КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прожиточный минимум населения России 5 страница
· число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.); · число экспонатов в экспозиции; · количество выставок; · численность посетителей; · показатели кадрового состава работников музея; · размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозиции; · поступления и использование новых поступлений.
Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров. Статистика культуры, искусства и отдыха обеспечивает население информацией по специфике, изучаемых проблем; изучает показатели потребления населением услуг культуры, искусства, туризма; анализирует данные деятельности в области распространения культуры; показатели учреждений искусства; составляет статистику, рейтинг туризма.
Особым разделом социальной статистики является моральная статистика. Моральная статистика изучает явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных групп, характеризующие моральный облик человека и общества в целом. Моральная статистика изучает нормальное и девиантное поведение людей в обществе, негативную и позитивную девиацию. Основой моральной статистики являются нравственно-психологические свойства личности как субъективные характеристики социальных аспектов личности. Предмет исследования моральной статистики в большей степени составляет социальная патология, так как именно социальная аномия представляет наибольшую опасность для общества. Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах – трудовой, семейно-бытовой и т. д. К позитивным данным относятся данные о благотворительности, спонсорстве (данное направление в моральной статистике еще находится на стадии формирования). В отличие от других направлений социальной статистики моральная статистика ставит перед собой задачи, связанные с изучением поведения личности в различных сферах жизни. Обязательным направлением моральной статистики является рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным категориям населения: демографическим, социальным, этническим, экономическим. Как в любой отрасли социальной статистики, в моральной статистике большое внимание уделяется динамике – изучению прошлых тенденций и оценке перспектив на будущее (исследуется распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реального поведения и установок населения). Моральная статистика обращает внимание на устойчивость явлений – возникают они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям. В основе моральной статистики лежат нравственно – психологические свойства личности, которые в большей степени носят субъективный характер.
Источниками информации моральной статистики выступают данные статистической отчетности, переписей населения, специальных выборочных обследований, социологических опросов, ведомственного учета. Данные моральной статистики, факты и мнения населения должны быть оценены в соответствии с социальными нормами (принятыми в конкретном обществе). Специальный раздел моральной статистики составляют данные о суициде (самоубийстве). Обобщающие показатели позволяют установить закономерности самоубийств для разных половозрастных групп, различающихся по образованию, по доходам, семейному положению и т. д. Доказано, что в период смены социальных образов, ломки социальных отношений (так называемых, переходных периодов) число самоубийств значительно возрастает. Так, в России социально-психологическая напряженность у населения в период 1990 – 1993 гг. непрерывно нарастала, пик самоубийств пришелся на 1993 г. В последующие 1994 – 1998 гг. тенденция сменилась на обратную. Также данные статистики свидетельствуют о том, что психическая устойчивость женщин значительно выше по сравнению с мужчинами (у женщин втрое ниже частота самоубийств, нарастание числа самоубийств в 1990 – 1993 гг. у женщин шло гораздо медленнее, спад происходил значительно быстрее). Существенное влияние на распространенность суицида оказывает возраст (см. табл. 31).
Таблица 31 Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт – Петербурге
Общая тенденция сокращения частоты самоубийств в период 1990 – 1998 гг. характерна почти для всех половозрастных групп населения. Вместе с тем наблюдается значительный рост самоубийств у женщин моложе 20 лет и у мужчин в возрасте 20 – 29 лет. Причины могут быть выявлены в ходе специального обследования. Предположительно можно выдвинуть ряд причин: сложности при получении образования, трудоустройства, создания семьи; неадаптированность к новым условиям жизни и т.д. Одним из разделов моральной статистики выступает правовая статистика, занимающаяся правонарушениями (административными, гражданскими, уголовными) и антисоциальными явлениями, анализом причин и условий возникновения этих явлений, структуры и динамики делинквентного (преступного) и антисоциального поведения. Такие разработки ведутся на уровне каждого региона, а сводные итоги определяются по стране в целом. Основным источником информации правовой статистики являются органы министерства юстиции. Кроме того, предоставляют свои отчеты органы администрации, мэрии и т.д. Содержание поступающей информации состоит из следующих данных: количества правонарушений и уголовных преступлений по их видам; количества лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности; данных о мерах уголовного наказания, о составе осужденных; материалов об осужденных несовершеннолетних и т. д. Наибольшую опасность представляют уголовные преступления. Они классифицируются по видам: особо опасные государственные преступления, бандитизм; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; хищение государственного или общественного имущества; умышленное убийство, убийство при превышении пределов необходимой самообороны, неосторожное убийство; умышленное тяжкое телесное повреждение; преступления, связанные с венерическими заболеваниями или СПИДом, изнасилование; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей; нарушение правил охраны труда и безопасного производства работ; преступления против личной собственности граждан; спекуляция, злоупотребления в сфере обслуживания населения; изготовление и хранение спиртных напитков домашней выработки; должностные преступления; сопротивление работнику милиции; хулиганство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; угон автотранспортных средств; преступления, связанные с наркотиками; воинские преступления; прочие преступления, требующие дознания и следствия.
Общим показателем уровня преступности является число зарегистрированных преступлений (см. табл. 32).
Таблица 32 Динамика преступности в РФ за 1976 – 1998 гг.
Особую опасность для общества представляет организованная преступность. Сегодня наиболее популярной становится борьба с терроризмом. Социальная статистика также отражает эти явления.
Отдельно должны выделяться преступность в вооруженных силах, преступления, совершенные политической и правящей элитой. В нашей стране отдельных статистических данных по этим отраслям пока нет. Характеристика лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и мера наказания преступников осуществляется в правовой статистике с помощью метода группировок. По результатам судопроизводства выделяются группы лиц: · в отношении которых дела прекращены за отсутствием состава, события преступления или за недоказанностью преступления; · невменяемые, к которым применены принудительные медицинские меры; · осужденные.
Меры уголовного наказания также группируются: смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы без лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества и проч. Проблема смертной казни обсуждается на различных уровнях, отношение общества к данной проблеме неоднозначно и требует определенного решения. В нашей стране объявлен мараторий на смертную казнь, основной массе заключенных смертная казнь в порядке помилования заменяется лишением свободы до 15 лет либо пожизненно. В современной правовой статистике можно выделить три основных направления: · исследование характеристик состояния и тенденций преступности; · исследование причин преступности, личности преступников, мотивации преступного поведения; · статистика результатов и эффективности деятельности правоохранительных органов. Основной задачей моральной статистики было и остается повышение достоверности полученных данных и выводов.
Статистики политической и общественной жизни является разделом социальной статистики, изучающим показатели государственной власти, взаимосвязь государственных и общественных институтов, социальных слоев общества, отношение между государством и отдельными гражданами по поводу власти, политики, политических норм, политического сознания, политической культуры. Количественный аспект явлений и процессов политической системы общества составляет предмет статистики политической и общественной жизни. Разделами статистики политической и общественной жизни служат: · статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти; · статистика государственного управления и местного самоуправления; · статистика политических и массовых общественных организаций; · статистика осуществления политических прав граждан и прав личности; · статистическая оценка социальной напряженности.
Также статистика политической и общественной жизни исследует характеристики общественного мнения как способа проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей об их намерении голосовать за того или иного кандидата в органы власти, результатах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации. Статистика общественной и политической жизни представлена рядом показателей. Выделяют пять групп. К показателям первой группы – избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие: · численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению); · численность зарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.); · численность избирателей, принявших участие в голосовании (всего, в том числе по избирательным округам (участкам), городам: на определенный час в день выборов и в целом); · число бюллетеней, признанных недействительными; · число избирательных округов, в которых назначены повторные выборы; · численность и состав избранных в соответствующий орган власти.
Вторая группа охватывает показатели государственного управления и местного самоуправления, т.е. структуру и деятельность органов управления: число министерств и ведомств, число и перечень комиссий и т. д.
Третья группа показателей: · число политических партий; · численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию, регионам; · состав руководящих органов партии, в том числе количество освобожденных работников; · доходы партии(всего, в том числе от членских взносов, издательской и другой деятельности партии); · расходы партии; · количество фондов, поддерживающих данную партию; · число издаваемых партиями газет, журналов, тиражи изданий; · число демонстраций, проведенных за год; · количество проведенных праздников и т. д.
К четвертой группе показателей относятся показатели обращений в органы исполнительной власти с просьбой о проведении митингов; число митингов; количество участников и т. д.
Показатели пятой группы направлены на отслеживание ситуации по социальной напряженности в обществе и отдельном регионе. Методом выявления общественного мнения по уровню социальной напряженности является анкетный опрос. Общественное мнение – это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Изучение общественного мнения является важной задачей социальной статистики. Объектом опроса при статистическом изучении общественного мнения являются социальные группы, жители отдельных регионов, отдельные коллективы, а единицей опроса служит личность, ее мнение о явлениях общественной жизни. Рассмотренные отрасли социальной статистики формируют общую картину результатов статистического изучения общества, социальных аспектов жизни людей в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект Пресс, 1995. - с. 22-31. 2. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Тривола, 1998. - 228 с. 3. Володарский Л.М. Статистика рассказывает. – М.: Мол. Гвардия, 1982. – 191 с. 4. Громыко Г.Л. Общая теория статистики: Практикум. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 139 с. 5. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: Методы, система показателей, анализ. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 177 с. 6. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 464 с. 7. Гуслякова Л. Г. и др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. - М.: Наука, 1994. - 109 с. 8. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 237 с. 9. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 416 с. 10. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Союз, 1998. - 295 с. 11. Как провести социологическое исследование. - М.: Политиздат, 1990. - с. 121- 133. 12. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. – М.: Финансы и статистика, 1982. – 294 с. 13. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 144 с. 14. Корнев В.П. Видные деятели отечественной статистики 1986 – 1990: Биографический словарь. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 198 с. 15. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие. - М.: Владос, 1999. - 208 с. 16. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие. - М.: Владис, 1999. - 288 с. 17. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с. 18. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 157 с. 19. Основа социальной работы: Учебник. - М.: Инфра- М, 1999. - 368 с. 20. Основы социологии. Учебное пособие для преподавателей и студентов. – Екатеринбург, 1993. – 150 с. 21. Павленко П. А. Введение в профессию "Социальная работа": Курс лекций. - М.: Инфра – М, 1998. - 174 с. 22. Принцип активации в социальной работе. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 222с. 23. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1976. - с. 124-163. 24. Сиденко А.В. и др. Статистика: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2000. – 464с. 25. Социальная работа: Словарь- справочник. - М.: Контур, 1998. - 480 с. 26. Социальная статистика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416с. 27. Социальная статистика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 114с. 28. Социальная статистика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480с. 29. Социологический словарь. Справочное издание. – Минск: Университетское, 1991. – 528 с. 30. Социология: словарь – справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика. М.: Наука, 1991. – 357 с. 31. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие / В 2-х ч. - М.: Союз, 1994. - ч.1.- 342 с., ч.2.- 198 с. 32. Теория социальной работы: Справочная книга. - Томск: изд-во ТПУ, 1999. - 98 с. 33. Фирсов В. А. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: владос.1999. - 256 с. 34. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987. - с. 119-129. 35. Ярская - Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М.: Ключ, 1999. - 96 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
«Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ»
Программа социологического исследования
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Широкий уровень распространения негативных явлений в Томском Политехническом Университете подтверждает исследование девиантного поведения студентов ТПУ, проведенное в 1998 году. Мнение преподавателей по проблеме отклоняющегося поведения студентов ТПУ в данном случае имеет большее значение, чем мнение студентов. Это объясняется тем, что процесс социализации студентов еще не завершен, а преподаватели вуза являются субъектами, осуществляющими этот процесс. Исходя из этого, можно сформулировать объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и метод исследования.
ОБЪЕКТ исследования – преподаватели ТПУ.
ПРЕДМЕТ исследования – отношение преподавателей ТПУ к девиациям в студенческой среде ТПУ.
ЦЕЛЬ исследования – выявить отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ.
ЗАДАЧИ исследования: 1. Выяснить уровень информированности преподавателей ТПУ о девиантном поведении студентов ТПУ. 2. Выявить оценку преподавателей ТПУ негативных явлений среди студентов ТПУ. 3. Выявить степень включенности преподавателей ТПУ в проблему отклоняющегося поведения студентов ТПУ.
ГИПОТЕЗЫ: 1. Уровень информированности преподавателей ТПУ о различных формах девиации среди студентов ТПУ – невысокий. 2. Уровень информированности преподавателей ТПУ о работе по профилактике отклоняющегося поведения студентов ТПУ – низкий. МЕТОД исследования – анкетирование.
В социологическом опросе приняли участие 150 преподавателей ТПУ. В выборке представлены все факультеты ТПУ. Выборка была целенаправленной, квотной (признаки квоты – факультет, пол).
АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ! Кафедра социологии ТПУ изучает социально-правовые аспекты жизни студентов и просит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Заполнять анкету несложно: прочитайте возможные варианты ответа и отметьте вариант, совпадающий с Вашим мнением. В случае отсутствия приемлемого варианта, допишите свой на свободной сроке. Благодарим за сотрудничество и искренность ответов!
1. Сегодня часто встречается понятия «девиация», «отклоняющееся поведение»… Чем, по – Вашему, является «девиация»? 01. – позитивным отклонением от нормы 02. – негативным отклонением от нормы 03. – любым отклонением от нормы
2. Согласны ли Вы с высказыванием: «Люди пьянствуют и спиваются, потому что жизнь очень трудная»?
01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
3. В чем, по – Вашему, заключается отличие пьянства от алкоголизма? (напишите, пожалуйста)_________________________________________
4. Согласны ли Вы с высказыванием: «Люди употребляют наркотики, потому что у них нет более интересного увлечения в жизни»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
5. Какое определение, по – Вашему, больше подходит к человеку, употребляющему наркотики? 01. – это творческая личность 02. – обычный нормальный человек 03. – безвольное существо 04. – преступник 05. – другое (напишите)__________________________________________
6. Что, по – Вашему мнению, является наиболее распространенной причиной гибели наркоманов? (напишите, пожалуйста)_________________________________________________ ______________________________________________________________ 7. Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств? 01. – да, имею такой опыт 02. – нет, не имею
8. Согласны ли Вы с высказыванием: «Если кто-то занимается проституцией, то ничего особенного в этом нет, потому что все покупается и продается»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
9. Как Вы считаете, что может дать государству легализация проституции? (выберите не более двух вариантов)
01. – дополнительный источник дохода 02. – уменьшение числа преступлений сексуального характера 03. – снижение уровня распространения специфических заболеваний (СПИД и т.д.) 04. – другое (напишите)_________________________________________ ______________________________________________________________ 10. Согласны ли Вы с высказыванием: «Человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество»?
01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
11. Согласны ли Вы с высказыванием: «Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить
12. Согласны ли Вы с высказыванием: «Факт вымогательства трудно доказать, поэтому можно прибегнуть к нему, если есть возможность»? 01. – полностью согласен 02. – скорее согласен, чем нет 03. – скорее не согласен 04. – полностью не согласен 05. – затрудняюсь ответить 13. Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам в Вашей педагогической практике В ТПУ? 01. – пьянство 02. – воровство 03. – наркомания 04. – проституция 05. – хулиганство 06. – вымогательство 07. – пока не встречались
14. Насколько, на Ваш взгляд, распространены среди студентов ТПУ следующие явления? (отметьте по каждой строке)
15. Назовите наиболее вероятные, с Вашей точки зрения, причины отклоняющегося поведения студентов ТПУ (выберите не более трех вариантов):
01. – снижение уровня жизни 02. – бесконтрольность продажи спиртных напитков 03. – доступность наркотических средств 04. – демонстрация жестокости и насилия по ТВ 05. – изменение нравственных принципов и стандартов 06. – незнание, чем занять себя в свободное время 07. – другое (напишите)________________________________________ _____________________________________________________________
16. Какое наказание, по – Вашему, следует применять к студентам за подобное поведение? (отметьте по каждой строке только один вариант)
17. Кто, по-Вашему, может повлиять на снижение уровня распространенности негативных явлений в студенческой среде ТПУ (выберите не более 2-х вариантов)? 01. – правоохранительные органы 02. – администрация ВУЗа 03. – преподаватели ТПУ 04. – сами студенты 05. – другое (напишите)________________________________________ _____________________________________________________________
18. Как Вы думаете, ведется ли в ТПУ какая-либо работа по снижению уровня распространенности отклоняющегося поведения студентов? 01. – да 02. – нет 03. – не знаю
19. Если Вы ответили «ДА», то напишите, пожалуйста, в какой форме ведется подобная работа: ____________________________________________________________________________________________________________________________
Немного о себе: 20. Пол: 01 – мужской 02 – женский.
21. Возраст: 01 – 20-29 лет 02 – 30-39 лет 03 – 40-49 лет 04 – 50-59 лет 05 – 60 лет и более
22. Факультет, где Вы работаете_____________________________
23. Стаж работы в ТПУ____________________________________
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |