КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационная сфера. Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности
Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а под мотивацией – всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще. Потребности – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности. В возрасте 2 лет у ребенка наступает период интенсивного формирования его мотивационной сферы, которая в значительной мере будет строиться на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. В это время в мотивационной сфере ребенка наблюдается возникновение новообразований различной степени выраженности, характеризующихся новыми свойствами и структурными особенностями. Этому способствуют многие факторы: развитие речи, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, включение его в многообразные виды деятельности. Нравственные мотивы, связанные с отношением к другим людям, усвоением форм поведения, пониманием своих поступков и поступков других людей, занимают особое место. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные, связанные с упрямством, капризами, ложью. Появление новых видов деятельности у дошкольника влечет за собой формирование новых мотивов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструирования; изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми – это интерес к миру взрослых, подражание взрослым, получение одобрения и сочувствия, оценку и поддержку. Происходящие изменения потребностей в общении протекают в атмосфере коренной перестройки взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения – одной из фундаментальных потребностей человека. По отношению к сверстникам развиваются мотивы самоутверждения и самолюбия. Характерной особенностью данного возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. Мотивы поведения развиваются в дошкольном возрасте по двум направлениям: 1) изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка; 2) мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества – большая осознанность и произвольность. Если ребенок в раннем и младшем дошкольном возрасте не мог дать отчет о причинах своего поведения, то у старшего дошкольника появляется определенная линия поведения. Ребенок может отказаться от интересного занятия, от игры, чтобы выполнить требования взрослого и заняться непривлекательным для него занятием. В этот период первичное соподчинение мотивов, возникшее в начале дошкольного детства, развивается в направлении формирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности. Данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей гендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |