Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука о сознании




Психология как наука о душе

Психология зародилась в недрах философии и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии, выражаясь в столкновении идеалистических и материалистических учений. В период античности считалось, что орган души – головной мозг (Алкмеон), сама же душа представлялась одним из видов вещества: душа как огонь (Гераклит), душа как воздух (Анаксимен), как смешение четырех элементов (Эмпедокл). Демокрит (460-370гг. до н.э.) считал, что душа – материальное вещество, состоящее из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими причинами.

Трактат «О душе» принадлежит Аристотелю (384-322гг. до н.э.) и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы некоторые важные положения. Аристотель определяет душу как сущность живого тела – особый орган, посредством которого тело чувствует и мыслит. Аристотель впервые выдвинул положение неотделимости души от тела, согласно которому человеческая душа выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. Аристотель заложил основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю – реализация биологического существования организма.

Наиболее ярко этические аспекты души были раскрыты учеником Сократа – Платоном (427-347гг. до н.э.). По его мнению – душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Душа – самое высокое, что есть в человеке, поэтому, он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела (Ю.Б.Гиппенрейтер).

 

Следующий этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569 – 1650). Декарт считал, что для того, чтобы найти истину, сначала надо все подвергнуть сомнению. Наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим, отсюда известное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю, следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимает «все, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». Мыслить – значит не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. С этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. На смену психологии души пришла психология сознания. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На данном этапе метод, который психология сознания считала единственным – метод интроспекции. Это метод самонаблюдения, изучения психики, ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Дж. Локк (1632-1704) развивая тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей, считал, что существуют два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства, и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к которым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познаются особым внутренним чувством – рефлексией. Рефлексия, по Локку, - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Таким образом, метод интроспекции – метод изучения свойств сознания с помощью рефлексивного наблюдения (Гиппенрейтер, Ю.Б.).

Принято считать, что начало научной психологии было положено в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Толчком к основанию лаборатории послужила идея о том, что разум и поведение, подобно планетам и химическим веществам, могут стать предметом научного анализа. Собственные исследования Вундта касались преимущественно органов чувств, в особенности зрения, однако он и его коллеги изучали также внимание, эмоции и память.

Вундт полагался на интроспекцию как на метод изучения психических процессов. Под интроспекцией понимают наблюдения и их регистрацию, касающиеся природы собственных восприятий, мыслей и чувств — например, наших размышлений, касающихся непосредственных сенсорных впечатлений от таких стимулов, как световая вспышка определенного цветового тона. Чистое самонаблюдение было недостаточным для психологии, оно должно было быть дополнено экспериментом. В экспериментах Вундта производились систематические изменения определенных физических характеристик стимулов, таких как его интенсивность, и использовался интроспективный метод для определения того, какое влияние эти физические изменения оказывают на осознанный опыт восприятия стимулов участниками экспериментов (Р.Аткинсон, 2000).

Э.Б.Титченер, проходивший подготовку у Вундта, ввел термин структурализм, означающий анализ психических структур, в качестве названия данной области психологии. Однако некоторые психологи не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.

Интерес психологов XIX века к процессу адаптации явился результатом публикации работ Чарльза Дарвина по теории эволюции. Согласно этой теории, сознание эволюционировало исключительно в силу того, что оно служило неким целям, направляя индивидуальную деятельность. Функционалисты утверждали, что для того чтобы выяснить, каким образом организм адаптируется к среде, необходимо наблюдать за его фактическим поведением. Тем самым функционализм расширил границы психологии, включив в число предметов ее изучения поведение. Тем не менее, и структурализм и функционализм продолжали рассматривать психологию как науку об опыте сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.