Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и уровни развития способностей




У человека имеется множество самых разных способностей (рис. 5.1).

 
 

 

 


Рис. 5.1Виды способностей

 

В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные способности.

Элементарными называют способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различения цветов, звуков, запахов, а также скорость и точность простых двигательных реакций.

Сложными называют способности к различным видам деятельности, связанным с человеческой культурой, например, технические, математические, литературные, музыкальные. Эти способности называют также высшими, культурно обусловленными. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем элементарные способности, развитие которых напрямую зависит от имеющихся у человека природных задатков. Условиями и предпосылками развития у человека высших способностей являются следующие: наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей; отсутствие готовых природных задатков к пользованию соответствующими предметами, необходимость систематического обучения этому; участие человека в сложных, высокоорганизованных видах человеческой деятельности; наличие образованных людей, которые обладают необходимыми способностями и в состоянии их передать другим людям; возможность формирования способностей под влиянием обучения.

У человека есть также общие и специальные способности.

Общие способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. К ним относят, например, общие умственные способности или общие двигательные способности.

Специальные способности – это индивидуальные свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в отдельных, специфических видах деятельности. К таким способностям относят математические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, лингвистические, технические и др.

Общие и специальные способности органически связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Следующие виды способностей – это теоретические и практические.

Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-логичсескому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в реальных жизненных ситуациях.

Теоретические способности проявляются в умении человека определять понятия, формулировать и доказывать гипотезы, рассуждать в уме, предлагать и обосновывать теории, объясняющие ту или иную группу явлений. Практические способности появляются в умении человека находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Выделяют также учебные и творческие способности.

Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в открытиях и изобретениях, то есть в творчестве в различных видах деятельности.

Согласно ещё одной классификации способности делят на коммуникативные и предметно-деятельностные.

Коммуникативные способности связаны с межличностным общением, межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.

Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности, во взаимодействии с неодушевлёнными предметами.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию человек получает возможность полноценно и гармонично развиваться.

В психологии различают также уровни развития способностей. Для этого используются понятия «одарённость», «талант», «гениальность».

Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одарённость определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности, и какие будут приобретены знания и навыки.

Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, математических, педагогических и т.д.). Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Гениальность – это высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.