Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие способностей




Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с соответствующими видами деятельности, можно поддерживать и развивать у себя определённые способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни.

В развитии способностей можно выделить ряд этапов. На первом этапе происходит подготовка анатомо-физиологической основы способностей: созревание необходимых органических структур (задатков) или формирование на их основе нужных функциональных органов. На втором этапе формируются элементарные способности, входящие в структуру более сложных, высших способностей человека. К таким элементарным способностям можно отнести общий интеллект, хорошую память, точные ручные движения. На заключительном этапе формируются сложные способности. Все эти процессы могут протекать непрерывно, накладываясь друг на друга в той или иной степени.

Важнейшим условием разностороннего развития системы способностей является многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается человек. В связи с этим к деятельности, развивающей способности человека, предъявляют следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности, должная мотивация деятельности.

Таким образом, для того чтобы способности человека успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий.

1. Как можно более раннее и полное выявление всех задатков, имеющихся у ребёнка с рождения.

2. Активное включение ребёнка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются.

3. Включение ребёнка в разноплановые виды деятельности, в которых у него одновременно могут формироваться и развиваться разные способности.

4. Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей (воспитателей), которые сами имеют высокоразвитые способности соответствующего типа.

5. Использование современных развивающих методов и средств обучения.

6. Стимулирование развития способностей через мотивацию развивающей эти способности деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение темперамента.

2. Как соотносятся типы нервной системы по И.П. Павлову и типы темперамента?

3. Назовите свойства темперамента.

4. Раскройте содержание психологических характеристик типов темперамента.

5. Можно ли сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

6. Каким образом успешность деятельности связана с типом темперамента?

7. В каких особенностях личности наиболее отчётливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакций, лёгкость или трудность их возникновения.

8. Дайте определение характера. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чём общность и различие между ними?

9. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?

10. Как классифицируют черты характера? Какие типы характера выделяет М.И. Еникеев?

11. Что такое акцентуация характера? Охарактеризуйте основные типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.

12. Назовите факторы, влияющие на формирование черт характера. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера?

13. Каково значение самовоспитания в формировании характера?

14. Что такое способности? Назовите три основных признака понятия «способности» по Б.М. Теплову.

15. Можно ли фактический успех в определённой деятельности определить как способности? Какая зависимость существует между способностями, умениями и навыками?

16. Каким образом могут быть компенсированы недостаточные способности к той или иной деятельности?

17. Какие выделяют виды и уровни развития способностей?

18. Назовите условия формирования и развития способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.