КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика эмоций и чувств. Функции эмоций и чувств. Физиологическая основа эмоций
Эмоции и чувства Темы рефератов 1. Полоролевые различия характера. 2. Национальные особенности характера. 3. Возрастные особенности характера. 4. Формирование характера. 5. Характер и практическая деятельность. 6. Темперамент и продуктивность деятельности. 7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 8. Психофизиологическая совместимость темпераментов. 9. Развитие способностей у детей. 10. Взаимосвязь способностей и особенностей развития личности.
Рекомендуемая литература 1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. / Под ред. А.А. Бодалёва, Б.Ф. Ломова. М., 1980. 2. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А.Бодалев. М., 1988. 3. Бороздина, Л.В. Психология характера / Л.В. Бороздина. М., 1997. 4. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. М., 1973. 5. Вяткин, Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин. Пермь,. 2000. 6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 2001. 7. Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность / Ф.Н. Гоноболин. Минск, 1996. 8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. СПб., 1999. 9. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. СПб., 2001. 10. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А.Крутецкий. М., 1968. 11. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский. М., 1995. 12. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. М., 1969. 13. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С.Лейтес. М., 1984. 14. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К.Леонгард. Киев, 1989. 15. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. Л, 1983. 16. Маросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Маросанова. М., 2000. 17. Матюшкин, А.М. Загадки одарённости. Проблемы практической диагностики / А.М. Матюшкин. М., 1993. 18. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. М., 1986. 19. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. Пермь, 1973. 20. Мерлин, В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание / В.С.Мерлин. Пермь, 1990. 21. Рейнвальд, Н.И. Личность и характер / Н.И. Рейнвальд. М., 1992. 22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. СПб., 1999. 23. Русалов, В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. М., 1979. 24. Страхов, И.В. Психология характера / И.В.Страхов. Саратов, 1970. 25. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. М., 1982. 26. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2т. / Б.М. Теплов. М.,1985. Т.1-2. 27. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М., 1961. 28. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. М., Воронеж.1997.
Глава 6. Эмоционально-волевая сфера личности
Человек определённым образом относится к событиям, происходящим в его жизни, к вещам и людям, которые его окружают, к самому себе. Одни явления действительности его радуют или восхищают, другие печалят или возмущают. Различные виды субъективного отношения человека к действительности называют эмоциями. Термин «эмоция» (от лат. emoveо – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Эмоции – реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей. Чувства – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Говоря о переживании человека, употребляют оба термина. Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях (стенические, астенические, стрессовые). Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определённый объект. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. В то же время эмоции и чувства существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают её динамику. Эмоции и чувства выполняют в жизни человека различные функции. Сигнальная функция эмоций выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Побуждающая функция проявляется в том, что чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому. Регулирующая функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Организующая функция проявляется в способности эмоций переориентировать основные силы, ресурсы и внимание организма на организацию некоторой деятельности, сосредоточивать эти процессы на предметном содержании. Предвосхищающая функция выражается в способности эмоций актуализировать закреплённый опыт в будущем, опережая развитие событий сигналом о возможном приятном или неприятном исходе. Экспрессивная функция заключается в способности эмоций выступать в качестве тонко дифференцированного языка по обмену информации в общении через мимику, пантомимику, звуковые реакции. Эмоции и чувства играют важную роль в деятельности и во всём поведении человека. Физиологической основой эмоций является сложная комплексная работа коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных и лицевых мышц, а также с изменением в деятельности желез внешней и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы, где расположены центры положительных и отрицательных эмоций, которые называют центрами «наслаждения» и «страдания».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |