Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель человека труда




Вопросы для самопроверки

1. Почему трудом признается общественно признаваемая деятельность людей?

2. В чем отличие физического труда и интеллектуального?

3. Какие составляющие имеет труд?

4. Почему уравнительное распределение создающих благ является тормозом экономического развития общества?

5. Почему труд необходим для развития человека и общества?

6. Какие основные трудовые концепции вы знаете?

7. В чем основной недостаток трудовой гипотезы антропосоционегеза?

 

 

Модели человека труда: классическая, кейнсианская, марксистская, постиндустриальная. Качественная характеристика «новой (инновационной) экономики». Четыре характеристики модели человека труда: интеллектуальность, инновационность, способность к партнерству, образовательная мобильность.

 

Человек является и производителем и потребителем необходимых ему благ. Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразие мотивов деятельности делают необходимым унифицировать представление о человеке, создать некую модель человека, чтобы понять его поведение в современной жизни. Под моделью человека труда понимается вербальное, т.е. словесное, часто образное описание поведения усредненного человека, участвующего в экономической деятельности.

Единой модели в современной экономической науке не существует, она не может быть внеисторической, вненациональной. Она будет столь же изменчивой, сколь изменчива конкретная национальная экономика, экономика региона, фирмы, уровень развития производительных сил. Общие условия, в которых действует человек труда, его потенциал, движущие силы, цели, представлены на рис. 1.5.

Движущей силой трудовой деятельности является противоречие между неограниченными потребностями человека и ограниченными ресурсами их удовлетворения. Это вынуждает его действовать экономически рационально и стремиться к максимальному обладанию ресурсами (право собственности). Ресурсы и правильное распоряжение ими позволяют получить блага, удовлетворяющие потребности человека. Удовлетворение потребностей зависит от представления о «норме потребления» или «норме жизни», которая изменчива и зависит от многих факторов, в т.ч. от уже достигнутого «уровня жизни». Эти понятия устанавливаются не только на среднем для всех уровне, но и субъективны.

 

 

 


Рис. 1.5. Основные условия жизнедеятельности человека

 

Для человека, у которого приоритетным является духовное совершенствование, потребности во благах, обеспечивающих существование, незначительны. Они выше для людей, обеспечивающих достойную жизнь семьи, стремящихся к знаниям, творчеству, к выражению себя в искусстве. Еще выше потребности у людей, стремящихся к славе, власти, богатству, роскоши и т.п.

В исторической ретроспективе можно выделить несколько типичных моделей человека.

1. Модель английской классической школы (и неоклассики). Разработана в XVIII в. и называется моделью «экономического человека (homo economicus)». В ней главным стимулом деятельности является эгоистический денежный интерес. В этой модели предполагается, что человек обладает достаточным уровнем информированности и компетентности, которые позволяют ему достичь нужных целей в условиях свободной конкуренции.

Экономическая система представляет собой простую совокупность хозяйствующих субъектов, рыночная система не деформирована государством и обеспечивает достижение свободного рыночного равновесия. Рыночные субъекты действуют в соответствии с постулатом рационального экономического поведения, ориентированного на максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченных ресурсов.

Для реализации рационального экономического поведения, которое обеспечивает предсказуемость в действиях и последствиях, хозяйствующие субъекты должны обладать свободой выбора среди альтернативных способов удовлетворения субъективных потребностей.

С развитием социально-экономических систем степень свободы выбора экономического поведения возрастает, что связано с постепенной ликвидацией кастовых, сословных, политических, идеологических и прочих ограничений. Разумеется, остаются морально-этические, религиозные, экологические и другие ограничения, которые со временем видоизменяются по значимости, качеству.

2. Модель кейнсианской школы, институционализма. Эта модель более сложна, так как помимо стремления человека к материальным, денежным благам добавляется интерес психологического свойства – милосердие, добрые традиции, соображения престижа, свободное время и т.д.

Достижение целей в этой модели затруднено из-за ограничения действия постулата экономической рациональности, недостаточной информированности и интеллектуальности хозяйствующих субъектов, стереотипности поведения в зависимости от привычек, традиций, религиозности и т.п.

В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через свободную конкуренцию, тем более что помимо индивидуального возникает путем самоорганизации на базе общих интересов групповой интерес, складывающийся вследствие необходимости преодолеть экономический эгоизм отдельных хозяйствующих субъектов.

Действие социально-экономической системы становится менее предсказуемой, структура экономики более сложной и для поддержания рыночного равновесия требуется вмешательство государства в социально-экономические отношения.

3. Марксистская модель. В ней модель трансформируется от абстрактного к конкретному, человек труда делится на полярных наёмного работника и капиталиста, представляющего промышленный, торговый и ссудный капитал. Поведение человека определяется не только объективными условиями, но и классовой принадлежностью с вытекающими отсюда конкретными формами экономического и социального поведения. Модель была оправданной в период первичного накопления капитала и недостаточного совершенства социально-экономического устройства общества.

4. Современная модель человека труда. Ее отличает сдвиг от эгоистического материального стимула в существенно большую сторону интеллектуальных и духовных потребностей личности. А именно, удовлетворенности самим трудом, его социальной значимости, сложности и др. Предполагается значительно более высокий общеобразовательный и культурный уровень человека, информированность о разных аспектах бытия, многообразие и динамизм потребностей, важнейшей из которых является потребность в самовыражении, установлении связей с другими людьми, свободе духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Модель предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми границами между социальными общностями, с повышенной интеллектуальностью, инновационностью, образовательной мобильностью и способностью к партнерству (рис. 1.6).

Человек и общество не ограничиваются в своей жизни экономическим творчеством. Многообразие проявления жизни – искусство, литература, живопись, всё, что вбирается понятиями культура, религия, наука, политика и т.п. – характеризуют особенности и закономерности жизни и развития человека как биологического и социального существа. А это сказывается, и сильно, на экономике, на направлениях ее развития, на «человеке экономическом» и должно отражаться в его упрощенных моделях.

 
 

 

 


Рис. 1.6. Выраженные черты человека в новой экономике

 

Например, в силу ряда причин Россия в свое время объединила множество племен и народов на основе общего и актуального вопроса безопасности. Но в XI в. при Ярославе Мудром, из-за того что частные интересы возобладали над общинами, Русскую землю разделили на многочисленные княжеские уделы. В последующие 400 лет на разделенные русские земли, как отметили летописцы, было совершенно 245 крупных иностранных нашествий. Раздробленная Русь не смогла этому противостоять и попала под многовековое монгольское иго.

Особенностью Руси было уникальное трудовое право, по которому на базе общинной (земской) поземельной собственности, работающий на земле крестьянин имел право (в силу своего труда) на этот участок земли, независимо от того, кому земельный участок принадлежал.

Для русской цивилизации модель западной эгоистической личности была чужда, она противоречила той среде, в которой существовали люди. Здесь естественным было единение людей, приоритет общих интересов над частными.

Социально-экономические качества индивида не могут определяться только экономикой, они опосредуются всей совокупностью условий, в которых сложилось и живет этническое общество и к которому относится конкретный индивид.

Построение модели экономического человека только на базе наблюдений за экономической жизнью людей является, разумеется, излишним упрощением ситуации, поскольку экономика не изолированная сторона жизни, она и творение человека, и средство, и сфера его жизнедеятельности. Особенности человека, живущего в заданных этнических условиях, впитавших его культуру, безусловно влияют на конкретную экономику, как и она влияет на человека.

По этим обстоятельствам, из-за того что одновременно существуют различные социально-экономические уклады от феодального до постиндустриального, существуют и имеют право на жизнь различные модели человека труда. Более того в экономически развитых стран «модель экономического человека», нацеленного на максимизацию прибыли, часто представляется излишне упрощенной, не отражающей реалии новой жизни.

Для России, экономика которой малоэффективна, перегружена сырьевыми отраслями, модернизация экономики, переход на инновационный путь развития является не просто стратегически важной, но жизненно необходимой задачей для усиления значимости страны на мировой арене, укрепления безопасности во всех смыслах этого слова. Сформулирован путь инновационного развития России (Президент России Д. Медведев, 2009 г.), включающий такие направления как стратегические информационные технологии, энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космос, медицина. Дадим краткую характеристику «новой экономики» и элементы модели человека труда в ней.

«Новая экономика» – понятие пока условное, метафорического названия, полно отражающего содержание, пока нет (может быть «инновационная»?), но основные признаки, категории, общие понятия уже ясны. Ключевыми словами являются наука, информация, инновации (рис. 1.7).

 

 
 

 

 


Рис. 1.7. Качественная характеристика «новой экономки»

 

Эта экономика зародилась в недрах традиционной и существует наряду с ней, постепенно вытесняя последнюю в силу существенно большей эффективности не только в экономическом плане, но и социальном, экологическом.

Трудовой фактор стал доминирующим в сравнении с землей и капиталом и на его долю в развитых странах приходится 60–80 % ВВП. В то время как в развивающихся странах на него приходится лишь 30–40 % ВВП.

В новой экономике знания становится главным источником богатства, возник и очень быстро растет новый сектор – производство и продажа информации. Информационные технологии меняют облик не только производства, но и непроизводственной сферы: в финансах (например, электронные деньги), в торговле (например, не нужны торговые помещения и продавцы – электронные продажи через Интернет), в здравоохранении (например, лучшие достижения в диагностике, лечении становятся доступными через экспертные системы рядовым врачам), в образовании (например, дистанционное обучение в лучших университетах мира) и т.д.

Истоком новой экономики считается создание компьютера и последующие развитие информационных технологий. Так, распространение информации через Интернет происходит в 720 раз быстрее и в 330 раз дешевле, чем традиционным почтовым способом. По подсчетам экспертов в современных отраслях экономики на долю новых знаний, воплощенных в образовании кадров и новых технологиях производства, приходится до
90 % прироста ВВП.

Базой новой, интеллектуальной экономики является особого вида труд, труд творческий. Он прямо не выходит на максимизацию прибыли и не имеет ее своей ближайшей целью. В экономической науке два столетия в модели «экономического человека» предполагалось, что экономический эгоизм автоматически обеспечивают и личное, и общественное благосостояние, общую гармонию интересов в обществе.

История показала, что экономическая деятельность людей, осуществляемая по типу «максимизация прибыли», все чаще приводит к малым и большим конфликтам, к противоречиям между богатством и бедностью, добром и злом, человеком и природой.

Разросшийся с масштабами человеческой деятельности экономический эгоизм «экономического человека» привел людей к краю глобального экологического кризиса, способного катастрофическим способом сокращать численность населения, порождать тем самым социальные и экономические потрясения. По экспертным оценкам за последние 10 лет количество экстремальных природных явлений на земле выросло на 70 %.

Новой экономике нужен новый человек и, обратно, по принципу маятника, новому человеку уже не нужна старая экономика. Какие черты нового человека должны отразиться в модели «человека труда»? Главные из них следующие.

А. Качественно новым признаком человека становится его интеллектуальность (см. рис. 1.6 и 1.8), и то, что труд становится доминирующим фактором производства. Эмпирические доказательства этого в статистике. Доля основных фондов (здания, машины, оборудование и т.п.) в общей стоимости американских корпораций в начале 80-х годов прошлого столетия составляла 62 %, а через 20 лет (в начале нового столетия) она упала до 30 %. В компаниях, занятых производством интеллектуального продукта (программное обеспечение), она составляла около 5–6 %, а основная часть стоимости приходилась на интеллектуальные фонды.

 
 

 


Рис. 1.8. Доминирующие в сравнении с предыдущими моделями

особенности человека труда в «новой (инновационной) экономике»

 

Рост интеллектуальности труда выражаются и в том, что доля работников, занятых поиском и использованием необходимой информации, решением творческих задач на производстве, за 100 лет (с 1900 по 2000 гг.) выросла в США с 20 до 40 %. По другим экспертным оценкам (министр труда США Р. Райч) к категории интеллектуального труда относятся почти 50 % рабочей силы Америки.

Растет не только доля занятых интеллектуальным трудом, но и сам труд становится качественно другим, более интенсивным, оснащенным интеллектуальными орудиями производства. Нынешний сталевар, практически не занят физическим трудом, он следит по монитору за работой промышленных роботов и контролирует ход производственного процесса. Современный врач вооружен другими, более интеллектуальными средствами диагностики и лечения, чем было несколько десятилетий назад. В его распоряжении установки магнитного резонанса, компьютеры, хирургические работы и т.д.

В компаниях Форда за последние 10 лет количество лиц с образованием выше среднего удвоилось, а это во многом конвейерное производство, не требующее высокой квалификации.

Б. Инновационность в экономике является следующей качественной характеристикой человека труда. Инновация – это способ получить новый конечный результат труда или старый, более эффективным образом. Составляющих инновационного процесса много – знания, информация, новые технологии, новые приемы и орудия труда и т.д.

Инновационность человека состоит в особой способности воспринимать, понимать, не бояться, желании найти и использовать в своей работе новое. Инновационность относится к атрибутике новой экономики, ее подвижности, способности видоизменяться, впитывать новое и рождать его. Подобными качествами, а ими обладают далеко не все работники, должны обладать идущие впереди.

В. Способность к партнерству – это еще один из атрибутов человека, отвечающего «новой экономике» (рис. 1.9). Под партнерством (англ. – соучастник в игре, компаньон) понимается такая организация дела, при которой все участники являются равноправными, равнозаинтересованными. Партнерство или товарищество в сложных делах продуктивнее отношений бескомпромиссности (конкуренции) или, соподчиненности (иерархической зависимости).

 

 
 

 


Рис. 1.9. Принципы и триединство партнерства

 

Партнерство может быть:

– экономическим на микро- и макроуровне;

– социальным, т.е. между экономикой и социумом (обществом);

– экологическим, т.е. между экономикой и природой.

Основные принципы партнерства предполагают:

– взаимное признание интересов и целей в качестве правомерных;

– равноправие партнеров на всех этапах взаимоотношений, включая принятие совместных решений;

– компромисность поведения сторон при разрешении конфликтных ситуаций с учетом приоритета главной (общей) цели партнерства.

На микро- и макроэкономическом уровне партнерские отношения реализуются в форме кооперативов, товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, транснациональных корпораций, а в последние десятилетия получили развитие в форме сетевых организаций и др. деловых структур.

Социальное партнерство известно давно в виде заключаемых соглашений между основными социальными субъектами – наемными работниками, работодателями, общественными организациями, обществом в целом в лице государства. Соглашения устанавливаются в ходе переговорно-договорного процесса для установления сбалансированности интересов различных субъектов социально-экономической системы.

Экологическое партнерство между экономикой, социумом и природой еще должно сформироваться ввиду надвигающегося экологического кризиса. Его принципами должны стать:

– принцип перехода от закрытой (автономной) экономики к открытой, учитывающей зависимость от окружающей среды, целостность природы, социума, экономики;

– принцип внутренней трансформации экономической системы (ресурсосберегаемость и меньшее негативное влияние на окружение) ради восстановления природной среды и ради выживания человечества;

– принцип пересмотра ценностей и целей экономической деятельности от традиционной (обеспечение растущих потребностей людей) к новым (обеспечение более продолжительной и качественной жизни отдельного человека и человечества в целом);

– принцип единства взаимосвязанных систем: экономической, социальной, природной;

– принцип паритетности, а иногда и предпочтительности природных целей над экономическими.

Основным субъектом «новой экономики» является человек и он станет работать в ней эффективно для себя, общества, природы, если только способность к партнерству станет для него обязательной и неотъемлемой, частью его качеств.

Г. Образовательная мобильность предполагает способность непрерывно получать новые знания, дообучиваться и переобучиваться, поспевать за интеллектуально-информационными новшествами, входящими в экономику и обеспечивающими ее прогрессивное движение.

В образовательной мобильности работника заинтересованы работодатели в лице фирм, которые должны создать адекватную мотивацию образовательной активности своих работников.

Названные четыре атрибута (рис. 1.8) человека труда в новой экономике образуют костяк новой «модели человека», соответствующего той части экономики, которая является локомотивом поступательного развития экономики в XXI в.

Такая модель человек труда должна быть в центре внимания общества, должна формироваться, оттачиваться под новые задачи, должна стать составной частью государственной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.