КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Практические занятия
Практические занятия СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Учебно-методическое пособие
Специальность: 050102 Биология
ЧЕРЕПОВЕЦ
Рассмотрено на заседании кафедры биологии и общей экологии, протокол № от г. Одобрено редакционно-издательской комиссией Физико-математического факультета ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № г.
Составитель: А.П. Добрынин, д-р биол. наук, проф.
Рецензенты: Б.С. Петропавловский, д-р биол. наук, проф. (ГУ БСИ ДВО РАН, г. Владивосток); Н.Я. Поддубная, канд. биол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
Научный редактор: Н.Я. Поддубная, канд. биол. наук, доцент
© Добрынин А.П., 2010 © ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет, 2010
«Биологические основы сельского хозяйства» – дисциплина, в задачи которой входит приобретение студентами-биологами самых общих знаний, имеющих отношение к сельскохозяйственному производству. В процессе освоения курса студенты знакомятся с достижениями современного почвоведения, земледелия, агрономии, растениеводства (растениеводство является частью земледелия и в зависимости от возделываемых культур подразделяется на полеводство, луговодство, овощеводство, плодоводство и лесоводство), животноводства, полезащитного лесоразведения и озеленения сельских населённых мест. В настоящем пособии главное внимание уделяется вопросам почвоведения, поскольку почва – основа сельскохозяйственного производства, являющаяся одновременно средством производства и предметом труда. Такое внимание к вопросам почвоведения объясняется ещё и тем, что специального курса «Почвоведение» в университете нет. При проведении практических занятий студенты знакомятся с морфологическим строением, механическим и химическим составом почв, факторами почвообразования, классификацией почв и их распространением на территории России, причинами эрозионных процессов. Важное место принадлежит вопросам мелиорации почв, использованию минеральных и органических удобрений, составлению почвенных картограмм. Рассматриваются биологические особенности наиболее распространённых сорных растений и методы борьбы с ними. Успехи растениеводства самым тесным образом связаны с посевными качествами семян: всхожестью, чистотой, энергией прорастания, посевной годностью. Целый ряд практических работ, предусмотренных настоящим пособием, посвящён определению этих показателей. Составление схем севооборотов – также одна из практических задач, которыми студенты должны овладеть. Решение этой задачи требует приобретения знаний о биологии различных полевых, овощных и плодовых культур, их сортов, возможностей выращивания в самых разнообразных климатических и почвенно-гидрологических условиях. Урожайность полевых культур, особенно в южных районах России, в значительной мере связана с вопросами полезащитного лесоразведения, то есть с устройством и функционированием полезащитных лесных полос, обеспечивающих необходимый режим увлажнения почвы и препятствующих развитию эрозионных процессов. Выдержать требования к созданию полос различной конструкции невозможно без использования некоторых сугубо лесоводственных знаний. На практических занятиях студенты знакомятся со специальной лесоводственной и лесотаксационной терминологией (бонитет, полнота, запас, состав насаждений и т.д.). Навыки, приобретённые по ходу выполнения данного практического задания, будут полезны также при решении проблемы озеленения сельских населённых пунктов. Пособие включает и некоторые задания по изучению рациона кормления и заготовки кормов для крупного рогатого скота. Многим выпускникам университета в будущем придётся работать преподавателями биологии в школах, прививать учащимся школ навыки выращивания полевых, овощных и плодово-ягодных растений на школьном учебно-опытном участке, поэтому предлагаемая тема «Составление плана школьного учебно-опытного участка» закономерно завершает тематику настоящего пособия. Каждое практическое занятие предусматривает выполнение студентами конкретного лабораторного задания (см. прил. 1), соответствующее его оформление и представление преподавателю. Успешное выполнение всех практических работ обеспечивает студентам допуск к экзамену по курсу «Биологические основы сельского хозяйства».
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практические работы выполняются в следующем порядке: называется тема практической работы, определяется цель работы, перечисляются материалы и оборудование, необходимые для выполнения задания, даётся краткое, поэтапное описание процесса работы, формулируется краткий вывод. 1. Тема работы. Тема работы предваряет ход её выполнения и определяется преподавателем. 2. Цель работы. Формулировка цели работы конкретизирует характер и акцент заданий, вытекающих из темы работы. 3. Материалы и оборудование. Перечисляются лабораторные и измерительные приборы, реактивы и химикаты, специальные инструменты, используемые в процессе выполнения работы. 4. Порядок работы. Кратко и поэтапно описывается ход работы, её математическая подоплёка, приводятся полученные результаты (при необходимости в виде таблиц или иллюстративно-графического материала). Это основная часть работы, требующая от исполнителя особого внимания и точности исполнения. 5. Вывод. Вывод завершает выполнение работы и кратко излагает её результат. Вывод должен содержать самое важное для понимания сущности выполненной работы и не должен быть формальным.
Практическая работа 1
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |