Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование штатной структуры кадров Центра и создание системы управленческого обеспечения (организационного, финансового, материального, научного, информационного)




Итак, образование - это всегда конкретная встреча людей, их взаимодействие в развивающихся ситуациях образования, а образовательные программы - это инструмент и форма организации этих ситуаций во времени и пространстве.

Однако современная ситуация заключается в том, что основным препятствием для внедрения в высшее образования охарактеризованной системы является сознание профессорско-преподавательского состава наших вузов. Они не хотят быть субъектами программирования своей собственной профессиональной педагогической деятельности - они могут и готовы быть исполнителями чужой воли, чужого учебного плана и чужих программ (утвержденных чиновниками Министерства или ими же рекомендованных). Нормальное требование государственной аккредитации образовательных программ превращается в бегство от профессиональной ответственности за свой труд и “комплекса неполноценности” профессоров. К сожалению - это не только ситуация бывшего Советского Союза, но и большинства национальных систем высшего образования в мире.

Итогом всего анализа современной ситуации становится наше проектное предложение конкретных целей: создавать отдельные площадки дополнительного образования, которые могли бы компенсировать на сегодняшний день недостатки высшего образования, при условии сохранения всех его достоинств.

Конкретные цели нашей Программы следуют из вышесказанного. Педагоги (в широком смысле употребления этого термина) являются не только субъектами образовательной деятельности, но и субъектами программирования этой деятельности. В процессе создания и практической реализации образовательных программ они должны выполнять определенные функции. В соответствии с ними мы формулируем конкретные цели нашего проекта:

· определение целей образования;

· установление содержания образования (соответственно, дифференцированного содержания для процессов воспитания, обучения и духовестия, дифференцированного по возрастным этапам развития, дифференцированного по специальностям);

· проектирование образовательных технологий (учебных курсов), выбор или разработка средств и методов образования;

· организация условий осуществления педагогической деятельности, то есть организация образовательных ситуаций;

· исполнение деятельности и реализация образовательных процессов;

· оперативный контроль исполнения программы и рефлексивная оценка результатов реализации образовательной программы;

· итоговая комплексная экспертиза качества и уровня реализации образовательной программы.

С другой стороны, студенты выбирают рекомендуемые им курсы и самостоятельно, или с помощью опытного консультанта (Ментора) набирают образовательную программу. С этой точки зрения студент равноправный субъект образования, как и профессор, а образовательные программы всегда являются индивидуальными. Только так может быть практически реализован, а не просто декларирован важнейший дидактический принцип индивидуальности обучения для ступеней высшего образования. Из этого утверждения следует еще одна цель разработки настоящего проекта:

* создание системы образовательных программ студентов и механизма консультирования абитуриентов.

В соответствии с целями образования и законами развития человеческой субъективности формулируются основные содержания образования. Для ступеней высшего образования, как показывают наши исследования закономерностей развития, должны быть установлены в качестве основных содержаний следующие:

Для воспитания - развитие личности в гармонии фундаментальных свойств человеческого поступка: свободы, самостоятельности, ответственности. Причем, эти свойства должны быть сформированы на предельных уровнях их развитости. Личность свои действия должна осуществлять только на основании внутреннего выбора, то есть полностью свободно. Человек должен осуществлять свои действия самостоятельно, не обращаясь к помощи других, и быть готовым ценою собственной жизни нести ответственность за последствия своих поступков. Вот, что значит быть воспитанным на высшем уровне образования.

Для обучения - освоение способов социального взаимодействия во всех формах человеческого бытия, освоение современных способов интеллектуальной, профессиональной, социальной и других форм деятельности и жизни. Образованный человек на высшей ступени обучения должен обладать развитыми творческими способностями и профессиональным мастерством, то есть иметь свой стиль профессиональной деятельности.

Для духовестия - развитие мышления, памяти и восприятия (сознания в целом) до таких уровней, чтобы человек оказывался способным не только формулировать свои мысли и отстаивать их в диалоге, но и понимать и быть терпимым к другим точкам зрения. Содержанием образования на высшей ступени освоения духа является сформированность широкого гуманитарного сознания, принятие общечеловеческих ценностей при условии веротерпимости к различию путей достижения духовного совершенства.

Итак, высшее образование соответствует определенному периоду развития человека и есть ступень и уровень образования. Выполняя функции проектирования образовательных технологий, педагоги должны ориентироваться на закономерности овладения профессиональным мастерством в периоды развития человека, соответствующие ступеням высшего образования. Как известно, самым примитивным способом овладения профессией является научение, то есть овладение способами деятельности в условиях практической их реализации. Этот метод широко использовался в средневековье и в школах раннего возрождения, так называемых «ботегах». Однако в условиях современного производства - его разнообразности и оснащенности сложнейшими системами средств этот метод невозможен. Поэтому в качестве основного метода и технологии дополнительного образования необходимо использовать профессионализацию в специальных "учебных условиях", создаваемых искусственно.

В настоящее время наиболее эффективными методами профессионального и социального обучения являются самые разнообразные формы "имитации будущей профессиональной деятельности" студентов в учебных условиях вузовского образования. Это так называемые активные методы обучения - то, что принято называть деловыми, имитационными, организационными играми. Игра в обучении взрослых (в нашем случае такими взрослыми являются студенты и учителя) становится центральной формой, стержневым методом, который определяет использование и всех других традиционных форм образования и вокруг которого должны выстраиваться все другие методы.

Что касается организации образовательных ситуаций в вузе необходимо переходить от планирования в виде учебных почасовых планов к методам сценарного планирования авторских курсов обучения. Тогда образовательные программы становятся ничем иным, как конкретной целенаправленной композицией из развивающихся ситуаций образования по каждому из предлагаемых студенту курсов.

Важно подчеркнуть, что в вузовском образовании рефлексивная оценка результатов педагогической деятельности должна осуществляться в формах обращения к мнению студентов по системе рейтинговой оценки различных "учебных курсов", в которой "количество выборов" того или иного курса и интегрированное мнение студентов о профессоре, ведущем курс, являются главными критериями этой оценки.

Таким образом, образовательную программу следует рассматривать как комплекс документов, текстов, средств (включая и современные компьютерные средства), методов и форм организации образования, которые, именно в комплексе позволяют реализовывать в едином времени и пространстве все функции педагогической деятельности. Мы рассмотрели образовательные программы с позиции педагогической деятельности. Следует лишь добавить, что из вышесказанного вытекает требование особого отношения к разработке образовательных программ. Они не могут рассматриваться как продукты индивидуального творчества отдельных профессоров. Образовательная программа в подавляющем большинстве случаев результат педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского коллектива совместно со студентами. Поэтому Программа всегда особая композиция авторских учебных курсов, нацеленных на достижение студентами определенной профессиональной квалификации и общего уровня образования.

Вместе с тем образовательные программы могут и должны быть рассмотрены с позиции "развивающегося человека" - студента "получающего образование". С этой точки зрения образовательная программа - это тот комплекс и набор курсов, который молодые люди выбирают (а иногда и набирают с помощью консультанта-ментора), с целью получения желаемой профессии и квалификации. При этом они реализуют свое общественное право на получение высшего образования: платного или бесплатного, государственного или негосударственного - в соответствии со своими склонностями и возможностями. Как мы уже замечали, такой выбор человек осуществляет либо самостоятельно, реализуя уже осуществленный процесс профессиональной и социальной ориентации, либо с помощью представителей вузов, действующих на конкурентном рынке образовательных услуг. Во всех случаях в образовательных программах должны быть предусмотрены процессы профессиональной ориентации и социальной адаптации желающих получить образование. Иными словами, образовательные программы дополнительного образования - это социальные формы повышения профессиональной квалификации, предлагаемые образовательными центрами на рынке интеллектуальных профессиональных услуг.

Итак, образовательная программа со стороны вуза - это то, что вуз разрабатывает, организует и предлагает обществу. Со стороны учащегося образовательная программа - это то, что он выбирает или составляет для себя из предлагаемого набора учебных курсов. Образовательная программа, если она разработана и реализована по описанной выше норме, оказывается результатом совместного труда (сотрудничества) всех субъектов образовательных процессов и индивидуализированной программойвысшего образования каждого студента.

Изложив основные направления программной деятельности, основанные на концепции фундаментальных законов образования человека, мы можем перейти к демонстрации создания конкретного плана реализации нашего социального проекта.

План реализации аправления практической деятельности Ц ентра). Координационный план как план реализации Программы, построенный по современному методу социального проектирования, представляет собой документ полноценно определяющий кооперацию участников программы.

1. проблему, которую решает данное направление деятельности и цель достижения (ЧТО);

2. субъекта социального действия (КТО);

3. способ действий (КАК);

4. время исполнения работы (КОГДА);

5. место действия (ГДЕ);

6. стоимость работ или другие измерения объема работ (СКОЛЬКО);

7. субъекта, который пользуется продуктом работы (КОМУ);

8. субъекта, от которого необходимо получить продукт для осуществления работы (ОТ КОГО);

9. вид продукции, получаемый в результате осуществленных по данному направлению мероприятий (ФОРМА РЕЗУЛЬТАТА).

Обычно Координационный план оформляется в табличной форме или в форме сетевого графика. Приведем иллюстрацию первого варианта представления Плана[36]. В проекте плана реализации предлагаемой Программы мы не даем конкретной формы координационного плана по двум принципиальным основаниям:

во-первых потому, что наши предложения программного рассмотрения основных проблем и направлений носят общий характер, который должен уточняться в соответствии с конкретными местными социальными и организационными условиями;

во-вторых, каждое направление нуждается в развернутых характеристиках содержания работ, что необходимо для сохранения целостности реализации всей Программы. Такие развернутые характеристики работ могут быть определены только в конкретных процедурах согласования действий всех субъектов программирования.

Что касается нашего проекта Программы создания Центра антропотехники, то мы ограничиваемся характеристиками общих направлений программной деятельности и задач.

Направления реализации Программы создания центра университетского образования как Центра антропотехники (“Центра...”, “Факультета...”, “Кафедры...”, “Группы...”) предполагают решение четырех основных проблем.

1. Первая проблема - это проблема организационного оформления центра дополнительного образования как временного коллектива сотрудников работающих по единому плану на общей базе. Существо проблемы заключается не в определении статуса и создания еще одного учреждения, а в формировании объединения профессиональных групп для создания единого комплекса образовательной, исследовательской и проектной деятельностей с использованием потенциала профессоров и студентов[37]. По решению этой проблемы для плана предлагаются следующие направления деятельностипо решению конкретных задач:

1.1. Подготовка и утверждение документов, определяющих временный статус Центра дополнительного образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.