Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. 1. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников




ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников.

2. Роль общения со сверстниками в формировании у младших школьников представлений о своих возможностях.

3. Психологические различия в уровне готовности к школе у детей шести и семилетнего возраста.

4. Влияние семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.

5. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников.

6. Роль общения со сверстниками в формировании у младших школьников представлений о своих возможностях.

7. Психологические различия в уровне готовности к школе у детей шести и семилетнего возраста.

8. Влияние семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.

9. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

10. Изучение психоэмоционального развития детей младенческого возраста.

11. Особенности когнитивной сферы детей в период кризиса трех лет.

12. Анализ речевого развития детей раннего возраста.

13. Влияние становления самосознания подростков на выбор профессии

14. Особенности межличностных взаимоотношений подростков с родителями.

15. Влияние сформированности интеллектуальной сферы младших школьников на их обучение в начальной школе.

16. Особенности межличностных отношений младших подростков.

17. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

18. Научное представление о пожилом возрасте в современной психологии развития.

19. Профориентация старших школьников на формирование элементов духовной культуры в общеобразовательной школе.

20. Особенности самооценки подростков с различными типами акцентуации характера.

21. Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

22. Жизненные ценности современной молодёжи.

 


Адекватная самооценка реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки.

Активность деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности.

Амнезия детства феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет.

Анализ продуктов деятельности метод изучения человека через анализ продуктов его рисования, черчения, музицирования, письменных сочинений и т.д.

Анкетирование метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменной, устной, индивидуальной и групповой).

Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе

Аффективность – бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного состояния к другому, эмоциональная импульсивность.

Беседа эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Биологический возраст соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близость тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Болезнь Альцгеймера вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых.

Ведущая деятельность это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Вербальная память вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить полученную им информацию

Внимание – когнитивный процесс, под которым понимают направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-то определенном.

Внутренняя речь вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.

Возраст временная характеристика онтогенестического развития человека. Определяется как конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развитие как личности, характеризуемая совокупностью закономерностей физиологических и психологических изменений не связанных с различием и индивидуальными особенностями.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Гендерные роли существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Геронтогенез один из возрастных периодов в жизни человека - период старения, который начинается после 60 лет.

Гомосоциальный характер общения – общение, в ходе которого ребенок предпочитает детей своего пола.

Делинквентное поведение разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Деловые мотивы – взрослый выступает партнером ребенка по игре, образцом для подражания, экспертом по оценке умений и знаний, помощником, организатором и участником совместной предметной деятельности.

Депрессия угнетенное подавленное психическое состояние, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Дивергентное мышление - решение задачи, имеющей множество ответов в случае, когда ни один из ответов не может считаться единственно правильным.

Дисресс адаптационная активность в ответ на стресс.

Долговременая память вид памяти. благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов

Защитные рефлексы – это реакции на сильное раздражение.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Игра форма деятельности в условиях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированная в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Идентичность эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе жизненных отношений.

Иерархия потребностей расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Инертность отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Интеллектуальные чувства переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины.

Интериоризация формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности.

Интериоризация социализация, формирование социальных структур когнитивных процессов ребенка в целом.

Комплекс оживления эмоциональная реакция ребенка на появление взрослых в поле зрения.

Конвергентное мышление — решение задачи, имеющей один правильный ответ

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Креативность действия, деятельность, результатом которой является создание нового продукта (духовные и материальные ценности); творческие способности.

Кризис возрастного развития — это переломный пункт в нормальном течении психического развития, цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени.

Кризис трех лет этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Личностные мотивы в процессе общения ребенок рассматривает взрослого как ласкового доброжелателя, который выступает также центральным объектом познания и деятельности.

Логическая или словесно-логическая память запоминание и воспроизведение мыслей.

Логическое мышление вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.

Любовь чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.

Механическая память способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Мировоззренческие чувства переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.

Мнемонические приемы специальные приемы, сознательно используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Монологическая речь речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивационные установки намерения, исполнение которых отсрочено по каким-то причинам.

Мотивационный кризис ситуация смены или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация – совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мудрость экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Настроение общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Непроизвольное внимание - один из видов внимания – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Образная память память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т.д.

Объем внимания одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких объектов.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ощущение – отражение свойств предметного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных и т. д.).

Ощущения - это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождении.

Перцептивные эталоны общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность воспринимаемого предмета.

Письменная речь особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.

Познавательные мотивы взрослый не только представляет собой источник познания о внеситуативных объектах, но выступает партнером по обсуждению причин и связей физического мира.

Потенциальная одаренность – психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений.

Потребности переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности.

Предметная деятельность целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно исторический опыт человечества.

Представление психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Предстарческий психоз свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие.

Продуктивность плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях.

Произвольная память психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также наличие волевых усилий.

Произвольное внимание один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточения субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном предмете.

Профессионал человек, который успешно адаптировался к профессиональной деятельности и овладел психологическим средствами труда.

Профессиональная адаптация приспособление к условиям профессиональнй деятельности.

Психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не представляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.

Психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не представляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.

Психоанализ - возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.

Психологическая готовность к школьному обучению сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Психологический возраст характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательным навыкам, чувствам, установкам, мотивации.

Пубертатный период период полового созревания.

Самоактуализация реализация человеком своего потенциала, стремление его стать тем, кем он может стать, а значит – жить осмысленно и совершенно.

Самооценка компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Самосознание осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа.

Самосознание совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Самоуважение это предпочитаемость своего образа, в повседневной жизни, определяемая как чувство собственного достоинства.

Сенситивность характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.д.

Сенсорные способности свойства сенсорной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Сенсорные эталоны это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.

Склероз болезнь, характеризующаяся возникновением склеротических очагов (перерождение ткани органов в твердую соединительную ткань) в белом веществе головного и спинного мозга.

Смешение ролей искажение социальных функций личности, не соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных взаимоотношений; недифференцированность представлений в сознании человека о статусных или позиционных проявлениях.

Соматическое здоровье характеристика состояния и работоспособности внутренних органов.

Социальные эмоции это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных отношений.

Социальный возраст степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

Стадии - это ступени, или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие.

Стремление к актуализации врожденная тенденция личности развивать свои способности, чтобы развивать и сохранять личность, т.е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности.

Стремление к самоактуализации врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Стремление к эмансипации тенденция освобождения, отделения от родительской опеки.

Стресс - психическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Теоретическое мышление один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств. Объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Третичная память память на отдаленные события, это могут быть воспоминания детства или ранней юности.

Умственная отсталость – это качественные изменения психики, личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоция, воля, поведение, физическое развитие.

Эмоциональная возбудимость характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния).

Эмоциональная децентрация способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния.

Эмоциональная культура воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Эмпатия способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей

Эстетические переживания чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, раскрепощенности.

Этап новорожденности – это время адаптации ребенка к новым, внутриутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций – зрительного и слухового сосредоточения, первых условных рефлексов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской, М.: Гардарики, 2001.

5. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.

7. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.

9. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 6 изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2000.

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Популярная психология пожилого возраста. Самара, 1996.

13. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А. Реана, СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.

14. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2 изд., 2003.

15. Психология: Учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. М.: ТК Велби, Проспект, 2004.

16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

18. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.

19. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

20. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

21. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь». 2003.

22. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.

23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

24. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.

25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

 


Учебное издание

МАРКЕЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

ТИХОНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

СМИРНОВА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.