КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и упражнения. Экономические системы и их классификация
Экономические системы и их классификация Любая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг. Экономическая система многофакторна. Среди факторов влияющих на ее развитие, определяющими являются: 1) существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений; 2) структура собственности; 3) механизм обеспечения информацией и координацией; 4) механизм постановки целей и побуждения людей к труду. Как было уже отмечено каждое общество стоит перед альтернативами при решении следующих вопросов: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить? Различные экономические системы по-разному решают эти проблемы. Способ решения является критерием для выделения четырех моделей экономических систем: - традиционной; - административно-командной (централизованно управляемой); - рыночной; - смешанной. Традиционная – основана на общинной форме собственности. Что производить, как и для кого, определяется обычаями и традициями, которые определяются и передаются из поколения в поколение. Для этой модели характерен очень медленный экономический прогресс, простое и часто суженное воспроизводство. Отдельный индивид жестко подчинен общине и это касается не только производственных проблем, но и семейных, личных. Распределение созданного продукта связано с существующим половозрастным разделением труда. Племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев. Административно-командная – основана на общественной форме собственности. Что, как и для кого производить решается государством с использованием жесткого с верху донизу централизованного планирования. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне. Политическая организация общества тяготеет к деспотии, диктатуре и олигархии. Рыночная – основана на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Что, как и для кого производить решаются с помощью рыночных механизмов (цены, спроса, предложения и конкуренции). Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту. Смешанная – Основана на многоукладной форме собственности. Решение экономических проблем (что, как и для кого производить) осуществляется с помощью рыночных механизмов и дополняются государственным регулированием основных направлений экономики. В современном мире также выделяют следующие модели рыночной экономики. Таблица 4. Модели рыночной экономики
Задача № 1 Представлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В: А 0 1 2 3 В 5 4 2 0 а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите вмененные издержки второй единицы продукта А; в) чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А? Задача № 2 Ниже представлены альтернативные варианты производства продуктов С и D: С 0 1 2 3 4 D 20 19 16 10 0 а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите вмененные издержки третьей единицы продукта С; в) чему равны совокупные вмененные издержки трех единиц продукта С? Задача № 3 В таблице приведены данные характеризующие кривые производственных возможностей страны А и страны В:
а) Изобразите кривые производственных возможностей страны А и страны В; б) Если у общих стран равные ресурсы, то можно ли утверждать, что у страны В технологический уровень производства выше, чем у страны А? в) У какой страны вмененные издержки производства ниже одной единицы инвестиционных товаров? г) Какой объем производства тех или других товаров можно считать оптимальным у страны А или страны В?
Задача № 4 На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 100 кокосов, либо 50 черепаховых яиц. а) начертите КПВ экономики этого острова. б) предположим, на остров завезена техника с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собрать 140 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась КПВ экономики острова. в) объясните, почему линия КПВ характеризуется прямой линией? Задача № 5 В таблице приведены данные об изменении структуры производства автомобилей и тракторов в стране А.
1. Перенесите данные таблицы на график. 2. Какую форму имеет КПВ и почему? 3. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на КПВ. Или все альтернативные точки производства комбайнов и автомобилей находились на КПВ. 4. Рассчитайте альтернативные издержки производства одной тысячи дополнительных автомобилей. 5. Как меняются эти альтернативные издержки. 6. Рассчитайте альтернативные издержки производства одной тысячи дополнительных автомобилей. Задача № 6 Рассчитайте возможности производства масла и станков при полной занятости ресурсов в стране А (условные данные).
1. Перенесите данные таблицы на график. 2. Найдите альтернативны точки производства масла и станков. 3. Проведите КПВ 4. Сформулируйте закон возрастающих вмененных издержек 5. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тонны масла. 6. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тысячи станков. Задача № 7 Студент платит 50 тыс. рублей за первый год обучения. Бросив обучение, он мог бы заработать 40 тыс. рублей в год. Одновременно работать, и учится, не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание не только первый год обучения? Задача № 8 На рисунке представлен график КПВ по выпуску инвестиционных благ и потребительских благ.
Инвестиционные блага
0 Потребительские блага Дайте экономическое объяснение конфигурации кривой производственных возможностей. Задача № 9 На рисунке представлен график производственных возможностей по выпуску средств производства и предметов потребления в некой стране.
Средства А производства •D
С В 0 Предметы потребления
1. Какой экономический смысл имеют точки: А, В, С, D. 2. Каков экономический смысл перемещения от точек А к В; В к А; С к А и В; от АВ к D. Задача № 10 На своем дачном садовом участке Вы выращиваете клубник, обрабатывая участок 0,4 га в одиночку, Вы сбираете урожай – 40 кг. ягод. Если Вы привлечете к этому занятию жену, то урожай будет выше -78 кг. Работая вместе с женой и еще своим сыном, Вы получите 113 кг. А если кроме жены и ребенка на садовом участке вместе с Вами будет трудится и теща, Вы соберете урожай 138 кг. а) составьте таблицу, отразив в ней количество единиц труда, динамику общего урожая и предельного продукта. б) какой предельный (дополнительный) продукт Вы будете получать, используя каждый раз одну дополнительную единицу труда (своих родственников)? в) начертите график, показывающий динамику предельного продукта? г) сформулируйте понятие закона убывающей доходности Задача № 11 Могут ли быть такими альтернативными возможности (КПВ) некоторого государства?
Задача № 12 Имеются следующие данные об урожае пшеницы и картофеля на одном и том же однородном поле при обработке его одним, двумя, тремя, четырьмя работниками при условии что поле используется либо под пшеницу либо под картофель:
а) Постройте КПВ поля при каждом уровне располагаемых ресурсов б) При какой численности работников альтернативная стоимость пшеницы максимальна, а при какой минимальна? Что можно сказать при этом об альтернативной стоимости картофеля?
Задача № 13 Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15, 3) В(8, 13) С(13, 6) D(5, 16) Е(14, 4) F(7, 14)? Задача № 14 Рисунок изображает кривую производственных возможностей; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
Кинокамера 80 70 60 40 30 0 60 100 200 300 400 Научные часы
Вопросы: 1. Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите: а) эффективный; б) неэффективный; в) невозможный варианты производства; 2. Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос, на 20 ед. Насколько ед. необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот спрос? Насколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести еще 20 кинокамер? Задача № 15 Проанализируйте данные таблицы. Постройте кривую производственных возможностей. Объясните, что показывают точки кривой, и характер самой кривой.
Задача № 16 На рисунке изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке С. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку Н? Каковы возможные пути возвращения в точку С? Что показывает точка М?
Компьютеры
•М • С
•Н
Обувь Задача № 17 Кривая производственных возможностей сдвигается из положения К в положение N. С чем это может быть связано? Рассмотрите все возможные факторы смещения КПВ.
Товар Х • N •К
Товар У Задача № 18 Известно, что точки А, В, С принадлежат некоторой кривой производственных возможностей.
Директивно задан план производства средств производства на уровне 5 млрд. долл. Какими могут быть минимальный и максимальный уровни выпуска предметов потребления при наилучшем использовании ресурсов?
Задача № 19 Построить кривую производственных возможностей по следующим данным, представляющим возможности некоторой фирмы при полном и наилучшем использовании ресурсов.
Задача № 20 Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |