КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи возрастной психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей». Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди. Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения. Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания. В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых трех лет. Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др. В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и У. Бронфенбреннер, Э. Эриксон и др. Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию... как целостную систему знаний». Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель данного пособия состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации. Психология развития и возрастная психология тем и отличаются от всякой другой психологии, что они имеют дело с особыми единицами анализа — это возраст, или период развития Понятие возраста. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, а в некоторых случаях «эпохи», равные одному, трем, пяти годам. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Хронологический возраст — лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходят процесс психического развития ребенка, становление его личности. Психологический возраст (Л. С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Возраст — временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев рассматривает «фактор возраста» как единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в условиях воспитания и жизнедеятельности человека. Индивидуальное развитие человека происходит во времени. Время как метрическая (годы жизни) и топологическая характеристики возраста определяет особенности тех или иных качеств в общем процессе развития человека. Возраст отдельного человека — не просто и не только количество прожитых им лет, а количество лет жизни в совокупности с тем, что принято называть духовным богатством личности, тем внутренним содержанием, которым один человек отличается от другого. Это та неповторимость, оригинальность индивидуума, которая позволяет сказать, что нет в мире одинаковых людей. Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, и, прежде всего, его работа «Человек как предмет воспитания». Ушинский писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить». Серьезное влияние на развитие возрастной психологии имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина. Кроме того, они являлись основой для понимания рефлекторной сущности психических фактов. Но полное научное обоснование рефлекторная теория получила в идеях И. М, Сеченова, выраженных в книге «Рефлексы головного мозга». Дальнейшее развитие возрастной психологии связано с начальным этапом экспериментальной психологии. В конце XIX и начале XX столетия не были найдены специфические пути применения психологического эксперимента в педагогике. Значительные успехи эксперимента в общей психологии позволяли надеяться на использование его в возрастной психологии. Однако вскоре наступило разочарование. Общая психология той эпохи могла дать лишь весьма скудный запас знаний, который можно было бы применить для нужд педагогики. Период накопления эмпирических данных о развитии ребенка (В. Прейер, В. Штерн, Ж, Пиаже, Н. А. Рыбников и др.) сменился периодом экспериментального исследования умственного развития детей. Уже с 1908 г. начинается тестовое обследование детей, появляются измерительные шкалы умственного развития. Это положило начало становлению возрастной психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития. Следующий этап в развитии возрастной психологии связан с попыткой исследователей выделить на основе богатого фактического материала стадии развития личности в онтогенезе (К. Бюлер, 3. Фрейд, П. П. Блонский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. С. Выготский и др.). Поиск закономерностей смены периодов развития и причин (движущих сил) психического развития привел к появлению большого количества теорий развития личности: теория рекапитуляции (Ст. Холл), теория трех ступеней детского развития (К. Бюлер), теория конвергенции двух факторов развития (В. Штерн), психоаналитическая концепция (3. Фрейд), когнитивная теория (Ж. Пиаже) и др. Новый этап становления возрастной психологии как науки наступает с введением метода формирующего эксперимента (Л.С. Выготский), позволяющего вскрыть закономерности развития психических функций. Внедрение этой стратегии в возрастную психологию привело к возникновению ряда идей, которые дали старт многочисленным исследованиям личности ребенка: Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности. Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции. Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? На значение этой проблемы для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования. Концепция учебной деятельности — исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ. Теория «первоначального очеловечивания» И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. На сегодняшний день, в науке существуют различные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии. Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций. I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Представитель преформизма К. Бюлер считал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект. Ребенок отличается от животных лишь тем, что начинает что-то осознавать в последошкольном возрасте. В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0—3 года раннее детство; 3—5 лет дошкольный возраст; 6—12 лет начальное школьное образование; 12—16 лет обучение в средней школе; 17 и старше высшее или университетское образование. Значительная группа периодизаций психического развития строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного разделения его на отдельные периоды. Так, например, П. П. Блонскийпредлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов. II. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. 3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделил в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. I уровень: Страх наказания (до 7 лет) 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет) 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4.Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. III уровень: Совесть (после 16 лет) 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. В периодизации Э. Эриксона выделяются 8 стадий человеческой жизни. Эти стадии представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать, каждому возрасту свойственны эмоциональные кризисы: 1) доверие — недоверие (1 год); 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2—4 года); 3) предприимчивость и чувство вины (4—6 лет); 4) умелость и неполноценность (6—11 лет); 5) идентификация личности и путаница ролей (12—15 лет девочки и 13—16 лет мальчики); 6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни). 7) общечеловечность или самопоглощенность (зрелый возраст); 8) целостность и безнадежность. При несомненной ценности выделения в данной периодизации новообразований, выступающих важнейшими характеристиками отдельных периодов детства, Э. Эриксон рассматривает их отдельно друг от друга, не определяя движущих сил психосоциального развития. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей: 1) от рождения до 18 месяцев (1,5 года) — сенсомоторная стадия; 2) от 1,5 лет до 7 лет — дооперациональная стадия; 3) от 7 до 12 лет — стадия конкретных операций; 4) от 12 лет до 17 лет —стадия формальных операций. III. Группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова. 1 ступень — оживление (0—12 месяцев); 2 ступень — одушевление (11—12 месяцев — 5—6 лет); 3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет); 4 ступень — индивидуализация (17—42 года). К этой же группе относится возрастная периодизация Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А. Дистервег (1956), например, устанавливал три возрастные стадии: 1) господства ощущения; 2) господства памяти; 3) господства разума. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов, каждый из которых состоит из ряда стадий:
Вопреки широко распространенному мнению, господствующему долгое время в психологической науке, что к началу зрелости происходит завершение становления человека по росту, созреванию, интеллектуальному развитию, в периодизации Д. Векслера на основе микровозрастного подхода выделены периоды неравномерного развития взрослого человека. В одни возрастные периоды некоторые психофизиологические функции могут иметь совпадения в уровне развития, в другие наблюдается опережение в развитии одних по сравнению с другими. Были обнаружены макропериоды развития (18—25, 25—35, 36—46 лет) и микропериоды (18—21, 22—25, 26—29, 30—33, 34—35, 36—40, 41— 46; лет). Таким образом, можно сделать вывод, что возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его психических функций и личности на разных этапах онтогенеза. Путь индивидуального и возрастного развития человека можно проследить в смене возрастных этапов жизни. К ним относятся детство, отрочество, юность, зрелость (взрослость), старость. Соответственно выделяют 4 раздела возрастной психологии: 1) перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 17 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т. д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития, существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой. На основе вышесказанного можно выделить предмет, объект, основные задачи и проблемы возрастной психологии. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. Теоретические задачи возрастной психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Продвижение в решении теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. В соответствии с задачами, возрастная психология ставит перед исследователями следующие проблемы: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека. 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?). 3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей. 4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. 5. Проблема разработки разделов возрастной психологии (молодежи, зрелости, старости). 6. Проблема возрастной периодизации (нет единых оснований для разных возрастов). 7. Проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |