КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование миграции рабочей силы
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы. Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции. В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения. Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы. Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д. Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.
Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне безработицы. Каковы же в связи с этим позиции и действия правительства страны въезда? 1. Государство может ограничить въезд иммигрантов. 2. Государство может выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества. 3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов. Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить политику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения «притока умов» и ограничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогоплательщиками. Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны. В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними. Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция). Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко-, средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдерживания потоков нелегальных мигрантов. Иные проблемы в сфере регулирования миграции решают страны-экспортеры рабочей силы. В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежелательную реакцию в виде: – роста нелегальной миграции; – сокращения валютных переводов; – снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки. Государству необходимо: 1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии которых особенно очевидна в данный момент; 2) оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам, возвращающимся в страну; 3) осуществлять их льготное кредитование (рис.13). На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций. Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов. Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.
Рис.13.Государственное регулирование миграции рабочей силы
6.4. «Утечка умов»
После второй мировой войны в потоки международной трудовой миграции оказались вовлечены представители умственного труда. Это явление получило название «утечка умов''. Для специалистов с высокой сложностью труда выделяют следующие мотивы миграции: 1) наличие хорошей материально-технической базы в западных научных центрах для проведения исследовании; 2) возможность свободного и оперативного обмена мнениями с коллегами из других стран; 3) справедливая оплата итогов труда; 4) жесткая конкуренция в научных исследованиях, что заставляет ученого работать с большей самоотдачей.
«Переманиванием талантов» развитые страны занимаются давно, но стараются особо не афишировать эту деятельность. Массовая «утечка умов» началась в конце второй мировой войны, когда из Германии и стран-союзниц были вывезены в США высококвалифицированные специалисты. Высказывается мнение, что «утечка умов» – это негативное явление, которое наносит огромный ущерб стране-экспортеру. Другая точка зрения гласит, что интеграция в мировом масштабе специалистов высшей квалификации значительно повышает эффективность исследований в фундаментальных и прикладных науках. Данное высказывание применимо ко всем группам интеллектуальной элиты и кажется нам более справедливым.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |