КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика методов психологии
Требования к организации психологического исследования Методы современной психологии В решении задач по определению сущности, структуры и закономерностей развития психики психология взаимодействует с общественными и естественными науками. Научная психология решает, с одной стороны, теоретические вопросы, с другой – практические задачи, используя определенные методы, позволяющие познать закономерности изучаемых ею явлений. “ Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки” (С.Л.Рубинштейн). К организации психологического исследования предъявляются следующие требования: 1) планирование исследования, включающее подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений, это план математической обработки и описания всего исследования; 2) место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех или эти влияния необходимо учитывать, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку; 3) техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов; 4) подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность; 5) исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций; 6) инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной; 7) протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным; 8) обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных. Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал. Каков характер ошибок? (Гамезо М.В., Домашенко И.А.).
Методы психологии могут быть условно разделены на две основные группы: субъективные и объективные. Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение, метод изучения документов и опрос (Маклаков А.Г.). Наблюдение – это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы). Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие: 1) получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде; 2) сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов; 3) оценка фактов, полученных с помощью других методов; 4) проверка рекомендаций (Шевандрин Н.И.). Самонаблюдение или наблюдение и фиксация собственных психических процессов и состояний, дает результаты, также в довольно сильной степени подверженные действию инструментальных искажений. Причины искажения самооценок носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения связаны с незнанием собственной психики и возникают по следующим основным причинам: а) низкий интеллектуальный и культурный уровень; б) отсутствие навыков самонаблюдения и специальных знаний; в) использование неверных эталонов (например, сравнение себя с близким окружением, а не со всей популяцией). Различная мотивация испытуемых может служить источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности (диссимуляция), либо в сторону подчеркивания своих дефектов (агравация и симуляция). Мотивационные искажения имеют сознательный и бессознательный характер. Сознательные искажения могут привести к полному отказу от сотрудничества, грубым ошибкам и совершенно случайному характеру ответов. Эффект бессознательных искажений менее значителен и легче корректируется (Мельников В.М.). Метод изучения документов или анализ продуктов деятельности человека. К документам относятся продукты труда, материалы биографий, фото- и кинодокументы, рукописи, дневники и служебные распоряжения (Мельников В.М.). В качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа (Шевандрин Н.И.). Опрос – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов) (Шевандрин Н.И.). Анкета позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание (Маклаков А.Г.). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса (Шевандрин Н.И.). Устные формы опроса, как правило, применяются в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Они позволяют глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого, но требуют больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя (Маклаков А.Г). Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых (тесты-опросники). При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу, прежде всего, необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого (Маклаков А.Г.). Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения. Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает в себя: точные указания относительно используемых материалов; временные ограничения; устные инструкции испытуемому; предварительный показ задания; учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого. Объективная оценка психологических тестов означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. Валидность – это характеристика степени, в которой тест измеряет то, для измерения чего он предназначен. Существуют различные виды и способы определения валидности. Одним из наиболее употребительных способов установления валидности является сравнение данных по психологическому тесту с экспертными оценками данного качества (или качеств) у испытуемых. Достоверность характеризует устойчивость измерительной процедуры к фальсификации и линейной зависимости сопутствующих переменных. Она отличается от валидности в ситуациях, когда испытуемый пытается намеренно исказить ответ или измеряемая характеристика линейно связана с какой-либо иной характеристикой. Для повышения достоверности используются различные приемы: введение дополнительных шкал (лжи, коррекции); составление опросников из супервопросов (сочетание обычных вопросов о поведении или предпочтениях); использование признаков, независимых от диагноза. Надежность оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Другими словами, тест должен воспроизводить через определенное время один и тот же результат на фиксированной выборке испытуемых, при условии, что за это время, согласно теоретическим представлениям, данная характеристика особенно не изменяется. Существуют три основных метода оценки надежности: - повторное тестирование (ретестовая надежность); - параллельное тестирование (эквивалентная надежность); - расщепление (согласованность). В первом случае проводится повторное тестирование тем же тестом одних и тех же испытуемых. Во втором – используются две эквивалентные формы теста. Для оценки согласованности тест расщепляется на две части и обследование одной группы испытуемых проводится двумя частями теста. Валидность и надежность соотносятся между собой как предмет и объект измерения. Если надежность – это показатель устойчивости процедуры относительно объектов измерения, то валидность – характеристика устойчивости результатов измерения свойств объектов, т.е. устойчивость относительно предмета измерения. Достоверность – это устойчивость измерительной процедуры, в частности, к фальсификации – намеренному искажению. Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно (адекватно) отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется. Если Вы имеете тестовые нормы, полученные на старших школьниках, то их нельзя применять для оценки (например, личностных особенностей) младших школьников. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие (Маклаков А.Г.). Эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов (Гамезо М.В., Домашенко И.А.). По способу организации выделяют два основных вида эксперимента – лабораторный и естественный. Лабораторный проводится в специально организованных искусственных условиях, обеспечивающих чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Однако искусственность экспериментальной обстановки, обеспечивающая чистоту и точность результатов, затрудняет практическое их использование. Естественный проводится в привычных естественных условиях жизни и деятельности человека. Зачастую созданная в эксперименте ситуация может остаться вне сознания его участников. В этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность поведения испытуемых. В других случаях экспериментальная ситуация создается открыто, сами испытуемые, являясь участниками экспериментальной ситуации, не догадываются о ее направленности. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Использовать его имеет смысл тогда, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенным недостатком естественного эксперимента является неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых на функцию отклика не установлено или не может быть количественно измерено (Мельников В.М.). В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент подразделяется на: констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества; формирующий (обучающий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер (Гамезо М.В., Домашенко И.А.). Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели, например, могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими (Маклаков А.Г.). Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс количественного и качественного анализа (Шевандрин Н.И.)
1. 4. Краткое историческое введение в психологию
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |