Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный и рыночный спрос потребителя




Для каждого покупателя можно построить кривую индивидуального спроса (проведя для этого соответствующий опрос). Тогда, чтобы получить кривую рыночного (общего, суммарного) спроса на товар, мы должны горизонтально просуммировать все индивидуальные кривые при каждом значении цены. Принцип горизонтального суммирования показан на рис. 3.3.1. на примере спроса двух домохозяйств.

 

Q1 Q Q2 Q Q1+Q2 Q

 

Рис. 3.3.1. Горизонтальное суммирование кривых спроса

 

Если провести изучение запросов покупателей, то можно использовать теорию предельной полезности для построения кривой индивидуального спроса. Давайте рассмотрим некое домохозяйство Ивановых и зададим супругам следующие вопросы:

1. Если бы у вас не было ни грамма картофеля, какую сумму за 1 кг вы готовы были заплатить, чтобы купить картошку «потреблять ее в течение недели»? Подумав, они бы ответили – 5 рублей. Продолжим и поинтересуемся, а сколько они готовы отдать за второй килограмм (естественно, что первый семья уже использовала)? Ответ будет – 4 руб. Дальнейшие ответы семьи Ивановых изобразим на графике.

2. Какое количество яблок и винограда вы бы приобрели при тех же условиях?

Перенесем данные на график (см. рис. 3.3.2). Полученные ломаные линии есть не что иное, как кривые спроса семейства Ивановых на картофель, яблоки и виноград в течение недели. Каждая точка кривой отражает предельную полезность для Ивановых очередной покупки картофеля, «ценность» каждого приобретенного килограмма картофеля.

Давайте рассуждать: коль Ивановы готовы заплатить 5 рублей за первый килограмм картофеля, 8 руб. – за первый кг. яблок и 18 руб. – за первый кг. винограда, то предельная полезность в расчете на один потраченный рубль первых килограммов покупок будет одинаковой.

Но ведь рассуждая подобным образом, мы должны прийти к заключению, что это верно и для второй, и для третьей и т. д. покупок, т. е. Ивановым одинаково выгодно (с точки зрения удовлетворения потребностей) приобретение последующих килограммов продуктов. Иначе говоря, Ивановы, планируя свой бюджет на неделю, готовы купить 6 кг картофеля по 1,7 руб./кг, 6 кг. яблок по 3,1 руб./кг и 6 кг винограда по 6,2 руб./кг. Будут ли они приобретать эти товары в подобных количествах? Нет, поскольку на рынке устанавливаются не зависящие от спроса Ивановых цены.

Р

Q

Рис. 3.3.2. Кривые спроса Ивановых в течение недели

 

Положим, что на рынке сложились следующие цены: 2 руб. за 1 кг картофеля, 5 руб. за 1 кг яблок и 7 руб. за 1 кг. винограда. Как поведут себя Ивановы? Поскольку они готовы были заплатить за первый килограмм картофеля 5 рублей, то при рыночной цене в 2 руб. /кг. они как бы «экономят» на приобретении первого килограмма 3 рубля; на втором килограмме они «экономят» 2 рубля. Ясно, что им будет выгодно покупать картофель по пятый килограмм включительно. Шестой килограмм картофеля Ивановы приобретать не будут, так как их субъективная оценка стоимости этого килограмма ниже рыночной цены картофеля. Планируемые затраты на приобретение 6 и 7-го килограммов картофеля они переключат на другие товары или оставят Деньги в качестве сбережений. Аналогично Ивановы поступят с яблоками и виноградом: они купят в неделю 3 кг. яблок и 5 кг. винограда. Значит, Ивановы распределят свой доход так, что в течение недели они приобретут 5 кг. картофеля, 3 кг. яблок и 5 кг. винограда, ибо, составляя свой бюджет на неделю, они готовы были заплатить даже большие деньги за приобретение этого количества товаров. Если цена картофеля повысится до 2,5 руб./кг. (за счет изменения предложения), то Ивановы в следующую неделю не будут покупать 5 кг. картофеля, а ограничат свои потребности четырьмя кг.

Для семейства Сидоровых данные будут иметь совсем другой вид, но и Сидоровы должны приобретать картофель, яблоки и виноград до тех пор, пока их субъективная оценка последнего приобретаемого килограмма не сравняется с ценой этого товара




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.