КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чему служит съемка различными планами? Для чего нужны различные планы?
Дадим самые общие сведения, потому как видение того или иного плана и включение его в ткань сцены обусловлены многими обстоятельствами: общим идейным замыслом, действиями персонажей, тем или иным стилистическим видением режиссера или оператора и т.д. И тем не менее, существуют, конечно, некоторые общие положения. Поскольку современные компьютерные программы для создания анимации англоязычны, приводим так же их английское написание. Начнем в обратном порядке.
А.Г.Соколов. Монтаж: телевидение, кино, видео. Ч.1,- М. Издательство 625, 2000., стр. 35. Дальний план (ДП, full shot ). – это так называемый установочный план, экспозиционный. С помощью его мы вводим зрителя в место действия, атмосферу. Цель этой съемки — установить в кадре персонаж или группу персонажей в определенное положение, а также показать связь между ним (или ними) и окружающей обстановкой. То есть речь идет о мизансцене, которую зритель должен увидеть целиком, какой бы масштабной она не была. Таким планом снимаются различные батальные сцены. В какой-то мере, если так можно выразиться, это – пейзажный план. Общий план (ОП, wide shot ). Общийплан служит для режиссера в качестве основы для объединения многих сцен. (Подробнее об этом – в разделе о монтаже). Общий план помогает установить положение и связь персонажей между собой. Особенно это важно, когда их действия можно понять, только на общем плане, то есть, видя их в полный рост. Здесь так же речь может идти о мизансцене которую зритель увидит так же как, допустим в театре- полностью. То же относится и к отдельному герою – когда, сняв его только общим планом, мы сможем понять его намерения.
Общий план позволяет указать на взаимосвязь объектов, создать атмосферу или выразить чувства, но при этом и к его композиционному строению часто предъявляются очень жесткие требования. Чем шире пространство в кадре, тем больше в нем визуальных элементов, световых и цветовых соотношений, контрастов и т. п. и тем сложнее достичь визуальной целостности. Более общий план позволяет показать взаимоотношения объектов, создать атмосферу или выразить чувство, но при этом требует гораздо более жесткого контроля над композицией. «Чем общее план, тем больше визуальных элементов, особенностей освещения, контрастов, цветовых сочетаний и т. п. приходится объединять в целостное изображение, в то время как крупный план может быть выразительным при сравнительно простом построении кадра». Средний план (СП, medium shot ). Имеем в виду оба: первый средний и второй средний.Этот вид съемки используется в диалогах между персонажами и позволяет зрителям улавливать движения и жесты действующих лиц. Жестикуляция и мимика имеют важное значение для передачи чувств, и для этой цели как нельзя лучше подходит средний план, на котором персонажи находятся достаточно близко, чтобы можно было увидеть их жесты. Кроме того, средний план подходит для съемки небольшой группы людей, в частности, опять-таки, во время их разговора между собой. Как можно понять с помощью этого плана мы уже расчленяем боле масштабную мизансцену, даем ее часть. Первый средний план часто используется для съемок так называемой «восьмеркой». Это когда одного, из ведущих диалог персонажей, (допустим А), мы снимаем через плечи и голову другого (В), а затем повторяем тот же прием, снимая уже (В) через плечи и голову (А).
Уорд Р. Композиция кадра в кино и на телевидении.Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2005. с.36. Крупный план (КП, close-up shot ). Съемка крупным планомимеет эффектный, интимный характер, это приближение камеры на интимное расстояние, вызывающее доверие. Он используется в диалогах так называемых "говорящих голов", когда нам очень важно видеть выражение лица персонажа, его мимику. Мизансцену, взятую в таком плане, мы полностью не видим. И лишь по некоторым признакам, в соединении с другими планами данной сцены, зритель, сопоставляя, получит общее впечатление. В анимационном фильме съемка крупным планом в диалогах служит еще и тому, что экономит время и усилия группы, работающей над фильмом, поскольку кадр в данном случае заполнен лишь одним объектом съемки. В данном случае для съемки требуются минимальные декорации на заднем плане. Это означает, что для такой съемки создается меньше геометрических форм, освещения и движения, да и визуализация окажется менее продолжительной. Чем крупнее план, тем проще зрителю выделить главный объект и тем быстрее оператор может подобрать оптимальный ракурс. Крупный план эффективно передает информацию и зачастую упрощает и удешевляет съемку, поскольку организовывать и освещать приходится совсем небольшое пространство. Существует множество удачных картин, в которых основу составляет съемка крупным планом. Эпизоды, отснятые крупным планом, вызывают ощущение напряженности не только из-за чувства клаустрофобии, вызываемого слишком близким расположением объекта, но и потому, что отсутствует визуальная информация, по которой зритель мог бы составить представление о месте, в котором происходит действие. «Самая главная особенность крупного плана заключается в том, что он привлекает внимание к определенной детали — зритель не может случайно не заметить визуальную информацию, преподнесенную таким образом».
Деталь – это уже сверхинтимный план. Вторжение во внутренний мир персонажа.Или его назначением может быть, задать направление движения или обратить жестом внимание на что-либо, в случае, когда мы снимаем в кадре, допустим, указующий перст.Этим планом может быть снята разинутая пасть животного, собирающегося проглотить кого-то. Деталь должна работать, например, создавать перипетию, то есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы в «Трех мушкетерах» А. Дюма, платок Дездемоны в трагедии «Отелло» Шекспира). Деталь как предмет может находиться в активном взаимодействии с персонажем, тем самым, помогая выражать характер (монокль, веер, сигара и т.п.) По детали зритель может догадаться о том, что и где происходит – вспомните перстень шефа в фильме «Бриллиантовая рука». Во всяком случае, это очень важный план, деликатный и им нужно пользоваться очень осторожно.
Уорд Р. Композиция кадра в кино и на телевидении.Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2005. с.36.
Продолжим рассмотрение некоторых особенностей в восприятии тех или иных планов. План влияет на длительность монтажного куска. Чем общее план, допустим ДП, тем больше времени он должен держаться на экране. Действительно, зрителю просто требуется больше времени, для того чтобы рассмотреть все, что изображено в кадре, принять и оценить мизансценическое решение. И, наоборот, КП требует значительно меньше время по сравнению с ДП или ОП. Хотя в каждом конкретном случае это должно обосновываться, разумеется, замыслом режиссера, его видением сцены. Таким образом, ОП и ДП могут работать чисто ритмически, например как пауза (рассмотрение на дальнем расстоянии требует большего времени, чем на близком). При укрупнении - движение как бы укрупняется и план, приобретает в стремительности. Отсюда становится ясным взаимодействие темпа действия внутри кадра с ритмической функцией плана. КП не только верное средство драматургического выделения, но и ритмический акцент (его можно уподобить резкому ритмическому толчку). Резкая и частая смена кадров, особенно от СП к КП ассоциируется с вторжением в персональное пространство зрителя и может вызвать отрицательные эмоции. Резкие переходы должны быть оправданы, некоторые КП располагайте парами. Для того чтобы СП перешёл легко на КР, нужно физическое движение, если нет такого движения, эмоционального прыжка необходимо смягчение на повороте, на жесте.
Безусловно, все сказанное это самые общие положения, носящие рекомендательный характер. Повторимся, построение кадра, в том числе и по масштабу диктуется большим количеством условий, предлагаемых обстоятельств, законами композиции - в конечном итоге, самим материалом.
Вся сложность процесса мизансценирования в том, что кадр, объединяясь с другими, подобными ему (в случае с анимацией - фазами), представляет собой не застывшее картинку, а движущеюся изображение и, следовательно, как уже отмечалось, постоянно смещающейся композиционный и смысловой центр. Приступая к созданию режиссерского сценария, а затем раскадровок, необходимо знать элементарные правила кадрирования. Другими словами научиться строить кадр. А для этого хорошо бы знать некоторые особенности и законы композиции. При этом, композиции динамической - то есть развивающейся во времени и пространстве. В анимации, безусловно, есть некоторые особенности. Застраивает кадр не столько оператор, сколько художник с режиссером. Предварительно рисуется подробная раскадровка фильма, и ее более подробный вариант, так называемый, «Лэй-аут» - (более одного рисунка на сцену или каждый монтажный план), выполненный в масштабе будущего мультипликата. Таким образом, оператору уже не надо мучительно обдумывать композицию кадра. Но ведь эти рисунки для раскадровки должны заключать в себе полное владение законов динамической композиции теми, кто их готовит. Поэтому не лишним будет знать и учитывать в своей работе режиссеру и художнику некоторые правила композиционного построения кадра, мизансценирования, тем более что это все пригодится в последующем, во время монтажа. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются изучение того, как композиционное построение бытует в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре и в других видах искусства. Остановимся вначале на особенностях статичной композиции в изобразительном искусстве, тем более, что анимация, как вид экранного творчества - это создание иллюзии движения, состоящего из статичных изображений.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |