Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический материал. Методические указания




Методические указания

РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Тема 4. Расходы и доходы организации раскрывает особенности классификации расходов и доходов хозяйствующего субъекта по следующим категориям: от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы. Финансовые методы управления доходами и расходами предполагают планирование себестоимости (возможных затрат) и выручки от реализации (возможных поступлений). Таким образом, в данной теме раскрываются особенности управления доходами и расходами организации.

Закреплению теоретических положений по данной теме способствуют контрольные вопросы и тестирование. График проверочного тестирования по каждой теме (модулю) приведен в календарно-тематическом плане.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (СРС):

· знать содержание понятий «затраты», «расходы», «производственная себестоимость», «полная себестоимость»;

· изучить особенности классификации доходов и расходов организации;

· ознакомиться со спецификой расчета себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг и т.д., а также планированием выручки от реализации;

· ответить на приведенные в конце темы контрольные вопросы.

 

План:

1. Структура и классификация расходов организации

2. Классификация доходов организации. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции

3. Финансовые методы управления доходами и расходами организации: планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж)

Структура и классификация расходов организации

Затраты представляют собой денежное выражение расходования производственных факторов, необходимых для осуществления организацией или предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Совокупность производственных затрат показывает во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет производственную себестоимость.

Расходы, связанные со сбытом продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). В их состав входят расходы на тару и упаковку, транспортные расходы, расходы на хранение, рекламу и т.д.

Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции, услуг. Себестоимость продукции, работ, услуг – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты, производимые предприятием в процессе осуществления своей деятельности, классифицируют по разным критериям:

1. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

· материальные затраты (их доля в общей сумме затрат составляет 60-90%). Это затраты на приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров и образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров; затраты на приобретение материалов, используемых при производстве товаров для обеспечения технологического процесса, для упаковки и предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, затраты на проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные цели; затраты на приобретение запасных частей и расходных материалов для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества; затраты на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и обработке в организации; затраты на приобретение топлива, воды, энергии, расходуемых на технологические цели, отопление зданий, расходы на трансформацию и передачу энергии; затраты на услуги производственного характера, выполняемых сторонними организациями (транспортные услуги, операции по производству продукции, выполнению работ, обработке сырья, контроль за соблюдением технологических процессов, техобслуживание основных средств и т.д.); затраты на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения (очистные сооружения, золоуловители, фильтры, захоронение экологически опасных отходов, очистка сточных вод и прочее).

В стоимость материальных затрат включаются комиссионные вознаграждения посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение. Для целей налогообложения к материальным расходам приравниваются потери от недостачи и порчи ценностей при хранении и транспортировке;

· затраты на оплату труда включают: суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки; начисления стимулирующего характера (премии, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения и др.); начисления компенсирующего характера (надбавки за ночное время работы, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, за работу в тяжелых и вредных условиях, сверхурочную работу, в праздничные и выходные дни); стоимость предоставляемых работникам бесплатно коммунальных услуг, питания и продуктов, предметов, остающихся в личном распоряжении (форменная одежда, обмундирование); расходы на оплату проезда; компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника; единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности);

· амортизационные отчисления;

· прочие затраты, в составе которых выделяют суммы налогов и сборов; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации; расходы по подбору персонала, включая оплату услуг специализированных кампаний по подбору; расходы на командировки; расходы на публикацию бухгалтерской отчетности; другие расходы.

2. По экономической роли в формировании себестоимости продукции затраты подразделяются на основные и накладные. Основные связаны с осуществлением изготовления продукции, работ, услуг. К ним относятся затраты на сырье и материалы, из которых изготавливается продукция; расходы на топливо и энергию, используемую в производственном процессе; заработную плату основных рабочих; эксплуатацию и содержание оборудования. Накладные расходы связаны с реализацией продукции, организацией, управлением и технической подготовкой производства. Сюда относятся затраты на оплату труда работников управления, отопление и освещение, амортизацию зданий и сооружений.

3. В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость отдельных видов продукции, различают прямые и косвенные расходы. Прямые связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по нормам относятся на их себестоимость (например, материалы, топливо, заработная плата). Косвенные связаны с изготовлением различных видов продукции и включаются в их себестоимость пропорционально базе, установленной инструкцией по планированию себестоимости (например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования).

4. В зависимости от степени однородности затраты делятся на простые и комплексные. Простые затраты однородны по экономическому содержанию (например, сырье и основные материалы), комплексные – состоят из нескольких экономических элементов (например, цеховые, общезаводские расходы).

5. В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость расходы могут быть текущие, расходы будущих периодов и предстоящие. Текущие расходы возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции данного периода. Расходы будущих периодов производятся в данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле в зависимости от установленного срока и норм их погашения. Например, затраты по освоению производства новых видов продукции относимые на себестоимость. Предстоящие расходы – это расходы еще не возникшие, но на которые резервируются средства в сметно-нормативном порядке. Например, оплата отпусков, сезонные затраты.

6. По отношению к объему производимой продукции затраты подразделяются на постоянные, временные и прочие. Постоянные – расходы, абсолютная величина которых при изменении объема производимой продукции не изменяется. Например, арендная плата, заработная плата управленческого персонала. Переменные – затраты, сумма которых непосредственно зависит от изменения объема производимой продукции. Например, сырье и материалы для изготовления продукции, заработная плата производственных рабочих. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

· расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

· расходы на обязательное и добровольное страхование;

· расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

· расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

· прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

Классификация доходов организации. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Это основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, который формируется в результате деятельности организации по трем направлениям: основному, инвестиционному, финансовому. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

В состав прочих доходов включаются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другие виды интеллектуальной собственности;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· поступления от участия в уставном капитале других предприятий; проценты за предоставленные в пользование денежные средства организации;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств;

· активы, полученные безвозмездно;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;

· поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии), страховое возмещение и т.д.

В соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому и налоговому учету доходы и расходы организации признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности. Таким образом, существуют два метода признания организацией собственных доходов и расходов:

· метод начисления (переход права собственности на отгруженную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы от продавца к покупателю, даже если денежные средств от второго не получены);

· кассовый метод (поступление денежных средств на расчетные счета и в кассу предприятия или их расходование с расчетного счета и из кассы предприятия).

Основные элементы, образующие выручку от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг следующие: себестоимость продукции, работ, услуг; налог на добавленную стоимость; акцизы; прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

Использование выручки на предприятии. Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Направления использования выручки представлены на рис. 1.

 
 

 


Рис. 1. Направления использования выручки от реализации

Финансовые методы управления доходами и расходами организации: планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж)

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием для этого является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

При стабильной экономической ситуации планирование затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

· по нормам расхода на единицу продукции;

· по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. Таким образом, переменные затраты определяются по формуле

З = Н х В, (6)

где З – планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н – норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В – плановый объем выпуска в натуральном выражении.

 

Если на момент планирования опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

З = ЗФ х (ВПЛФ), (7)

где ЗФ – фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

ВПЛ – плановый объем выпуска в натуральном выражении;

ВФ – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

 

Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому и второму методу, будет одинакова. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о необходимости пересмотра норм расхода.

В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции. Но при этом возможны противоречия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующими факторами. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей и ужесточившаяся конкуренция не позволят производителю увеличивать цену реализации пропорционально росту издержек.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.

Рост переменных затрат при их неизменных нормах не приводит к снижению прибыли. Напротив, прибыль возрастает пропорционально росту выпуска. При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать и большие изменения в составе себестоимости продукции. Иначе говоря, уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объема выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат.

При планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

1) определить необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;

2) произвести расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставить их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:

ПР = ПостЗ/(В–ПерЗ), 8)

где ПР – порог рентабельности;

ПостЗ – сумма постоянных затрат предприятия;

В – выручка от реализации;

ПерЗ – сумма переменных затрат предприятия.

 

Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов, не влияющих на объемы производства. Изменения могут происходить под воздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменения норм амортизационных отчислений и т.п. С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле

ЗР = ОНП + СТП – ОКП, (9)

где ЗР – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;

СТП – полная плановая себестоимость товарного выпуска;

ОНП – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;

ОКП – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на конец планового периода.

 

Планирование затрат на производство продукции осуществляется с помощью сметы затрат на производство (таблица 1). Плановый период должен совпадать с отчетным (год, квартал), что позволяет предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами.

Таблица 1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.