КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Вопросы для самопроверки 1. Что такое производственные отношения и какова их структура? 2. Означает ли единство процессов производства, распределения, обмена и потребления, что перемена хотя бы в одном из них приводит к изменениям в остальных? 3. Что вы понимаете под ограниченными ресурсами, рациональным, и эффективным их использованием? 4. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории? 5. В какой связи с экономической теорией находятся общественные науки (философия, история, право, этика), а также прикладные экономические науки (финансы, статистика, демография)? 6. Что выражают собой экономические категории и экономические законы? 7. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика? 8. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов? 9. Что является критерием истины в процессе познания процессов и явлений экономической жизни? 10. Фундаментальное противоречие в экономике? 11. Дайте понятие предмета экономической теории? 12. Различия и единство микроэкономики и макроэкономики?
2.1. Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие 2.2. Кривая производственных возможностей и экономический выбор 2.3. Экономические системы и их классификация 2.4. Задачи и упражнения 2.5. Вопросы для самопроверки Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ. Степень удовлетворения потребностей людей зависят от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной деятельности. В первой создаются материальные ценности – товары, во второй – духовные ценности и услуги. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны и неутомимы, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т.к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов, населения и наконец государства в целом, при этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей. Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др. Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск, и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести. В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль. В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство. Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности. Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство. В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко всё более высоким. Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей: • физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); • в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты); • в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви); • в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения); • в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека). Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды (рис. 2).
Потребность в саморазвитии Потребность в уважении Потребность в социальных контактах
Потребность в безопасности
Физиологические нужды
Рисунок. 2. Пирамида потребностей современного человека по А. Маслоу Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры. Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные - по существу безграничны. Экономические ресурсы (факторы производства) – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя землю, труд и капитал. Это основные факторы производства. Земля – (сельхоз угодия, пашня, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.), этот ресурс дан природой и уже поэтому ограничен. Он ограничен и территориально, произвести или накопить землю невозможно. Капитал – под капиталом понимаются средства производства: сырье, материалы, машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Они все являются продуктом труда и уже в силу этого носят ограниченный характер. Ограничены ресурсы из которых они производятся. Капитал имеет свойство стареть, изнашиваться. Капитал ресурс экономический. Труд – в процессе труда человек реализует всю совокупность своих физических и духовных способностей. Физически человек ограничен. Знания, умения, навыки, квалификация относительно также ограничены. Таким образом, ресурсы – это природные блага, источники сырья, станки и оборудование, трудоспособные работники – одним словом, все слагаемые производственного процесса, используя которые человечество создает, делает, производит товары и услуги. Более употребителен термин – факторы производства. При организации бизнеса они комбинируются в целях минимизации затрат и получения наибольшего эффекта и называются предпринимательством. Каждый фактор производства имеет свою цену. Исходя из выше сказанного общество не в состоянии создать полное изобилие, то есть, удовлетворить все потребности, всех людей. Таким образом, общество сталкивается с фундаментальной проблемой: противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Важным следствием редкости ресурсов является проблема выбора: 1. Что производить и в каких количествах; 2. Как производить (то есть с помощью какой комбинации ресурсов и какими технологиями); 3. Для кого производить (то есть, кто эти блага будет потреблять, извлекать из них пользу).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |