КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий биографический справочник
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. При подготовке к зачетам и экзаменам можно придерживаться следующих правил: 1. Приступая к подготовке к экзаменам и зачетам полезно составить план на каждый день, в котором четко определяется, что именно вы будете изучать. 2. Полезно определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально заргузить утренние или, напротив, вечерние часы. 3. Рекомендуется начинать подготовку с трудных вопросов, но если при этом возникают затруднения или «нет настроения», то полезно начать с материала, который вам более интересен и приятен. Войдя в нужный ритм работы, вы сможете перейти к более трудным разделам. 4. Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части. Перерывы должны быть активными. 5. При подготовке не следует зубрить учебный материал, а нужно стараться понять его, структурировать, сконцентрировать внимание на основных мыслях. В процессе заучивания полезно подчеркивать ключевые слова, делать записи, состалять схемы, рисунки и т. п. 6. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день. 7. Наиболее трудные вопросы пересказывайте вслух. Так вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. 8. Если начинает казаться, что все выучить невозможно, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что вы знаете и что не знаете.
А́длер Альфред (1870-1937 гг.) родился 7 февраля 1870 в Австро-Венгрии. В 18 лет поступил в Венский университет на отделение медицины. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене и начал практику сначала как офтальмолог, а затем в качестве врача общего направления. Позже профессиональные устремления А. Адлера перемещаются в сторону неврологии и психиатрии. С 1902 по 1911 гг. ученый – член Венского психоаналитического общества. С 1911 г. приступил к созданию своей научной школы, получившей название «индивидуальная психология». В 1932 г. ученый окончательно переехал в США. В последние годы своей жизни активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. Отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Важнейшей тенденцией в развитии личности человека считал стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её. В формировании структуры личности человека большое значение отводил семье, людям, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось А. Адлером, так как он считал, что ребёнок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Теория А. Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972 гг.) родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы поступил в Горский педагогический институт. В 1927 г. был направлен на стажировку в Ленинградский Институт мозга, а в 1928 г. окончательно переехал в Ленинград. Доктор психологических наук (1939 г.), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1943 г.), декан факультета психологии ЛГУ (1967 г.). По его инициативе был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. После перенесенного в ноябре 1959 г. инфаркта занимался исключительно научно-публицистической деятельностью. Выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего, восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Рассматривал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. На основе комплексного подхода пересмотрел исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых ученым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.
Анохин Петр Кузьмич (1898-1974 гг.) родился 26 января 1898 г. в Царицыне (ныне г. Волгоград). В 1921 г. получил направление в Петроград на учёбу в Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ). В 1922 г. поступил работать в лабораторию И. П. Павлова. Старший ассистент кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (1926 г.), профессор кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета (1930 г.), руководитель отдела нейрофизиологии в Московском Всесоюзном институте экспериментальной медицины (1935 г.), руководитель психоневрологического сектора Центрального нейрохирургического института (1938 г.). Заведующий физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии (1942 г.), заведующий отделом физиологии нервной системы в организованном Институте физиологии при Академии медицинских наук СССР (1944 г.). Действительный член Академии медицинских наук СССР (1945 г.), действительный член Академии наук СССР (1966 г.). Автор теории функциональных систем. Разработал принципиально новые методы изучения условных рефлексов (секреторно-двигательный и оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления); ввел понятие «санкционирующая афферентация»; предложил собственное понимание подкрепления как афферентного сигнала о самой реакции, свидетельствующего о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Сформулировал теорию сна и бодрствования, биологическую теорию эмоций, оригинальную теорию голода и насыщения, предложил новую трактовку механизма внутреннего торможения, заложил идеи внутринейрональной переработки информации. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени «за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа и в развитии медицинской науки и медицинской промышленности» (1966 г.), Золотой медалью имени И. П. Павлова за разработку системного подхода в изучении функциональной организации мозга (1967 г.). В 1972 г. П. К. Анохину была присуждена Ленинская премия за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса». Бандура Альберт (1925-1988 гг.) родился в 1925 г., в Мундеа, Альберта, Канада. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии по специальности бакалавр искусств. Переехав в США, прошел обучение в университете Айовы и получил в 1952 г. докторскую степень по клинической психологии. С 1953 г. начал работу в Стэндфордском университете в качестве профессора психологии. С 1973 г. А. Бандура - профессор социальных наук в области психологии. В начале своей карьеры был в основном сосредоточен на проблемах научения как следствия прямого опыта. На основании многочисленных исследований пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте (так называемое «косвенное подкрепление»). Исследуя подражание, обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем, что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение. Впервые обратил внимание на механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Является автором психотерапевтического метода «систематической десенсибилизации», нашедшего широкое применение не только в образовании или лечении, но и в бизнесе, помогая адаптации к сложным производственным ситуациям.
Бернштейн Николай Александрович (1896-1966 гг.) родился в Москве 5 октября 1896 г. Образование получил в Московском университете: сначала на историко-философском, а затем на медицинском факультете. После демобилизации из Красной армии, в 1920 г. некоторое время работал психиатром в клинике В.А. Гиляровского, после чего перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики, а затем - в 1925 г.- Институт психологии. Предложил своеобразное понимание сенсорной коррекции; изобрел и усовершенствовал экспериментальные методы кимоциклографию и циклограмметрию; в строго математической форме выразил то обстоятельство, что существуют различные уровни построения движений; присоединил к понятию отражения термин «опережающее отражение». Заложил научные основы «физиологии активности». Полученные Н. А. Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на поведение, его регуляцию, самоорганизацию, активность послужили основой для творчества Б. М. Величковского, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. П. Зинченко и многих других. Удостоен Сталинской премии за монографию «О построении движений» (1947 г.). Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927 гг.) родился в январе 1857 г. По окончании Вятской гимназии успешно сдал экзамены в Медико-хирургическую академию на медицинское отделение. В 1878 г. работал в клинике душевных и нервных болезней Мержеевского. Действительный член Петербургского общества психиатров (1879 г.), доктор медицины (1881 г.), приват-доцент. Заведующий кафедрой и лабораторией медицины в Казани (1885 г.), кафедрой душевных и нервных болезней в Петербургской Военно-медицинской академии (1893 г.). Основатель Психоневрологического института (1908 г.), а также Института по изучению мозга и психической деятельности (1918 г.). С 1925 г. Психоневрологический институт носит имя В. М. Бехтерева. Выдвинул план превращения психологии в объективную естественную науку. Родоначальник рефлексологии. Отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Доказывал, что источником развития человека является социальная среда; наследственность задает лишь тип реакций, но сами реакции развиваются в течение жизни. Трактовал личность как интегративное целое. Фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность. Впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Организованные В. М. Бехтеревым научно-клинические и научно-исследовательские институты позволили связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в период формирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов, а также созданных лабораторий индивидуальной и генетической рефлексологии, продолжалась и после смерти ученого под руководством его учеников (В. Н. Мясищев, Н. М. Щелованов и др.). Блонский Павел Петрович (1884-1941 г.г.) родился в мае 1884 г. в Киеве. В 1902 г. поступил на историко-филологический факультет Киевского универси-тета, который окончил в 1907 г., получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли». Научную деятельность начал на кафедре психологии и философии Киевского университета. Переехав в Москву, П. П. Блонский учился у Г. И. Челпанова и параллельно преподавал психологию и педагогику. В 1922 г. был приглашен Н. К. Крупской в Научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета для участия в составлении учебных программ для школы. С 1918 по 1930 г. вышло свыше ста его работ, в том числе первые советские учебники для средней и высшей школы. Один из ведущих теоретиков педологии (1924-1928 гг.). Основное внимание уделял изучению характеристик детских возрастов, диалектическому анализу процессов памяти, восприятия, мышления и воли в связи с деятельностью человека в условиях обучения. Пользовался среди студентов и коллег огромным уважением и популярностью, однако так и не создал собственную научную школу, способную развить его идеи. Скончался в феврале 1941 г., оставив после себя труды, заложившие основы современной научной психологии.
Бодалев Алексей Александрович родился в 1923 г. городе Сарапуле в семье служащего. С 1945 по 1950 гг. проходил профессиональное обучение в Ленинградском университете. В 1953 г. защищает кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. Руководитель кафедры общей психологии факультета психологии ЛГУ (1969 г.), декан факультета психологии (1972-1976 гг.). Организатор лаборатории социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (1976 г.) и первого в стране консультационного центра помощи семьям (1979 г.). Декан факультета психологии и заведующий кафедрой общей психологии МГУ (с1979 г.),профессор, действительный член АПН СССР, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (с 1976 г.). Специалист по проблемам общения (феноменология, закономерности и механизмы социального познания). Руководитель группы «Психология общения, развития и реабилитации личности» Психологического института РАО. Под руководством Алексея Александровича выполнены и успешно защищены 119 кандидатские и 24 докторские диссертации. Из более 500 опубликованных А. А. Бодалевым трудов 50 переведены и изданы в других странах (США, Франция, Германия, Канада, Япония, Мексика и др). Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002 г/г.) родился 4 апреля 1933 г. в Москве. Научно-технический, младший, старший научный сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (1956-1972 гг.). Старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по психологии мышления Института психологии АН СССР (1972-1989 гг.). Доктор психологических наук (1978). Профессор (1991 г.). Член-корреспондент АПН СССР (1990 г.). Один из учредителей, действительный член РАО (1992 г.). Действительный член РАЕН (1996 г.). Академик Академии гуманитарных наук (1995 г.). Член Экспертного совета ВАК (1990 г.). Директор Института психологии РАН (1989-2002). Главный редактор «Психологического журнала» РАН (1988-2002). Область научных интересов: онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, информатикой, физиологией и социологией), психология субъекта, личности и мышления, психология развития, педагогическая психология и история психологии, психология и математика; искусственный интеллект. Разработал новый вариант системного подхода - континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики, а также теорию мышления как деятельности и непрерывного процесса прогнозирования в сопоставлении с проблемой воображения и искусственного интеллекта, как прогнозирования человеком исходно неизвестного решения задачи. Раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов такого прогнозирования, взаимосвязь сознательного и бессознательного, логических и психологических уровней мышления. Автор научных исследований по немгновенному инсайту, теории умственного и нравственного воспитания и развития, проблемного обучения, принципа детерминизма применительно к социально-историческому развитию человека, а также теории внутриутробного возникновения психики человека. Трагически погиб 30 января 2002 г. в г. Москве. Вертгеймер Макс (1880-1943 гг.) – один из ведущих представителей гештальтпсихологии. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Переехав в Вюрцбург, работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого в 1904 г. защитил диссертацию. Отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, начал исследования, приведшие его к обоснованию новой психологической школы - гештальтпсихологии (от немецкого – структура, форма). Экспериментальные данные, полученные в ходе изучения зрительного восприятия и мышления, позволили обосновать основные принципы и постулаты гештальтпсихологии: явление фи-феномена, закон прегнантности (или закон хорошей формы), изоморфизм между физическими, физиологическими и психологическими системами, реорганизация, группировка и центрирование в ходе интеллектуальной работы, ведущей роли восприятия на ранних этапах онтогенеза и др. Коффка Курт (1886-1941 г.г.) – друг и коллега М. Вертгеймера. Стремился соединить генетичес-кую психологию с гештальтпсихологией. В своих работах показывал, что от того, как ребёнок воспринимает мир, зависит его поведение и понимание ситуации. Сам процесс психического развития, с его точки зрения, делится на два параллельных процесса - созревание и обучение. Подчеркивая их независимость, он доказывал, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Обобщающие результаты своего исследования восприятия у детей изложил в работе «Принципы гештальтпсихологии» (1935 г.), где дал глубокий анализ множества феноменов перцепции, описал свойства и процесс формирования восприятия, сформулировал теорию восприятия, не потерявшую значения и в настоящее время. Келер Вольфганг (1887-1967 гг.) – коллега М. Вертгеймера, ученик создателя теории квантов Макса Планка. Получил физико-математическое образование и был убежден в том, что психология должна строиться на безусловных и объективных основаниях. В исследованиях интеллекта шимпанзе открыл явление инсайта (озарения), которое стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления. На основе экспериментальных исследований доказывал положение о том, что психическое развитие связано с переходом от схватывания общей ситуации к её дифференциации и формированию нового, более адекватного ситуации гештальта. При определенных условиях обучение может способствовать развитию мышления, причем это связано не с организацией поисковой активности ребёнка по типу проб и ошибок, но с созданием условий, способствующих инсайту. Изучая изоморфизм, открыл новые законы восприятия – значения (предметности восприятия) и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции). Несмотря на то, что теория изоморфизма была самым слабым местом гештальтпсихологии, в целом работы М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера и др. гештальтпсихологов были направлены на введение необходимой объективности, которая превращала психологию в позитивную, объяснительную науку. Вундт Вильгельм (1832-1920 гг.) – немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. После окончания медицинского фа-культета Тюбингенского университета работал в Берлине у И. Мюллера. В 1856 г. защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге и занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Профессор философии в Лейпциге (1875 г.), создатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии, преобразованной впоследствии в институт (1879 г.). Задачи психологии как науки видел в понимании внутренней жизни человека и, исходя из этого знания, управлении ею. Отстаивая самостоятельность психологии, доказывал, что у неё имеются собственные законы, а её явления подчинены особой «психической причинности». Разработал экспериментальный метод исследования психики с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями. В лаборатории В. Вунда были впервые экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Автор труда «Основы физиологической психологии» (1880-1881 гг.), ставшего первым учебником по экспериментальной психологии, а также 10-томной «Психологии народов» (1900-1920 гг.), раскрывающей основные аспекты изучения психологических аспектов культуры – языка, мифов, нравов различных народов и т. п. Вклад В. Вундта в развитие психологической науки неоценим. Придание психологии статуса экспериментальной фактически дало ей право остаться среди ведущих научных дисциплин. Созданная ученым психологическая школа сыграла важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих её проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Выготский Лев Семенович (1896-1934 гг.) родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя его семья переехала в Гомель, в котором будущий ученый закончил школу. В 1913 г. Л. С. Выготский приехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения - в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей. После революции 1917 г. уехал в Гомель и работал учителем литературы в школе, а затем преподавателем философии и логики в Педагогическом техникуме. В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, в Ленинграде, выступил со своей первой научной работой: «Методика рефлексологического и психологического исследования», в которой указывал на несоответствие классического метода воспитания условного рефлекса задаче научно обусловленного объяснения поведения человека в целом. Блистательное преподнесение доклада привлекло к молодому специалисту внимание А.Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Последний пригласил Л. С. Выготского в Московский институт экспериментальной психологии, в котором он стал лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки: Выготский, Леонтьев, Лурия. Автор культуро-исторической теории развития высших психических функций. Один из создателей дефектологии как науки. Разрабатывал проблемы психологии искусства, психического развития ребёнка в процессе онтогенеза, мышления и речи и др. Обосновал мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью, о том, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. 11 июня 1934 г. после продолжительной болезни Л. С. Выготский скончался, оказав значительное влияние на отечественную и мировую психологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988 гг.) родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. После окончания лечебного факультета медицинского института в Харькове работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке, активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович и др.). В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию, в которой выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления и качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза. Доцент (1943 г.), доктор наук (1965 г.). Заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ (1971 г.), профессор-консультат кафедры возрастной психологии (1983 г.) Автор теории поэтапного формирования умственных действий. Утверждал мысль о том, что умственные действия - это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий. Внес существенный вклад в разработку вопросов теории внимания и учения о языковом сознании, проблемы инстинктов у человека, соотношения психики и мозга, обучения и умственного развития, формирования творческого мышления. Гиппенрейтер Юлия Борисовна (1930 г.) родилась 25 марта 1930 года в Москве. В 1953 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ. Ученица А. Н. Леонтьева, доктор психологических наук (1975 г.), профессор (с 1978 г.). В настоящее время - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, внимания, психофизиология движений), семейная терапия, нейролингвистическое программирование. Юлия Борисовна - блестящий популяризатор, умеющий просто и доступно рассказать о важных достижениях современной психологии. Автор более 80 научных публикаций: монография «О движении человеческого глаза» (1978), учебник «Введение в общую психологию» (1988). Выступала редактором-составителем учебного пособия «Практикум по общей психологии» (1972), серии хрестоматий по общей психологии. Среди родителей и педагогов наибольшую популярность завоевала книга Ю. Б. Гиппенрейтер - «Общаться с ребенком. Как?» (1994). Давыдов Василий Васильевич (1930-1998 гг.) родился 31 августа 1930 г. В 1948 г. окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет на отделение психологии философского факультета. В аспирантуре был ярым последователем теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Через некоторое время А. А. Смирнов пригласил его работать в Институт психологии, где В. В. Давыдов и проработал всю жизнь. Примерно в то же время сближается с Д. Б. Элькониным, и они начинают работать вместе в одной из московских школ. Научная деятельность ученого связана со школой, с изменением принципов современного образования. Отстаивал мысль о необходимости изменения принципа построения учебных предметов, так, чтобы их усвоение было одновременно и развитием способности к подлинному мышлению. Совместно с Д. Б. Элькониным разработал педагогическую программу, основу которой составили три тесно связанных понятия - учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия. Особое место занимала проблема правильного соотношения эмпирического и теоретического мышления, используемого в процессе обучения. Впоследствии эта программа получила название теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Данная теория успешно применяется во многих школах России, неопровержимо доказывая ее состоятельность и действенность. Джемс Уильям (1842-1910 гг.) - американский психолог, философ и теоретик психологии. Получил медицинское образование, окончив Гарвардский университет (доктор медицины, 1869 г.; профессор, 1885 г.). Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание. Соотносил сознание не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой понимал «все, что человек считает своим». Личность отождествлял с понятием «Я», рассматриваемым в качестве особой тотальности, имеющей несколько форм: материальную, социальную, духовную. Стремясь трактовать психику в единстве ее внешних и внутренних проявлений, предложил (одновременно с датским анатомом К. Г. Ланге) теорию эмоций, согласно которой испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Большое внимание уделял детальному анализу навыков, идеомоторных актов, а также аномальных психических явлений. Добрынин Николай Федорович (1890-1981 гг.) родился 18 мая 1890 г. в Бобруйске, Белоруссия. После окончания в 1908 г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета, затем перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1915 г. по специальности психология. В 1922 г. поступил в аспирантуру при Научно-исследовательском институте психологии. В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию. Доцент педагогического факультета Второго МГУ (1922-1930 гг.), научный сотрудник Института психологии (1925-1935 гг.). Профессор психологии Московского государственного индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта (1935-1941 гг.). Заведующий (1941-1966 гг.), профессор (1966-1969 гг.) и профессор-консультант кафедры психологии МГПИ им. В. И. Ленина. Член редколлегии журнала «Вопросы психологии». Исследовал психологическую природу внимания, его виды, физиологические основы, свойства и характеристики. Выдвинул принцип значимости, согласно которому познавательные процессы оказываются тесно связанными с мотивацией, с активностью личности. Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1985 гг.) родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В 1921 г. вместе с мужем переехала в Берлин и поступила в Берлинский университет на филологический факультет. После случайного посещения лекции профессора М. Вертгеймера Б. В. Зейгарник пришла к решению посвятить свою жизнь изучению психологии. В 1925 г., после проведения ряда экспериментов, открыла удивительную закономерность памяти, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник» (незавершенные действия сохраняются в памяти намного лучше действий завершенных). В 1927 г. окончила Берлинский университет, а в 1931 г. возвратилась в Россию, где активно занималась наукой, стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В послевоенный период возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии. Стояла у истоков создания особой ветви психологии - экспериментальной патопсихологии. За цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации людей, страдающих психическими заболеваниями, профессору Б.В. Зейнгарник присуждена Ломоносовская премия 1-й степени (1978 г.). Автор учебника «Патопсихология» (1986 г.) – первого издания в отечественной психологии, содержащего в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания. Зинченко Владимир Петрович (1903-1969 гг.) родился 10 августа 1931, в Харькове. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко). В 1953 г. окончил отделение психологии МГУ. В 1957 г. защищает кандидатскую, а в 1967 г. – докторскую диссертацию по психологии. С 1968 г. - профессор, а с 1971 г. - академик Российской Академии Образования. Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии». Область научных исследований: теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика. Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Автор функциональной модели структуры предметного действия человека, а также учения о сознании как функциональном органе индивида. Автор около 400 научных публикаций, многие из которых изданы на английском, немецком, испанском, японском и др. языках.
Келли Джордж Александр (1905-1962 гг.) родился 18 апреля 1905 г. в США. В юности учился достаточно заурядно и, только обучаясь в университете, заинтересовался психологией. Первые статьи вышли в 30-е гг. и были посвящены практической психологии, проблемам общения. В конце 1930-х гг. Дж. Келли заинтересовался проблемами психологии личности. Предпринял попытку объединить научные и гуманистические подходы к изучению личности человека через преодоление несоответствия теоретических концепций личности, создаваемых в разное время, и практических проблем каждого отдельного человека. Разработал особый метод исследования личности, получивший название метод репертуарных решеток, на основании которого предложил новую концепцию личности - теорию личностных конструктов. Ключевым понятием, составляющим ядро личности, выступило понятие личностный конструкт - обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Противопоставил свою теорию личности другим концепциям, которые понимают человека как пассивно подчиняющегося воздействию внешних сил, зависящего целиком и полностью от случая и подвластного внутренним, подсознательным иррациональным влечениям. Взамен объектного подхода предложил субъектный, рассматривая человека как ученого, исследователя, который строит свой образ мира. Климов Евгений Александрович (1930 г.) родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета. В 1953-1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Преподаватель логики и психологии в средней школе № 1 Казанской железной дороги (1953-1956 гг.). Научный руководитель Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ (1959-1964 гг.). Доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (1970 г.), заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ (с 1992 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1986-2000 г.), заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (1983-2003). Действительный член Российской академии образования (1985 г.), академик Международной академии психологических наук (1993 г.), академик Международной академии акмеологических наук (1993 г.), академик Международной академии информатизации (1994 г.).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |