КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития, основные новообразования возраста. Особенности психического развития новорожденного
Особенности психического развития новорожденного Этап новорожденности – это время адаптации ребенка к новым, внутриутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций – зрительного и слухового сосредоточения, первых условных рефлексов. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Защитные рефлексы – это реакции на сильное раздражение. Укол вызывает защитное отдергивание, мелькание – зажмуривание, яркий свет – сужение зрачка и т.д. Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Уже в первые дни жизни новорожденному свойственно следить за медленно перемещающимся источником света или поворачивать голову на яркий свет. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, щекам вызывает у ребенка реакцию поиска: он поворачивает голову, открывает рот. Врожденными являются: сосательный рефлекс, цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания (ползания). Как показывают исследования, среди врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс отталкивания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Новорожденность - единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей. Однако, эти органические потребности не могут составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание человека. Ребенок очень зависим от присутствия матери. Этим определяется социальная ситуация развития – «ребенок – мать». Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности удовлетворяются в достаточной мере, то они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми – на их основе осуществляется психическое развитие. Основное психологическое новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, который завершает данный возрастной период. Это выражение появившейся потребности в эмоциональном общении со взрослым – ведущей деятельности, первой социальной потребности ребенка. Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит под влиянием впечатлением получаемых ребенком внешних впечатлений и на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Организатором зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка становится взрослый.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |