Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация развития и закон соответствия ступеней образования эпохам развития




 

год эпоха период, этап ступень образования
  младенчество 1. Новорожденный  
    2. Младенец опека раннего детства
  раннее детство 3. Ребенок  
    4.Младший дошкольник  
  дошкольное 5. Средний дошкольник дошкольное
  детство 6. Предшкольник образование
    7. Младший школьник начальная школа
  отрочество 8. Младший подросток  
  (подростничес­тво) 9. Средний подросток неполное среднее
    10. Старший подросток образование
  юность 11. Старшеклассник (ранняя юность) старшая школа (профилир.образ.)
    12. Юноша-студент трехступенчатое
    13. Взрослый высшее
  зрелость 14. Зрелый образование
    15. Пресенильный мудрость
  старость 16. Старик опыта

Все этапы развития имеют конкретные культурно-исторически определенные возрастные рубежи. В современной европоцентристской культуре сложились и подтверждаются фактами наблюдений и экспериментов следующие возрастные рубежи по годам: 0 - 1 - 3 - 7 - 10 - 15 - 17 - 21 -23 - 36 - 45(60) - 65.

С повышением уровня образования и с возрастом, конечно, жесткость возрастных границ этапов развития значительно размывается. Вместе с тем, можно достаточно точно отделить особенности развития и образования на разных этапах.

Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части - две жизни: жизнь в становлении или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации образованных способностей собственной зрелости или в экстенсивном развитии.

В свою очередь каждая часть жизни человека разделяется на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования, а значит и развития, проходят по своим специфическим особенностям и закономерностям. Ниже приведена простая схема, иллюстрирующая членение развития на эпохи и периоды.

Суть второго закона образования заключается не в простом отделении одного периода развития от другого и установления границ между ними. Дело в том, что смена эпох и периодов характеризуется сложной диалектикой смен ведущей мотивации на разных возрастах: "душевным переворотом" и кризисами развития. Каждый кризис развития - это изменение структуры индивидуальности и соотношения взаимной обусловленности уровней развития личности, сознания и деятельности - основных определяющих развития субъективности (души) человека.

Второй закон образования гласит, что для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Однако этот же закон формулирует требование нормальности кризиса. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов, которые мы всед за Д.Б.Элбкониным определяем как эпохи. В эти периоды разнообразные "количественные" накопления собираются в узел. Новообразования в развитии личности, сознания и деятельности приходят в противоречия друг с другом и следующий шаг развития может быть обеспечен только за счет разрешения этих противоречий через качественное изменения соотношения доминант развития деятельности, личности и сознания как образующих существование души.

Уже в 60 годы Д.Б. Элькониным и раньше Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия были заложены основы формулы второго закона образования, выраженные в принципе смены ведущих типов деятельности (изменение соотношения мотивационной и операциональной сторон деятельности) на разных этапах развития ребенка.

Основным и принципиальным следствием из этого закона является требование соответствия форм организации педагогической деятельности и ступеней систематического образования межкризисным эпохам развития. Именно это требование с жесткостью научной логики позволяет развить идеи Д.Б. Эльконина и его учеников о периодизации до формулировки концепции душевных переворотов как механизма развития и смех его эпох в рамках новой психологии.

Фактически сфера образования организована достаточно адекватно за исключением некоторых грубейших ошибок и непонимания законов перехода человека с одной ступени образования на другую. Мы имеем в виду два существенных момента в организации ступеней образования. Во-первых, эпоха младенчества не выделена как ступень образования в образовательных системах. Она отдана на откуп сфере здравоохранения. Существующие «материнские школы” примитивны и не развиты, перегружены формами медицинской опеки (патронажные службы). В то время как интимное общение родителей с младенцами, его характер во многом определяют образование личности на будущих ступенях. Во-вторых, почти во всех системах образования принято рассматривать переход от начальной школы к средней школе как связанный с возрастным кризисом так называемого переходного периода. На самом деле по закону периодизации отрочество представляет единую эпоху развития между кризисом семи лет и кризисом ранней юности. Вместе с тем на глубочайший кризис юности педагогика, как правило, не обращает внимания.

Можно указать еще на ряд ошибок педагогики, небрежно относящейся к требованиям второго закона образования человека. Суть этих ошибок заключается в отсутствии дифференциации форм образовательной деятельности на разных ступенях. Необходимо соответствие форм образования закономерностям развития человека в разные периоды его жизни.

И все же главным недостатком всех систем образования в мире является несоответствие организации систем образования требованиям третьего закона педагогики. Основной причиной этого, на наш взгляд, является понятное, но непростительное невежество большинства государственных деятелей в области современной культурологии и социологии. По этой причине мы даем общую характеристику образования в системе культуры и социума и предлагаем формулировки третьего закона образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.