Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка рентабельности деятельности организации




Теоретический материал

Методические указания

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ

 

 

Значительное внимание в процессе изучения Темы 9. Анализ прибыли следует уделить особенностям расчета рентабельности деятельности предприятия за определенный период времени, а также определению безубыточного объема производства с тем, чтобы иметь представление о возможном получении прибыли и ее повышении.

Прибыль является абсолютным показателем финансовых результатов, но она не может применяться в качестве единственного оценочного показателя. Поэтому необходимо знать относительные показатели, для чего ее соотносят с другими оценочными показателями: выручкой, издержками производства, стоимостью активов и др. Речь идет о рентабельности, множество показателей которых характеризуют конкретную сторону деятельности предприятия, эффективность его работы.

Многие коммерческие организации уделяют внимание вопросам определения безубыточного объема продаж, т.е. определения порога рентабельности – того объема реализации, при котором предприятие работает без прибыли, но и без убытка. Определение данной точки безубыточности позволяет организациям спрогнозировать, определить расчетным путем, заложить в цену продукции определенный процент прибыли. Поэтому в процессе изучения данной темы у студента должны появиться подобные навыки и умения относительно определения безубыточного объема продаж.

Закрепление теоретических знаний по данной теме проводится на основе предложенных в теоретической части вопросов для самоконтроля.

 

 

План:

1. Оценка рентабельности деятельности организации

2. Анализ безубыточности: точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж

 

Цель предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность является относительным показателем и отражает степень доходности предприятия.

При расчетах показателей рентабельности участвуют разные элементы следующих величин: балансовая прибыль, прибыль от реализации, нераспределенная (чистая прибыль).

Основные показатели рентабельности:

1) рентабельность продукции (затрат);

2) рентабельность продаж;

3) рентабельность активов;

4) рентабельность текущих активов;

5) рентабельность собственного акционерного капитала.

Рентабельность продукции (RПР) характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия и определяется как отношение прибыли от реализации продукции (ПР) к полной себестоимости реализованной продукции (С):

RПР = (ПР/С) х 100. (31)

Рентабельность продаж (RПРОДАЖ) характеризует доходность основной деятельности предприятия, используется для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции; определяется как отношение прибыли от реализации (ПР) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В):

RПРОДАЖ = (ПР/В) х 100. (32)

Рентабельность активо в (RА) определяется как отношение прибыли балансовой (ПБ) или чистой (ПЧ) к средней величине активов за определенный период (АСР):

RА = (ПБСР) х 100, (33)

RА = (ПЧСР) х 100. (34)

Данный показатель служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала собственного, заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность активов можно также представить в виде произведения показателей, характеризующих эффективность использования материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов (ОА):

RАКТИВОВ = RПРОДАЖ х ОА (35)

Отсюда просматривается взаимосвязь между размером прибыли, содержащейся в цене продукции, и скоростью оборота активов. Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие была достаточной. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара.

 

Рентабельность текущих активов (RТ.А) характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы и представляет собой отношение чистой прибыли предприятия (ПЧ) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (АТ.СР):

RТ.А =(ПЧТ.СР) х 100. (36)

Рентабельность собственного капитала (RСК) определяется как отношение чистой прибыли (ПЧ) к средней величине собственного капитала предприятия (СКСР) за определенный период:

RСК = (ПЧ/СКСР) х 100. (37)

Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности, характеризует эффективность использования собственных средств учредителей, то есть величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений собственников предприятия, которая остается в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды. На величину рентабельности собственного акционерного капитала оказывает влияние показатель рентабельности активов, который в свою очередь зависит от оборачиваемости активов.

Анализ безубыточности: точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить точку безубыточности. Точка безубыточности показывает объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования базируется на разделении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов и прочего) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Маржинальную прибыль еще называют валовой маржой, маржинальным доходом, суммой покрытия, предельной прибылью. Затем из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат, то есть прибыль или убыток предприятия. Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, оно возмещает затраченные на производство средства. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю. Порог рентабельности (ПР) – это отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции (ПостЗ) к доле маржинального дохода в выручке (МД):

ПР = ПостЗ/МД. (38)

Если известен порог рентабельности, нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ = (В–ПР)/В х100. (38)

Определение точки безубыточности представлено на рис. 6.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага или производственного левериджа, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Запас финансовой прочности представляет собой наличие на предприятии свободных собственных средств (резервов) для покрытия запасов при необходимости.

 

Затраты,

выручка Выручка

Точка равновесия от реализации

(точка безубыточности)

Зона прибыли

Совокупные затраты

 

Постоянные затраты

Зона Переменные затраты

убытков

 

 

Объем производства, шт.

Рис. 6. Определение точки безубыточности

 

Производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска. Исчисляется уровень производственного левериджа (ПЛ) отношением темпов прироста валовой (балансовой) прибыли до выплаты процентов и налогов (ΔПРБАЛ, %) к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении (ΔVРП, %):

ПЛ = ΔПРБАЛ /ΔVРП. (40)

Производственный леверидж показывает степень чувствительности валовой (балансовой) прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Чем выше отношение постоянных расходов к переменным, тем выше значение коэффициента производственного левериджа. И точка безубыточности показывает, сколько нужно произвести и реализовать продукции предприятию, чтобы возместить постоянные затраты. Она рассчитывается делением суммы постоянных затрат на разность между ценой изделия и удельными переменными расходами.

Эффект операционного рычага (производственного левериджа) состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

FПЛ = МД/ПР. (41)

Рассмотрим пример. Выручка от реализации продукции на предприятии составила 500 млн.руб., переменные затраты – 250 млн. руб., постоянные затраты – 100 млн.руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Таблица 6

Показатели для определения точки безубыточности

 

Показатель Сумма Процент
1. Выручка от реализации    
2. Переменные затраты    
3. Маржинальная прибыль (стр.1 – стр.2)    
4. Постоянные затраты    
5. Финансовый результат (прибыль) (стр.3 – стр.4)    

 

Решение.

Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации: 250/500х100% = 50%.

Точка безубыточности будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации: 100/50%х100% = 200 млн.руб.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. Сила воздействия операционного рычага будет равна: 250/150 = 1,67.

Иными словами, любое изменение выручки от реализации влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку на 10%, в этом случае прибыль возрастет на 16,7% (1,67 х 10%). Проведем расчет, при этом увеличив на 10% выручку от реализации продукции и переменные затраты. Постоянные затраты остаются на неизменном уровне, т.к. увлечение объемов выпуска и реализации продукции на них не отражается.

Выручка от реализации (500 х10%)/100% = 500 х 1,1 = 550 млн. руб.

Переменные затраты 250 х 1,1 = 275 млн. руб.

Маржинальная прибыль 500 – 275 = 275 млн. руб.

Прибыль от реализации 275 – 100 (пост.затраты) = 175 млн. руб.

Прибыль увеличилась на 25 млн. руб., или на 16,7%.

При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что характеризует показатель рентабельности? Перечислите основные показатели, необходимые для оценки рентабельности предприятия.

2. Дайте определение точки безубыточности? Для реализации какой цели она определяется финансовыми менеджерами организации?

3. Каким образом рассчитывается маржинальная прибыль, и что она характеризует?

4. Каково назначение операционного (производственного) рычага?

 

Практическое задание

 

Задача 1. Провести оценку рентабельности по показателям рентабельности продукции и рентабельности продаж, если известны следующие данные:

· выручка от реализации за отчетный период – 67 525 тыс. руб.;

· производственная себестоимость продукции – 42 130 тыс. руб.;

· коммерческие расходы – 3 482 тыс. руб.;

 

Задача 2. По итогам деятельности за отчетный период затраты предприятия на производство и реализацию продукции составили 781 320 руб., из них постоянная часть – 201 102 руб. За отчетный период предприятие получило выручку от реализации продукции в размере 976 650 руб. Определить размер полученной предприятием маржинальной прибыли?

 

Задача 3. Определить точку безубыточности и эффект операционного рычага, если известны следующие данные:

· выручка от реализации за отчетный период – 581 450 руб.;

· переменные расходы – 395 113 руб.;

· постоянные расходы – 70 047 руб.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.