dann die Mark, darum man mit seinen Magen je focht? Die Mark die ist verschwunden. Die Seele steht bezwungen. Wer weiß, mit welchem Fluche sie fährt

zu ewiger Pein!....

 

З А Н Я Т И Е 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.