Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика Инвестиционного кодекса РБ и Национальной программы привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ




Основным законом, регулирующим иностранные инвестиции, является Инвестиционный Кодекс РБ. Совместная коммерческая организация создается на основе договора, заключаемого участниками СП. Государственную регистрацию организаций с иностранными инвестициями осуществляет МИД РБ. Финансово-кредитные учреждения с иностранными инвестициями подлежат регистрации в Национальном банке РБ. Срок проведения регистрации – 30 дней с момента подачи всех необходимых документов.

Государственная регистрация проводится на основе следующих документов:

- письменного заявления учредителей с просьбой провести регистрацию создаваемого предприятия или письменного заявления на регистрацию от иностранного инвестора

- нотариально заверенных копий учредительных документов в 2-х экземплярах;

- для белорусских юридических лиц – нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого белорусского юридического лица, участвующего в создании совместного предприятия;

- выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения или постоянного места жительства (с заверенным переводом на белорусский или русский язык);

Объявленный в учредительных документах уставный фонд организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50% своей доли и в полном объеме – до истечения 2-х лет со дня регистрации. Права и льготы, установленные законодательством, могут быть реализованы предприятием после получения свидетельства о формировании уставного фонда не менее чем на 50%.

Кроме того, коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30%, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

До 2005 года существовали и такие льготы:

1. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары: относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями

2. Освобождаются от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30%, полученная от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый Правительством РБ, в отношении таких организаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50%.

Эти льготы сохранены на 5 следующих лет для тех организаций, которые зарегистрированы до 2005 года.

Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ принята на 2002-2010 гг. В ней определены состояние инвестиционной сферы, цели и задачи инвестиционной политики, механизмы стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций, обоснована система мероприятий правового и организационно-экономического характера, определена потребность в инвестициях.

Важнейшей проблемой белорусской экономики, исходя из текста Национальной программы, является инвестиционное обновление основных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-84,4%, при критическом уровне – 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей. Основными проблемными моментами в области привлечения иностранных инвестиций в программе названы:

- нестабильность и неопределенность законодательства и регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур;

- отсутствие юридической четкости в вопросах собственности, ее структуры и правового статуса, что порождает споры между представителями власти и иностранными инвесторами;

- финансовая и экономическая нестабильность, осложняемая кризисом неплатежей, значительным бюджетным дефицитом;

- острая нехватка различной информации, необходимой иностранным инвесторам, для развертывания операций в Беларуси.

Особое место в инвестиционной политике отводится СЭЗ. Они рассматриваются как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой. Это первый приоритет развития в соответствии с программой.

Вторым приоритетным направлением названа разработка пакета приоритетных инвестиционных проектов отраслевого и межотраслевого характера.

Третьим – переход правительства от схемы гарантирования возврата инвестиционных займов к более глубокой правовой форме – подписанию инвестиционных или концессионных договоров с частным инвестором с определением взаимных обязательств и элементами публичного международного права. В рамках этого направления развивается идея проектного финансирования – финансирование за счет доходов, которые принесет создаваемая организация в будущем. В данном случае все активы проекта выносятся за рамки баланса организации-учредителя, залог – его имущество. Оплата – будущей продукцией.

В программе также предусмотрены следующие задачи, решение которых позволит улучшить инвестиционный климат в стране:

- разгосударствление и приватизация государственной собственности;

- увеличение инвестиционной активности национальных субъектов, в том числе в результате применения новой амортизационной политики, снижения налоговой нагрузки на предприятия;

- развитие рынка ценных бумаг;

- лизинговая деятельность.

 

4. Динамика притока прямых иностранных инвестиций в РБ

На сегодняшний день в стране работают инвестиции из 77 стран мира (в 2003 году – 80). Создана соответствующая договорно-правовая база: заключено 48 двусторонних международных соглашений, договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, 5 многосторонних соглашений и конвенций. Все из них прошли внутригосударственную процедуру согласования и вступили в силу.

За период 1992-2003 гг. Беларусь привлекла свыше 5,0 млрд. долларов США инвестиций и иностранных кредитов в экономику страны. За 2003 год поступления составили свыше 1,306 млрд. долларов США, из них на долю прямых инвестиций приходится 51,6% от общего объема (674,5 млн. долл. США).

За 2004 год валовой объем поступивших прямых инвестиций в экономику страны составил 897,8 млн. USD, увеличившись по сравнению 2003 г. на 18,8%. При этом отток составил 728,4 млн.руб.

Чистое привлечение прямых инвестиций в страну сложилось в размере 169,4 млн. USD и было обеспечено в первую очередь вложениями нерезидентов в уставные фонды предприятий и банков в размере 125,9 млн. USD (в том числе банками – 12,4 млн., что меньше показателя 2003 года в 3,3 раза) и реинвестированными доходами в размере 23,6 млн. USD.

Прямые иностранные инвестиции в форме ссуд от зарубежных совладельцев обусловили чистый приток капитала в экономику страны в размере 19,9 млн. USD, что меньше уровня 2003 г. на 15%.

На 1.01.2003г. накопленный объем прямых инвестиций составлял 737,3 млн. USD, или 50,9% от всех накопленных вложений. На начало 2005 года его величина составила 906,7 млн.долл., увеличившись на 23,0%.

Наибольший удельный вес инвестиций приходится на Швейцарию (27,7% в 2003 году и 38% - в 2004 году), Россию (19,1% и 21% соответственно), Австрию (8,6% и 2,8%), Германию (6,3% и 6%), США (3,7% и 4%). В число основных инвесторов вошла в 2004 году Великобритания (7%).

По данным Министерства статистики и анализа на 01.01.2004 в Республике Беларусь зарегистрировано 2957 предприятий с иностранным капиталом (1575 СП и 1382 ИП) с объявленным уставным фондом 918,6 млн. долл. США, из которых 589,5 млн. приходится на долю иностранных инвесторов (64,2%). На начало 4-го квартала 2004 года – 3000 тыс. предприятий.

По регионам республики вклад иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий и организаций распределился следующим образом: г. Минск – 42%, Минская область – 23,5%, Гомельская область – 15%, Брестская область – 6,4%, Витебская область – 6,1%, Гродненская область - 3,6% и Могилевская область – 3,4%.

Совместные и иностранные предприятия обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 8% ВВП страны (в 2003 году – 10%). В экспорте их доля составляет 17% (в 2003 году - 15%) национального экспорта, в импорте – 19% (в 2003 году - 20%).

В отраслевом разрезе приоритетными для инвестирования являлись торговля и общественное питание (30,1% в 2003 году и 31,9% - в 2004), промышленность – 25,2% и 26,2% соответственно, и связь – 13% и 16,1%. Наименьший объем инвестиций приходится на транспорт – 1,2% и сельское хозяйство – в 200 году 0,5%, в 2004 году 1,2%.

В промышленности наиболее привлекательные отрасли – пищевая, легкая, химическая.

Прямые инвестиции белорусских субъектов хозяйствования за границу оставались незначительными и сложились в размере 1,3 млн. USD.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.