Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы конкурентной борьбы. Классификация рынков. Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции




Классификация рынков. Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции

Преимущества и недостатки рыночной экономики

Современного

Рыночная инфраструктура

Сущность и функции рынка. Инфраструктура рынка

 
 

 

 


Рисунок 6. Функции рынка

 

 


элементы

инфраструктуры

рынка

       
   

 

 


Рисунок 7. Рыночная инфраструктура

 

 

 


Рисунок 8. Преимущества и недостатки рыночной экономики

 

 

                 
 
   
   
 
   
 
   
 
 
     
По отраслям: - автомобильный; - нефтяной; - зерна и т.д..  
 
 
   
По видам участников рыночных отношений: - оптовой торговли; - розничной торговли; - государственных закупок.  
   
 
 
     
По степени участия государства: - стихийный; - регулируемый.  
 
   
С учетом соблюдения законности: - легальный; - теневой (нелегальный).  
   
 

 


Рисунок 9. Классификация рынков

Конкуренция (от лат. «конкуриро» - сталкиваюсь) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;

- установление равновесной рыночной цены.

 

Таблица 5. Типы конкурентного поведения

 

Добросовестная конкуренция Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: - продажа по цене ниже себестоимости; - установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; - нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; - коммерческий шпионаж и т.п.

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;

 

 

- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.

Неценовая конкуренция:

- повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

- использование массовой рекламы и т.п.

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:

- совершенной конкуренции и

- несовершенной конкуренции.

Для рыночной структуры совершенной конкуренции характерно:

- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;

- незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель);

- продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;

- одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется«совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержкипроизводства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию.

В современных условиях совершенная конкуренция - скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п.

В конце XIX - начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.