Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод экспертной оценки




Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование предназначены для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки респондентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. Цель массового опроса заключается в получении достоверного знания о предмете исследования. Однако, в ходе массового опроса источником социологической информации, дающей оценку тем или иным сторонам объекта исследования, выступают представители этого же объекта. На практике часто возникает ситуация, когда выделить объект (носителя проблемы) очень сложно, и, следовательно, невозможно использовать объект в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозирования изменения того или много социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

При формировании группы экспертов необходимо учитывать ряд критериев: род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт общественно-политической жизни, возраст и т.д. При отборе экспертов необходимо руководствоваться целями и задачами исследования.

Опрос компетентных лиц называется экспертным опросом, результаты опроса – экспертными оценками.

Методика проведения экспертного опроса существенно отличается от методики проведения массового опроса. Массовые опросы, как правило, анонимны. В экспертном опроса анонимность исключается, эксперт должен быть полностью осведомлен о задачах исследования, которые он призван помочь решить. Основной инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, таким образом, процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.

Выделяют основные функции экспертного опроса: прогноз тенденций развития явлений и процессов социальной действительности; оценка степени достоверности данных массовых опросов.

Программа прогнозного опроса экспертов носит преимущественно концептуальный характер. В программе прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из форм экспертного опроса – обмен мнениями. Он предполагает одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по интересующему исследователя вопросу. Часто применяется при экспертном опросе «дельфийская техника». Метод «дельфийской техники» заключается в выработке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатов его итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют ее. Эта процедура повторяется 3 – 4 раза и в результате вырабатывается согласованная оценка.

При проведении массовых опросов часто возникает вопрос о степени достоверности полученных данных. Экспертный опрос позволяет оценить степень компетентности мнений, высказанных респондентами в ходе массового опроса. Для этого составляется анкета эксперта идентичная анкете респондента массового опроса, результаты которого необходимо оценить эксперту. Задача эксперта – высказать по вопросам непредвзятую, объективную оценку. При этом эксперту необходимо учитывать интересы исследователя.

Конечно, результаты экспертного опроса не являются «истиной в последней инстанции». Это, однако, не отменяет важности участия экспертов в исследовании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.