КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нюанс - контраст
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ. Глубинно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция воспринимается с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него, характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при общей компактности. Характер композиции раскрывается при помощи пластической моделировки, при решении следующих композиционных задач: - выявление общего вида геометрически-пространственных форм (кубических, цилиндрических и др.); - расположение элементов подчеркивает статический или динамический характер всей композиции (см. п.); - в пространстве сочетаются различные пластические формы (линейные, плоскостные, объемные). Основные виды объемно-пространственных композиций (по планировке): - продольно-линейчатая; - линейно-поперечная; - диагонально-убывающая; - диагонально-возрастающая; - симметрично-осевая; -ассиметрично-угловая; - центрично-сгруппированная; - свободная планировка.
Глубинно-пространственная композиция воспринимается при движении зрителя в глубь пространства, характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Композиционные признаки: а). открытость (открытое, замкнутое); б). планировка – расположение элементов в горизонтальной плоскости: - симметрично-осевая; - лучевая с центром; - ассиметрично-лучевая; - угловая с центром; - перекрестно-осевая; - периметральная; - центрическая; - свободная планировка с центром. в). композиционный центр: - центр – вертикальная ось, вокруг которой второстепенные элементы; - центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой второстепенные элементы; - центр формируется при ассиметричной компоновке вокруг него второстепенных элементов. г). перспектива – глубина пространства.
Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции: - планировка; - пластика форм; - членение поверхностей; - «геопластика»; - ограничение высоты; - фактура, материал; - цвет, графика, тон; - светопластика.
Нюанс и контраст являются средствами гармонизации композиции по степени сходства и различия элементов композиции, выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, геометрическому виду, цвету и т.д.). Элементы композиции могут находиться в контрастном отношении по одному признаку и нюансом - по другому признаку. Нюанс – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам, может быть сближенным (незначительно увеличение размеров, уплощение рельефа, оранжево-красные и красные оттенки и т.д.) и отдаленными (прямое или параллельное изменение свойств элементов – увеличение размеров, яркости цвета и т.д.). Нюанс способствует установлению зрительного равновесия и цельности композиции. Контраст – характеризуется резким отличием элементов композиции, сильнее выявляются художественные качества каждого элемента; может быть сдержанным и обостренным. Сдержанный контраст – резкое различие второстепенных элементов. Обостренный контраст – резкое отличие главного элемента от второстепенных элементов (в размерах, цвете, форме, пластике и т.д.). Полярность – характеризуется крайним состоянием контраста, при котором проявляется полное различие элементов по всем композиционным свойствам. Композиция может приближаться к разрушению, уравновешенность композиции может быть достигнута при достижении равновесия между элементами по одному из признаков, при различии по другим признакам. С помощью контрастных противопоставлений можно достичь следующих эффектов: - создавать между элементами композиции динамичное напряжение (конфликт); - подчеркивать и взаимно усиливать различные признаки и свойства; - увеличивать визуальное разнообразие; - визуально выдвигать вперед отдельные элементы композиции из картинной плоскости, используя разницу в их размерах и т.д.
4.2. СТАТИКА – ДИНАМИКА. Статика и динами являются средствами гармонизации композиции по степени стабильности композиционной формы. Виды стабильности формы по степени зрительного и физического восприятия: - зрительно и физически статичные (монументальность); - физически статичные, но зрительно динамичные (некоторая неуравновешенность); - зрительно статичные, по физически частично динамические (двигаются отдельные элементы при статичной основе); - зрительно и физически динамичные (стремительный характер). Табл. 14. Основные виды статичных форм.
Табл. 15. Основные виды динамичных форм.
4.3. СИММЕТРИЯ – АСИММЕТРИЯ. Симметрия и асимметрия являются средствами гармонизации композиции, определяющими расположение элементов композиции относительно главной оси, если одинаково – симметрия, при незначительном отклонении – дисимметрия, при значительном отклонении – асимметрия. Виды симметричной композиции: - зеркальная (одинаковое расположение элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, проходящей по центру композиции); - осевая (типична для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются равномерно вокруг этой оси); - винтовая (типичная для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются неравномерно относительно оси со смещением или сокращением). Симметрия обеспечивает зрительное равновесие композиции; асимметричная композиция целостна когда фактическая неуравновешенность компенсируется общим зрительным равновесием формы. В композиции может присутствовать несколько композиционных осей, определяющих расположение второстепенных элементов композиции). Симметрия и асимметрия могут присутствовать в композиции одновременно (необходимо добиться целостности зрительного восприятия).
4.4. МЕТР – РИТМ Метр и ритм являются средствами гармонизации композиции, устанавливающими закономерности порядка в расположении частей композиции. Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов (ясность и четкость формы; при протяженности может возникнуть монотонность). Приемы устраняющие монотонности: - сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения; - выделение в метрическом ряду группы элементов; - установление разрывов между группами; - изменение отдельных свойств повторяющихся элементов; - оживление метрического ряда за счет включения акцентов. Ритм – сложный порядок чередования элементов композиции, основанный на неравномерном изменении свойств элементов или интервалов между ними (линия, цвет, геометрический вид, рельеф и т.д.). Состоя из одного или нескольких рядов, метр и ритм могут быть простыми или сложным (многорядным). Ритмические ряды могут иметь параллельную или встречную направленность, могут развиваться в разных координатных направлениях (по вертикали, по горизонтали, в глубину).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |