Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда




Вопросы для самопроверки

1. В чем основное противоречие экономики, что является источником развития экономики?

2. В чем выражается рациональное экономическое поведение людей?

3. Как понимает человек «качество жизни»?

4. Как представлялась «модель человека» основоположникам экономической науки?

5. В чем отличие кейнсианского взгляда на «модель человека» от классиков?

6. Основная отличительная черта «модели человека» в марксизме?

7. В чем отличие современных представлений о «модели человека» от ей предшествующих?

8. Какие отличительные черты имеет «новая экономика»?

9. В чем заключаются основные характеристики человека труда, соответствующего «новой экономике» и создающего её?

 

Виды свобод, предоставляемых рынком труда. Основные составляющие рынка труда. Теории рынка труда. Главные модели рынка труда. Особенности рынка труда в России. Понятие об экономической свободе страны и конкурентоспособности экономики.

 

Рынок труда – это сложная система социально-экономических отношений по согласованию интересов работодателей, наемной рабочей силы и общества в целом.

Рынок труда является основой рыночной экономики, так как без него нельзя построить равновесную экономику, да и само управление экономикой является, прежде всего, управлением трудовой деятельностью.

Современный рынок труда предоставляет работодателю и труду возможности, показанные на рис. 1.10. В марксисткой теории утверждалось, что на рынке труда продается не сам труд, а способность к труду, продается рабочая сила, которую эксплуатирует работодатель. Современный взгляд по этому вопросу состоит в том, что на рынке продается только сам труд, что заработная плата является оплатой только труда юридически свободного и в правовом отношении защищенного собственника – продавца труда.

 

 
 

 


Рис. 1.10. Возможности, предоставляемые труду современным рынком

 

Основными особенностями современного рынка труда являются:

– неотделимость прав собственности на специфический товар (труд) от его владельца;

– сам труд является расходованием владельцем (наемным работником) своих психофизических возможностей и подлежит оплате;

– заключаемая сделка по купле-продаже труда определяет длительные отношения между продавцом и покупателем и предполагает, наличие неденежных факторов в виде условий труда, микроклимата в коллективе, возможностей продвижения по службе и профессионального роста.

Рынок труда является механизмом распределения и перераспределения общественного продукта по отраслям народного хозяйства видом и формам деятельности, по эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Структура рынка труда представлена на рис. 1.11.

Субъекты рынка труда – это наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Благосостояние наемных работников, их воспроизводство зависят от того насколько они успешно могут продать свой труд, заключить контракт, получить работу. Среди всех занятых в общественном производстве России доля наемных работников составляет в настоящее время примерно
92 %. Среди наемных работников 70 % имеют профессиональную подготовку. Более 60 % наемных работников являются рабочими, затем идут специалисты (~26 %), наемные руководители (~9 %). Развитые рыночные отношения характеризуются наличием специальных институтов, выражающих и защищающих интересы наемных работников. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы.

В централизованной экономике есть рынок труда, но его нельзя назвать свободным, так как в ней человек не считается равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Тоталитарному государству не важно, что людской потенциал используется не эффективно и не в соответствии с личными интересами. Для него значимо иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях не только не нужен, он вреден для централизованной экономики.

 

 


Рис. 1.11. Структура рынка труда

Свободный рынок труда отражает общность интересов специфического товара «труда» и его потребителей – экономики и государства, создает прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества, является ключевым звеном социально-экономической системы любой страны.

Другой субъект рынка труда – работодатели, в развитых странах являются не менее важным субъектом рынка и тоже достаточно распространенным. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии являются предпринимателями. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях своей собственности на средства производства формирует особенно важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частичку национального богатства, развивает в нем социальный институт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятого населения в развитых странах в той или иной форме являются владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Следует заметить, что предпринимательский ресурс в России, в силу специфических для страны рисков, переоценен. Так, в 2005 г. ВВП распределялся следующим образом: домохозяйствам – 43 %, предприятиям – 37 %, бюджету – 20 %. По США это распределение выглядит так: домохозяйствам – 75 %, предприятиям – 17 %, бюджету – 8 %. С точки зрения неоклассической теории предпринимательская способность в России является более редким ресурсом, чем в США и ее обладатели берут с общества дополнительную премию к нормальной рыночной цене за свои услуги: в России плата – 37 %, в США – 17 % ВВП. Это делает задачу развития предпринимательской способности в России очень актуальной.

Государство, как субъект рыночных отношений, представлено на рынке труда федеральными (Министерство труда и социального развития, Федеральная служба занятости, Федеральная миграционная служба, Министерство экономики и развития, другие министерства и ведомства), региональными, муниципальными органами власти. В качестве субъекта рынка труда оно выполняет такие функции как: обеспечение полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики; законодательную, выражающуюся в разработке с принятием норм и правил для рынка труда; социально-экономическую, заключающуюся в защите прав всех субъектов рынка труда и его регулирования косвенными методами; работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

Второй элемент рынка – юридические правила, и социально-экономические программы является нормативным фундаментом рынка труда. Законодательные акты, нормы, правила регулируют взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяют их права и взаимные обязанности, создают равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривают социальное страхование на случай потери работы.

Нормы трудовых отношений предусмотрены Конституцией РФ, Федеральным законом «О занятости населения РФ», другими законами. Они представлены в Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, принимаемых Генеральных, региональных, отраслевых соглашениях, коллективных договорах, заключаемых на предприятиях. Они создают определенно экономические условия (налоги, льготы и т.д.), стимулируют проведение активной политики занятости населения, разработку конкретных локальных программ содействия занятости, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Третий элемент рынка – механизм согласования спроса и предложения труда. Спрос на труд зависит от экономической конъюнктуры, цены за труд, используемых технологий, спроса на продукцию и т.д. При прочих равных условий спрос на труд тем больше, чем меньше плата за него. А вот предложение труда ведет себя естественно обратным образом – оно тем выше, чем выше заработная плата. Цена труда, при которой наступает равенство спроса и предложения, называется равновесной.

Равновесие спроса и предложения достигается тем цивилизованней и гармоничней для общества, чем совершеннее законодательная база функционирования рынка труда, чем активнее социальная позиция государства.

Главными составляющими этого сегмента рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всех наемных работников, и совокупный спрос, как общая потребность экономики в наемных работниках. Совокупный спрос и совокупное предложение никогда не совпадают. За пределами удовлетворенного спроса на труд остаются незанятое население с одной стороны, а с другой неудовлетворенная потребность работодателей, как правило, в работниках высокой квалификации и уникальных профессий. Задачи общества состоит в том, чтобы ослабить проблему безработицы и одновременно готовить нужных для себя работников, спрос на которых неудовлетворен.

Четвертый элемент рынка труда – безработица и социальные выплаты. Действие рыночного механизма в условиях свободного найма и увольнения ведет к высвобождению из экономики части трудоспособного населения, к появлению безработицы. Государство стремится снизить безработицу путем финансово-кредитной политики, стимулирующей спрос на труд; посредством разработки программ субсидирования занятости, программ общественных работ и др.

Чтобы поддержать высвобождаемый труд в период отсутствия работы, создать условия для переподготовки людей и повторного вовлечения в рабочий процесс, предусмотрены (Законом о занятости населения) выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении выплаты при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Пятый элемент рынка труда (инфраструктура) представлен совокупностью институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сетью центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной составляющей инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ними работают и негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности и более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

Действие всех элементов рынка труда связано с конъюнктурой рынка
(рис. 1.10): общеэкономической обстановкой, отраслевой структурой народного хозяйства, уровнем развития техники и технологии, благосостоянием и уровнем доходов населения; развитием рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, состоянием социальной и производственной инфраструктуры и многим другим.

Например, в 90-х годах прошлого столетия при переходе к рыночной экономики в России при 2-х кратном снижении ВВП, и индекса реальной заработной платы до 43 %, безработица достигла 12 %. На самом деле она была большей, приняв разнообразные скрытые формы.

Все пять элементов рынка труда подвижны, изменяются в соответствии с рыночной конъюнктурой и должны находиться в динамичном равновесии с ней, обеспечивать максимально возможную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд, свободу выбора деятельности и должную социальную защиту.

Проследим эволюцию различных теорий рынка труда. Она сжато, представлена на рис. 1.12.

Каждая из теорий имеет право на жизнь, и более того, появилась, как попытка объяснить, и часто достаточно успешно, реальную экономическую ситуацию. Они использовались для решения многих практически задач и вполне удачно. Являясь чистыми линиями экономической теории они отвечали на многие сложные вопросы и одновременно были бессильными перед другими реальными проблемами в другой ситуации, в другое время, в другой стране.

Сегодня на практике сложились несколько моделей рынка труда, реализованных в разных (и наиболее развитых по сегодняшним меркам) странах.

Американская модель (США) рынка труда характеризуется высокой мобильностью населения, высокими ставками оплаты при относительно низких гарантиях занятости. В истории этой страны традиционно поддерживается высокая конкуренция в экономике, поощряется активная роль предпринимателей, не допускается избыточная централизация жизни.

Модель ориентирована на большую территориальную мобильность рабочей силы, законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях при минимальных издержках на производственное обучение на предприятиях. Зарплата оговаривается в контрактах, коллективных договорах с учетом спроса и предложения рабочей силы, дифференциации работ по сложности, тяжести, производительности труда. Рабочие объединяются в союзы по профессиональному признаку.

 

 

 

 


 

 

Рис. 1.12. Теории рынка труда

Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной базе. Фонд страхования по безработице формируется в основном за счет налогов с предпринимателей (платит предприятие) и в определенном проценте к фонду заработной платы. Все это обеспечивает высокую территориальную и профессиональную мобильность населения, но и большой уровень (в сравнении, например, с Японией и Швецией) безработицы.

Японская модель рынка труда отличается традициями гарантированной занятости для основной части персонала предприятий, относительно невысокой мобильностью населения, меньшими чем в США и развитых странах Европы ставками заработной платы. На уровне крупных и средних предприятий действует «система пожизненного найма», гарантирующая полный срок трудовой жизни работника. На мелких предприятиях действует модель рынка, близкая к европейской.

Важнейшей особенностью является высокая стабильность занятости не только в период высоких темпов роста экономики, но и в период стагнации. Проблема сокращения производства решается за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия, на предприятия других фирм по взаимному соглашению.

Отличительной чертой профсоюзных организаций Японии части является их создание и самостоятельное функционирование внутри компаний.

Шведская модель рынка труда отличается высокой ролью государства в проведении политики занятости населения. Государственные органы уделяют много внимания повышению конкурентоспособности рабочей силы через систему профессиональной подготовки и переподготовки работников, создание рабочих мест в государственном секторе, субсидирование частных компаний, стыковку вакантных мест и ищущих работу, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

Реализуется «политика солидарности» в заработной плате, поддержке слабых групп населения, отраслей и регионов на основе государственной программы предпочтительного развития.

В каждой стране действует свой рынок труда. В России, например, высок уровень скрытой безработицы, которая с одной стороны является резервом расширения производства, а с другой может стать серьезным дестабилизирующим фактором социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры. Кроме того, в стране гипертрофировано высока роль сырьевых отраслей и первого предела, требующих рабочей силы низкой квалификации с дешевой оплатой труда.

Становление свободного рынка труда в России идет нелегко по ряду причин, среди которых можно назвать:

– несбалансированность спроса и предложения, когда наряду с большим числом вакансий имеется значительное число безработных, чья профессиональная и квалифицированная подготовка не соответствует требованиям работодателей (свыше 30 % занятых выполняют неквалифицированную работу);

– отсутствует реальный рынок доступного жилья, что сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов;

– существенные административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (в частности институт прописки);

– экономика остается высокомонополизированной, что позволяет работодателем диктовать условия занятости.

Система социально-экономических отношений (рис. 1.13) далека от совершенства. Труд на российском рынке труда обесценен и не выполняет ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции. В начале 2000-х годов минимальная заработная плата была менее 10 % от среднероссийской (в развитых странах – 40–50 %) и составляла около 20 % прожиточного минимума. Разрыв между средней зарплатой в газовой, нефтяной, нефтеперерабатывающих отраслей и средней по стране, а тем более минимальной, остается недопустимо большим. Соотношение заработной платы крайних децильных групп превышает 20 раз. Подобный рынок труда нельзя назвать ни свободным, ни социально справедливым.

 

 

 


Рис. 1.13. Система социально-экономических отношений на рынке труда

 

Но он является производным от степени общей экономической свободы в стране. Исследовательский центр The Heritage Foundation (Фонд наследия) опубликовал традиционный рейтинг стран с позиции экономической свободы (http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/21/2487) в виде «индекса экономической свободы 2010 г.» В нем экономическая свобода определяется «как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой защиты гражданам защиты и поддержки свободы как таковой».

Такой анализ ведется с 1995 г. и рассчитывается как среднеарифметическое по десяти частным показателям: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантия прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции.

Все 183 страны мира условно разделены на пять групп: 1) свободные с рейтингом более 80 баллов (максимум равен 100); 2) преимущественно свободные с рейтингом от 70 до 80 баллов; 3) умеренно свободные с рейтингом от 60 до 70 баллов; 4) преимущественно несвободные с рейтингом от 50 до 60 баллов; 5) несвободные с рейтингом менее 50 баллов.

Набравших более 80 баллов в 2010 г. оказалось всего 7: Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Швейцария и Канада. Такая страна как США впервые за 16 лет набрала менее 80 баллов (78) из-за активного вмешательства правительства в экономику в период финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г.

Категорию «преимущественно несвободные» замыкает Россия, заняв 143 место с 50,3 баллами, а в регионе Европа Россия занимает 41 место из 43 стран. Вниз Россию тянут коррупция, слабая защищенность прав собственности, ограничения свобод по инвестициям и бизнесу. На уровне среднемировых находятся в России свобода труда и участие государства.

В категорию экономически «несвободных» (менее 50 баллов) попали Беларусь (150 место), Узбекистан (158 место), Украина (162 место), Туркменистан (171 место) и ряд других стран.

Эти данные дополняет глобальное исследование конкурентоспособности 55 стран мира, выполненное институтом менеджмента (Швейцария) – Institute of Management Development (JMD). Под конкурентоспособностью JMD понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Каждое государство оценивается по 331 критериям, сгруппированным в четыре направления: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры (http://gtmarket.ru/news/state/2008/05/17/1666).

По трем из четырех направлений Россия пока по объективным причинам пока не может равняться с развитыми странами, но по эффективности проводимой государственной политики выглядит вполне достойно.

По суммарному показателю конкурентоспособности Россия находится на 47 месте из 55 стран, а вот по эффективности государственной политики за последний год (2007 г.) поднялась с 39 на 30 место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России, эксперты назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1 место), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3 место), профицит бюджета (4 место). К отрицательным показателям России эксперты отнесли состояние пенсионной системы (54 место).

В целом, по направлению «эффективность государственной политики» Россия опережает Японию (39 место) и Францию (45 место), но уступает США (18 место), Австрии (20 мест), Великобритании (24 место) и Германии (26 место). А первая тройка лидеров по эффективности государственной политики: Сингапур, Гонконг, Швейцария.

Управление рынком труда в России должно строится в силу высокого разнообразия условий в регионах с учетом федеральных и региональных приоритетов. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода к новой (инновационной) экономике, в которой основную роль играют высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникаций и услуг. Региональные приоритеты должны учитывать уровень экономического, научного, образовательного развития региона, отраслевую структуру экономики, демографические особенности, социокультурную динамику и др.

О динамичности преобразований рынков труда можно судить по списку наиболее востребованных профессий на 2030 г. по версии организации Fast Future (исследование Fast Future: научно-технический прогресс и рынок труда в ближайшем будущем: http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/15/ /2482). Исследование выполнено по заказу правительства Великобритании и предназначено для планирования государственной деятельности. Вот этот список:

1. Специалисты в области производства искусственных частей человеческого тела;

2. Специалисты в области наномедицины и наномедики;

3. Фермеры и производители, специализирующиеся в области производства генетически модифицированных культур и животных;

4. Специалисты по управлению старением, менеджеры и консультанты для пожилых людей;

5. Специалисты по расширению человеческой памяти и переносу накопившейся в ней информации на другие носители для хранения;

6. Специалисты по этике новой науки, которые должны решать вопросы в спорных областях исследований (таких как клонирование) и помогать обществу принимать решения по ним;

7. Космические пилоты, экскурсоводы, архитекторы и дизайнеры;

8. Специалисты по вертикальному земледелию (вертикальные фермеры), которые будут заниматься выращиванием продовольствия в вертикальных фермерских хозяйствах, т.е. городских небоскребах;

9. Специалисты по изменению климата;

10. Специалисты по управлению массовыми эпидемиями и карантину;

11. Специалисты по управлению погодой;

12. Виртуальные адвокаты и юристы, специализирующие в области применения универсальных юридических норм в различных странах и регионах;

13. Специалисты по виртуальной педагогике, проектирующие и использующие интеллектуальные аватары или компьютерные персонажи для обучения школьников и студентов;

14. Разработчики, дизайнеры и производители альтернативных транспортных средств следующего поколения;

15. Специалисты по персонализированным медиа, т.е. средством массовой информации, приспособленных к личным интересам отдельных людей;

16. Специалисты по безопасному устранению личных данных и информации, из общедоступных источников (таких как Интернет);

17. Специалисты и разработчики серверов по управлению и организации электронной информации (такой как электронные логины и пароли, разнообразные профили, учетные записи и т.д.):

18. Брокеры и специалисты по рынкам виртуальных и альтернативных валют;

19. Специалисты по социальным сетям;

20. Специалисты по персональному брендингу, проектированию и продвижению личных брендов.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун считает, а аналогичные вопросы решаются и в других развитых страна Великобритания названа лишь для примера, что правительство должно подготовить страну и будущей экономике и отвечающему ей рынку труда.

Приведенный список наиболее востребованных профессий в 2030 г. выглядит экзотически, как и вывод Fast Future о необходимости смены 8–10 профессий в течение жизни (раньше выбиралась в среднем одна профессия на всю жизнь), но можно вспомнить, что 20–30 лет назад также экзотически выглядели предсказания по космическому туризму, общеохватывающей мобильной связи, биотехнологиям в металлургии и многом другом, ставшем сегодня привычным.

Фундаментальную основу долгосрочных преимуществ любого государства составляют люди, их знания и система ценностей, трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, творческое и новаторские способности. Эти факторы обеспечивают экономический рост, благосостояние людей, безопасность страны.

Определяющую роль в этом сыграет сфера трудовой деятельности, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально-ориентированной экономики.

Опыт развитых стран показывает, что субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого, инновационного типа и осуществляется на протяжении всей жизни человека. Оно идет по следующим главным направлениям:

– дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование осуществляется примерно на 80–90 % за счет государства, корпораций и общественных организаций;

– субсидирование «пожизненной подготовки и переподготовки» идет примерно на 90 % за счет государства и корпораций;

– пособия по безработице и разного вида общественные вспомоществования финансируется за 75–80 % за счет государства и корпораций;

– пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа – государственное всеобщее, при наличии стажа в 15 и более лет в 2–3 раза выше прожиточного минимума) на 90–100 % за счет государства и корпорацией;

– функционирование восстановления и укрепления здоровья, культурного развития – на 70–80 %, за счет государства, корпораций, общественных организаций.

Из приведенного видно, что доля заработной платы составляет небольшую, точнее оперативную или тактическую часть расходов по возмещению жизненных сил человека и его развития. А стратегическую часть расходов принимает на себя государство и частный капитал. В тоже время заработная плата человека является для него важнейшим мотивом трудовой деятельности, она регулирует движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональных аспектах. Она не только мотивирует население на труд, но и формирует основу его социальной защиты, в виде фондов, размеры которых пропорциональны трудовому вкладу.

Можно сказать, что корневую систему создания рынка труда, соответствующего инновационной экономике, формирует сегодня партнерство между государством, предпринимателями и профсоюзами. Конструктивное сотрудничество между тремя субъектами рынка труда закрепляется в общезаконодательных и трудовых решениях, генеральных соглашениях и других документах, изменяемых и совершенствуемых по мере демократизации общества, развития экономики. Такое сотрудничество является следствием сложившегося общественного сознания компромиссности типа, являющегося целесообразной формулой поиска решений через переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий для разных сторон, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.