КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дипломатическая служба государства
Современная дипломатия – средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием дипломатия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Дипломатическая профессия, как таковая, очень стара. Свидетельства о договорах о мире, союзах встречаются среди древнейших исторических памятников и надписей. Однако в течение длительного времени сношения между племенами, а позднее и между феодальными группами, принимавшими все более национальный характер, были лишь эпизодическими. Современная дипломатическая служба государств сформировалась в процессе длительного развития. Было время, когда государства не имели столь организованного, как сегодня, дипломатического аппарата и вся дипломатическая деятельность осуществлялась верховной властью. В Древней Греции мы находим сведения о развитой системе внешних сношений и богатом арсенале форм и методов дипломатии. Как отмечает Г.Никольсон, греки уже в V в. до н.э. располагали развитым аппаратом международных связей, устойчивой процедурой таких процессов, как объявление войны, заключение мира, ратификация договоров, арбитраж, нейтралитет, консульская деятельность. Они выработали правила, определяющие выдачу преступников, порядок мореходства. Все это способствовало появлению категории лиц, которые были уполномочены осуществлять внешние сношения: вестников (ангелос) и старейшин (пресбейс). Указанные лица снабжались ответствующими грамотами (дипломами), где определялась цель посольства и давались специальные инструкции. Следует заметить, что институт старейшин возник позже и носил светский характер, в то время как вестники — это институт особых жрецов, которые вначале занимались всеми вопросами внешних сношений, а позже сопровождали светское посольство, скрепляли клятвой договоры и занимались вопросами выдачи преступников.
В Древнем Риме также существовали специальные органы внешних сношений – особая жреческая комиссия – фициалы, которая могла объявлять войну, заключать мир, подписывать договоры. Большим своеобразием в Древнем Риме отличалась посольствая практика. В классический период его истории право направления посольств принадлежало Сенату, ведавшему вопросами внешней политики. Кандидатуры для этой роли отбирались консулом, который являлся в республиканский период высшим выборным должностным лицом, или претором, также высшим должностным лицом, осуществлявшим правовые, в том числе и судебные, функции. Консул и претор могли председательствовать в Сенате. Если на выполнение миссии посла претендовали несколько человек (в состав посольства обычно назначались три человека во главе со старшиной), то отбор происходил путем жеребьевки между президентами. Послы именовались легатами, ораторами и вестниками. Удостоверением посольской миссии, своеобразной верительной грамотой служил особый золотой перстень, наличие которого давало право на льготы и привилегии. Позднее, в императорском Риме, послы стали назначаться императором. Вопросами внешних сношений при нем ведал уже специальный аппарат – прообраз будущего ведомства иностранных дел.
Однако в те времена посольства носили временный, целевой характер. Обмен постоянными посольствами еще не практиковался. Важное значение организации дипломатической службы придавалось в Византии – Восточной Римской империи, – которая образовалась в IV в. при распаде некогда могущественной Римской империи на территории Балканского полуострова, Малой Азии и Юго-Восточного Средиземноморья. В Константинополе было образовано ведомство, занимавшееся вопросами внешних сношений. Его аппарат включал в себя помимо чиновников многочисленный штат переводчиков. Был тщательно разработан порядок приема иностранных послов. С момента прибытия их окружали вниманием, оказывали почести. Еще на границе к послам иностранных держав обычно приставлялась свита, в задачи которой входило не только охранять послов, но и препятствовать их широкому общению с местным населением. Официальный прием отличался большой пышностыо и торжественностью (не случайно выражение "византийская пышность" приобрело нарицательный характер), что преследовало определенную цель – ошеломить, удивить послов роскошью, богатством, могуществом империи. Перед послами разыгрывались настоящие спектакли со сменой декораций и действующих лиц. Все это должно было создать в соседних государствах представление о несокрушимости Византии и пробудить в них желание искать с ней союза, а не войны. Однако если говорить о дипломатической службе в современном понимании, то до XVII – начала XVIII в. ее фактически не существовало. Все вопросы внешних сношений находились в ведении князей, королей, императоров, которые время от времени посылали своих послов в иностранные государства для ведения переговоров. Хотя следует отметить, что в Италии, которая, по мнению многих историков, является родиной современной дипломатии, первые rпостоянные дипломатические представительства при иностранных дворах появились еще в XV в. Срок да полномочий ограничивался двумя-тремя годами. Но в обычную практику большинства государств направление за рубеж постоянных дипломатических представительств входит лишь в XVII в. Одновременна с середины – конца XVII в. за рубежом начали создаваться консульства, во главе которых стояли местные купцы и тортбеды. Появились и должностные лица, которые наряду с руководством консульской службой занимались такими функциями государственного управления, как финансы, внутренняя торговля, налоги и т.д.
Параллельно в европейских государствах формировались структуры, ведающие вопросами внешних сношений: сначала такие должности появились в личной канцелярии короля, феодала, а затем были созданы специальные органы. Например, в Англии еще в период раннего средневековья иностранной корреспонденцией ведал специально назначенный клерк. В середине XVIII в. была введена должность секретаря, позднее – королевского секретаря, который являлся уже членом Тайного совета. В это же время в связи с необходимостью проведения колониальной политики был создан соответствующий департамент, возглавляемый еще одним государственным секретарем. И только в 1782 г. было образовано Министерство иностранных дел (Foreign Office), сохранившее свое название до наших дней (полное официальное наименование, принятое в 1968 г., – Министерство иностранных дел и по делам содружества). В этот период в большинстве государств существовало строгое разграничение дипломатической и консульской служб, Каждая из которых в свою очередь подразделялась на заграничную службу и службу в центральном аппарате. Дипломатическая служба, на которой состояли представители дворянства, занималась преимущественно политическими вопросами отношений между монархами, государствами. Консульская служба, на которой состояли прежде всего купцы и торговцы, занималась вопросами торговли. Дипломатическая служба была представлена ведомством иностранных дел, а консульски – комерц-коллегией, ведомством торговли и финансов, Таким образом, мы можем говорить о том, что в XIX в. в практике государств в основном сформировались дипломатическая и консульская службы, появились разработанные в больрей или меньшей степени законы и инструкции, касающиеся различных аспектов их деятельности.
В конце XIX – начале XX в. наблюдается начало процесса (слияния дипломатической и консульской служб. В ряде стран, особенно в 20-х гг. XX в., это привело к созданию единой внешнеполитической службы, хотя функциональные отличия дипломатической и консульской служб сохраняются. В условиях глобализации и появления большого количества неправительственных акторов, дипломатия не исчезает как социально-исторический институт, а, напротив, приобретает новое значение в качестве наиболее эффективного из изобретенных человечеством инструментов налаживания глобального диалога. Возникают новые задачи белорусской дипломатии в условиях, когда нетерпимость выступает предпосылкой реванша фашизма. Затрагивались проблемах подготовки кадров для дипломатии ХХI века. Новые требования к дипломатии ставят вопрос о необходимости выхода за рамки традиционных дипломатических контактов и установления широких связей с гражданским обществом. Отмечалась целесообразность для отечественной дипломатической службы более активно дискутировать насущные проблемы дипломатии с целью ее дальнейшего совершенствования и превращения ее в подлинный инструмент толерантного диалога различных культур Толерантность всегда являлась реальным условием выживания человечества. Состоянием нравов и морального духа в работах мыслителей самых разных направлений объяснялось как величие какого-либо народа, так и его деградация и исчезновение. В соответствии с этими воззрениями мораль и нравственность являются феноменами, цементирующими целостность общества; проявления же, выходящие за рамки того, что для данного народа, времени и ситуации принято считать нравственным и моральным, разрушают общество. Черты современной дипломатии: 1. Возникновение большого количества новых государств—расширение количества диппредставителей для распространения влияния, они очень многочисленны, чтобы обеспечить поддержку строя–возрастают штаты–возрастают издержки–у ГосДепа возникают проблемы с парламентом из-за отказа в выделении средств. 2. Возрастает роль международных организаций и др. Акторов–сложно вести переговоры старинными способами. 3. Конкуренция внутри ведомств (Министерства Торговли направляют свои миссии, для них выторговываются привилегии и иммунитеты). 4. Установление курса на многостороннюю дипломатию –подготовка новых кадров, новых специалистов, выработка нового подхода. 5. Увеличивается роль переговоров. 6. Организуются саммиты на высшем уровне, на которых многие проблемы решаются главами государств в обход МИД. Президенты ведут себя крайне самолично – внутренние проблемы – авторитет диппредставительств падает. 7. Чтобы сэкономить делают одно представительство на несколько стран. 8. Стирается грань между внутренними и внешними границами, проблемами – государства вмешиваются во во внутреннюю политику друг друга. 8. Растет роль информационных технологий – контакт облегчён, нет необходимости в повышенной бюрократизации. 9. Раньше важна была политика безопасности и разведка, сейчас экономическая дипломатия и разведка.
1.3. Из истории белорусской дипломатической службы
Первые на территории Беларуси государственные образования – Полоцкое, Смоленское, Турово-Пинское княжества – поддерживали широкие, в том числе и дипломатические, связи В конце XII – начале XIII в. активную роль в регионе стали Великое княжество Литовское (ВКЛ) с начала своего обра- Непосредственное руководство дипломатической службой Посольский персонал в ВКЛ формировался в основном из Одним из наиболее известных дипломатов Великого княжества Литовского был Лев Сапега (1557–1633). На протяжении своей жизни он занимал высокие и самые высокие должности в ВКЛ. Так, в 1581 г. после окончания университета был королевским писарем при дворе Стефана Батория, в 1585 г. – литовским канцлером, в 1632 г. стал виленским воеводой, с 1625 г. – великим литовским гетманом. При его непосредственном участии был разработан Статут 1588 г. Люблинская уния 1569 г. привела к появлению Речи Посполитой (РП) – федеративного государства поляков и литвинов (белорусов). Уния усилила позиции Польши и ВКЛ на международной арене, помогла противостоять натиску со стороны Московского государства, Швеции, Османской империи и Крымского ханства. Активное участие в международной политике требовало развития дипломатии. Формально ее возглавлял монарх, являвшийся одновременно королем польским и великим князем литовским. Однако его полномочия в сфере внешней политики были ограничены сеймом, без санкции которого монарх не имел права выводить войска за пределы государства, принимать иностранные посольства и направлять собственные посольства за границу, объявлять войну и заключать мир. Все это повышало значимость в решении вопросов международного уровня других представителей правящей элиты Речи Посполитой (примаса – главы римско-католической церкви в РП, великого гетмана – командующего войсками во время войн и др.). Стремясь преодолеть контроль сейма, монархи РП отдавали предпочтение тайной дипломатии, стремясь ставить депутатов перед свершившимся фактом (так было во время подготовки интервенции Речи Посполитой в Московское государство, 1609–1618; Северной войны, 1700–1721). Непосредственное руководство дипломатической деятельностью осуществлял глава королевской канцелярии – канцлер. Он занимался формированием посольств и направлением их за рубеж, руководил составлением дипломатических документов и подписывал их, принимал донесения послов. Посольства, направляемыеот имени Речи Посполитой за границу, могли представлять не только государство, но и монарха. Посольство, направляемое от имени РП и монарха, считалось более высоким по рангу. Предпочтение отдавалось направлению временных посольств, поскольку шляхта опасалась, что создание сети постоянных представительств повлечет за собой дополнительные расходы. Первые представительства Речи Посполитой за границей (2-я четверть XVII в.) формировались как посольства короля. К середине XVII в. такие представительства существовали в Риме, Неаполе, Мадриде, Лондоне, Гааге, Копенгагене, Вене. Послами и членами посольств могли быть только представители шляхетского сословия. Лишь в исключительных случаях к осуществлению дипломатическоймиссии допускались представители иных сословий (мещане) и иностранцы. В конце XVII – начале XVIII в. политические реалии Речи Посполитой породили явление "шляхетской дипломатии", когда представители феодальной знати стали формировать собственные посольства по образцу королевских. Существенные изменения в сфере организации дипломатической деятельностив государстве произошли в годы реформ (1760–1790). В 1788 г. сейм принял решение о создании постоянных Представительств РП за границей (в Берлине, Вене, Дрездене, Копенгагене, Лондоне, Париже, Петербурге, Стамбуле) с выделением на их деятельность определенных средств из государственного бюджета. Контроль за работой посольств осуществляла Депутация поиностранным делам, которая формировалась сеймом. Руководителипосольств назначались королем с согласий сейма. Деятельностьпостоянных представительств была прекращена после разделов Речи Посполитой (соответствующее распоряжение король Станислав Август издал в феврале 1795 г.). Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) и вхождение Беларуси в состав России изменили геополитическое положение белорусских земель и лишили их самостоятельной внешнеполитической деятельности. После признания независимости БССР(31.01.1919 г.) республика формально стала суверенным участником международного диалога. Однако в реальности в начальном периоде существования республики дипломатия ничем не проявила себя. В основу международной деятельности БССР были положены не национальные, а классово-интернациональные интересы. Решения I Всебелорусского съезда Советов (2–3.02.1919 г., Минск) ориентировали дипломатию на создание всемирной федерации советских республик. Приоритет отдавался укреплению связей о Советской Россией. В структуре Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси, сформированного 01.01.1919 г., предусматривался комиссариат иностранных дел. Первым наркомом БССР стал В.С. Фальский. В составе правительства Литовско-Белорусской ССР, сформированного в феврале 1919 г., наркомат по иностранным делам отсутствовал. В мае-июне 1919 г. по указанию ЦК РКП(б) был создан Военно-политический союз советских республик, фактически предусматривавший отказ от национально-территориального принципа в военном строительстве и хозяйственной жизни республик. В шоле 1919 г. Литовско-Белорусская ССР была ликвидирована фактически, а в июле 1920 г. после заключения мирного договора между РСФСР и Литвой (12.07.1920 г.) – юридически. Принятая 81.07.1920 г Декларация о независимости БССР (вторичное провозглашение независимости) стала первым юридическим актом, в котором были ссылки на национальные интересы Беларуси (например, указание на необходимость добиваться объединения республики в ее этнических границах). В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик был ликвидирован Наркомат иностранных дел БССР (1923). Первоначально республики, заключавшие Договор об образовании СССР, имели право назначать своих специальных секретарей и советников в посольства СССР в странах, представлявших для них интерес (к примеру, представитель БССР был советником посольства в Польше). В связи с учреждением ООН руководство Советского Союза посчитало нужным пойти на формальное расширение полномочий республик в сфере внешней политики, рассчитывая таким образом получить дополнительные голоса на международной арене. В результате 01.02.1944 г. Верховный Совет СССР принял закон, предоставивший республикам право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами. В марте 1944 г. сессия Верховного Совета БССР приняла закон об образовании Наркомата иностранных дел (с 1946 г. – Министерство иностранных дел). В 1945 г. Белоруссия вошла в число соучредителей ООН, подписав Устав ООН, в 1946 г. участвовала в работе Парижской мирной конференции, в 1947 г. подписала мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией, в 1947–1948 гг. стала членом специализированных учреждений ООН. Дипломатия республики строго следовала в фарватере внешней политики СССР, обеспечивая Союзу дополнительный голос на международной арене. Со второй половины 1950-х гг. активно развивались контакты между БССР и странами "народной демократии". В Минске были открыты консульства ГДР (1972), ПНР (1972), Болгарии (1980). В 1985 г. шесть областей республики поддерживали контакты с десятью воеводствами Польши, двумя округами ГДР, одним округом Болгарии и одним округом Чехословакии. Стало расширяться взаимодействие (преимущественно в сфере экономики, науки и культуры) с развитыми государствами Запада, странами Азии, Африки, Латинской Америки. С 1954 г. Белоруссия стала членом Международной организации труда и ЮНЕСКО, в 1958 г. было создано постоянное представительство БССР при ООН. В конце 1950-х гг. Белорусская ССР была участницей 54 международных договоров, конвенций и соглашений, в середине 1980-х гг. – более 160. Вместе с тем участие республики в международном диалоге по сути оставалось формальностью, поскольку основы внешней политики вырабатывались союзными органами. Данное положение было закреплено законодательно: в Конституции БССР 1978 г. было указано, что республика в сфере внешних сношений руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики СССР. Белорусская советская дипломатия не пользовалась такими понятиями, как "национальные интересы", "национальная безопасность", "внешняя политика БССР". Крайне редко в сношениях с зарубежными государствами и организациями использовался белорусский язык. Республика не имела своих дипломатических представительств в зарубежных государствах. Лишь в конце 1980-х гг. дипломатия БССР стала проявлять признаки самостоятельности. Правительство официально обратилось в ООН за помощью в деле ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и с учетом аварии на ЧАЭС Принятие Верховным Советом Беларуси 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР и придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона положили начало новейшему этапу в истории внешнепо- В правительственной резиденции Вискули (Беловежская пуща) 8 декабря 1991 г. руководители Беларуси, России и Укаины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позднее, 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к Содружеству присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Процесс признания Беларуси в мире как суверенного государства начался 16 декабря 1991 г. По данным на 01.01.2013 г. Республикой Беларусь подписано более 2000 двусторонних межгосударственных договоров и соглашений, она является участником 3600 международных договоров. Установлены дипломатические отношения со 172 странами. Беларусь имеет дипломатические и консульские учреждения в 50 странах, 13 отделений посольств, 9 Генконсульств, в самой республике находится 42 иностранных посольства, 3 отделения, 1 нунциатура. Общая модель внешней политики Республики Беларусь – многовекторность: проведение национальных интересов по всем направлениям международной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |