Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нюанс - контраст




СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ.

Глубинно-пространственная композиция.

Объемно-пространственная композиция.

Объемно-пространственная композиция воспринимается с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него, характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при общей компактности.

Характер композиции раскрывается при помощи пластической моделировки, при решении следующих композиционных задач:

- выявление общего вида геометрически-пространственных форм (кубических, цилиндрических и др.);

- расположение элементов подчеркивает статический или динамический характер всей композиции (см. п.);

- в пространстве сочетаются различные пластические формы (линейные, плоскостные, объемные).

Основные виды объемно-пространственных композиций (по планировке):

- продольно-линейчатая;

- линейно-поперечная;

- диагонально-убывающая;

- диагонально-возрастающая;

- симметрично-осевая;

-ассиметрично-угловая;

- центрично-сгруппированная;

- свободная планировка.

 

Глубинно-пространственная композиция воспринимается при движении зрителя в глубь пространства, характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри.

Композиционные признаки:

а). открытость (открытое, замкнутое);

б). планировка – расположение элементов в горизонтальной плоскости:

- симметрично-осевая;

- лучевая с центром;

- ассиметрично-лучевая;

- угловая с центром;

- перекрестно-осевая;

- периметральная;

- центрическая;

- свободная планировка с центром.

в). композиционный центр:

- центр – вертикальная ось, вокруг которой второстепенные элементы;

- центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой второстепенные элементы;

- центр формируется при ассиметричной компоновке вокруг него второстепенных элементов.

г). перспектива – глубина пространства.

 

Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции:

- планировка;

- пластика форм;

- членение поверхностей;

- «геопластика»;

- ограничение высоты;

- фактура, материал;

- цвет, графика, тон;

- светопластика.

 

Нюанс и контраст являются средствами гармонизации композиции по степени сходства и различия элементов композиции, выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, геометрическому виду, цвету и т.д.). Элементы композиции могут находиться в контрастном отношении по одному признаку и нюансом - по другому признаку.

Нюанс – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам, может быть сближенным (незначительно увеличение размеров, уплощение рельефа, оранжево-красные и красные оттенки и т.д.) и отдаленными (прямое или параллельное изменение свойств элементов – увеличение размеров, яркости цвета и т.д.). Нюанс способствует установлению зрительного равновесия и цельности композиции.

Контраст – характеризуется резким отличием элементов композиции, сильнее выявляются художественные качества каждого элемента; может быть сдержанным и обостренным.

Сдержанный контраст – резкое различие второстепенных элементов.

Обостренный контраст – резкое отличие главного элемента от второстепенных элементов (в размерах, цвете, форме, пластике и т.д.).

Полярность – характеризуется крайним состоянием контраста, при котором проявляется полное различие элементов по всем композиционным свойствам. Композиция может приближаться к разрушению, уравновешенность композиции может быть достигнута при достижении равновесия между элементами по одному из признаков, при различии по другим признакам.

С помощью контрастных противопоставлений можно достичь следующих эффектов:

- создавать между элементами композиции динамичное напряжение (конфликт);

- подчеркивать и взаимно усиливать различные признаки и свойства;

- увеличивать визуальное разнообразие;

- визуально выдвигать вперед отдельные элементы композиции из картинной плоскости, используя разницу в их размерах и т.д.

 

4.2. СТАТИКА – ДИНАМИКА.

Статика и динами являются средствами гармонизации композиции по степени стабильности композиционной формы.

Виды стабильности формы по степени зрительного и физического восприятия:

- зрительно и физически статичные (монументальность);

- физически статичные, но зрительно динамичные (некоторая неуравновешенность);

- зрительно статичные, по физически частично динамические (двигаются отдельные элементы при статичной основе);

- зрительно и физически динамичные (стремительный характер).


Табл. 14. Основные виды статичных форм.


Табл. 15. Основные виды динамичных форм.


4.3. СИММЕТРИЯ – АСИММЕТРИЯ.

Симметрия и асимметрия являются средствами гармонизации композиции, определяющими расположение элементов композиции относительно главной оси, если одинаково – симметрия, при незначительном отклонении – дисимметрия, при значительном отклонении – асимметрия.

Виды симметричной композиции:

- зеркальная (одинаковое расположение элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, проходящей по центру композиции);

- осевая (типична для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются равномерно вокруг этой оси);

- винтовая (типичная для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются неравномерно относительно оси со смещением или сокращением).

Симметрия обеспечивает зрительное равновесие композиции; асимметричная композиция целостна когда фактическая неуравновешенность компенсируется общим зрительным равновесием формы. В композиции может присутствовать несколько композиционных осей, определяющих расположение второстепенных элементов композиции).

Симметрия и асимметрия могут присутствовать в композиции одновременно (необходимо добиться целостности зрительного восприятия).

 

4.4. МЕТР – РИТМ

Метр и ритм являются средствами гармонизации композиции, устанавливающими закономерности порядка в расположении частей композиции.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов (ясность и четкость формы; при протяженности может возникнуть монотонность).

Приемы устраняющие монотонности:

- сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;

- выделение в метрическом ряду группы элементов;

- установление разрывов между группами;

- изменение отдельных свойств повторяющихся элементов;

- оживление метрического ряда за счет включения акцентов.

Ритм – сложный порядок чередования элементов композиции, основанный на неравномерном изменении свойств элементов или интервалов между ними (линия, цвет, геометрический вид, рельеф и т.д.).

Состоя из одного или нескольких рядов, метр и ритм могут быть простыми или сложным (многорядным).

Ритмические ряды могут иметь параллельную или встречную направленность, могут развиваться в разных координатных направлениях (по вертикали, по горизонтали, в глубину).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.