КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развивающиеся страны пользуются соответствующими структурами ООН и Фонда Карнеги, у некоторых из них есть центры подготовки дипломатов (например в Камеруне)В Беларуси – факультет международных отношений Белорусского государственного университета и факультет международных экономических отношений Белорусского государственного экономического университета.
Контрольные вопросы
1. Как можно определить дипломатическую службу? 2. Дипломатия – наука и искусство – как это надо понимать? 3. Охарактеризуйте основные функции дипломатической службы. 4. Сформулируйте сущность модели внешней политики Республики Беларусь. 5. Назовите требования к профессии дипломата.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. ВЕДОМСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
2.1. Понятие и виды государственных органов внешних сношений
Дипломатическая деятельность осуществляется через систему государственных органов внешних сношений. В каждом государстве эта система определяется спецификой политического, социально-экономического развития, определенными историческими и национальными особенностями. Однако при всех имеющихся различиях в большинстве государств существуют две группы органов внешних сношений: центральные (внутригосударственные) и зарубежные. Центральные (внутригосударственные) органы внешних сношений по характеру функций и правовому основанию под- – конституционные, или органы общего политического руководства, полномочия которых установлены и определены – конвенционные, или органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) межгосударственных связей. Полномочия этих органов в области внешних сношений основываются на заключенных государством с другими государствами специальных международных соглашениях, конвенциях или регламентируются установившимися в международном общении обычаями и традициями. К центральным конституционным политическим органам и должностным лицам внешних сношений относятся: парламент; глава государства; правительство; министр иностранных дел и Министерство иностранных дел. Парламент. В соответствии с конституциями государств, имеющих республиканскую форму правления, высшим государственным органом в области внешней политики и внешних сношений является парламент, в ведении которого находятся вопросы войны и мира, ратификации международных договоров и соглашений, утверждения послов, направляемых в иностранные государства (например, в США эти функции возложены на Сенат) и т.д. Хотя следует отметить, что на практике во многих странах вся власть в осуществлении внешней политики постепенно узурпируется президентом и правительством. При монархической форме правления высшим государственным органом в области внешних сношений формально является монарх – король, император. В государствах с конституционной монархией его власть формально ограничивается парламентом, а внешне-политический курс страны фактически формируется правительством. Например, парламент Великобритании обладает конституционными полномочиями лишь контролировать внешнеполитическую деятельность правительства. Но фактически этот контроль сводится к дебатам по проблемам внешней политики, а также принятию соответствующих рекомендаций. Если в результате дебатов может быть поставлен вопрос о доверии правительству, которое фактически определяет задачу английской дипломатии, то это ничем ему не угрожает, поскольку правительство опирается на правящую партию, располагающую большинством мест в парламенте. Таким образом, роль парламента Великобритании сводится к фиксации внешнеполитических акций правительства. Глава государства (президент или монарх). В компетенцию главы государства входят непосредственное осуществление внешних сношений и повседневное представительство государства в международных делах. В монархиях главой государства является наследственный монарх, например, в Великобритании – королева, в Японии — император. В республиках глава государства – президент. Полномочия главы государства в области внешней политики определяются конституцией и другими внутренними законами страны. Общепринятыми в международной практике такого рода полномочиями главы государства являются: ратификация и денонсация международных договоров, принятие и аккредитование (назначение) дипломатических представителей, объявление состояния войны и др. Глава государства лично встречается и ведет переговоры (используя любые средства связи) с главами других государств по внешнеполитическим вопросам. Так, согласно Конституции Республики Беларусь [1], прези- В соответствии с положениями конституции и других внут- Важное место во внешних сношениях занимает глава прави- Глава правительства принимает представителей других го- Глава правительства также представляет интересы государ- Министр иностранных дел,являясь в силу своих полномо- При этом следует отметить, что глава государства, глава пра- Министерство иностранных делпомимо осуществления оперативного руководства в области внешних сношений руководит деятельностью зарубежных дипломатических представительств данного государства (см. подробнее в главе 2.2). Центральные конвенционные органы, или органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) связей государства с другими странами, выполняют не политические, а специальные функции. К этой группе относятся органы технических и культурных связей с различными странами, действующие на основе не конституции, а межправительственных соглашений, конвенций. Эти органы учреждаются при министерствах и ведомствах, которые связаны с международными отношениями (например, министерство культуры, министерство науки и образования, министерство связи и т.д.). Ведомства такого характера имеют, как правило, отделы международных отношений (или специальные должности), где работают лица, владеющие иностранными языками и поддер-живающие контакты с аналогичными ведомствами других стран. Зарубежные органы внешних сношений делятся на две категории: постоянные и временные. Постоянные органы – это органы, которые изо дня в день ведут работу за границей, представляя интересы своего государства, осуществляют прямую связь с главами государств и их правительствами в стране пребывания. К ним относятся: постоянные дипломатические представительства – посольства и миссии при главах государств и правительств, возглавляемые соответственно, послами и посланниками; консульства; торговые представительства, являющиеся либо частью дипломатических представительств, либо самостоятельными органами, выполняющими специальные функции; постоянные представительства при международных организациях (например, при ООН и т.д.). Такие постоянные зарубежные органы внешних сношений, как посольства, миссии, представительства при ООН, носят политический характер и выполняют политические функции, пользуясь при этом всеми правами дипломатических представительств. В отличие от них консульства, которые пользуются более ограниченными правами, привилегиями и иммунитетами в стране пребывания, не считаются дипломатическими представительствами. Консульства представляют и защищают интересы государства и его граждан в имущественно-правовой и торговой областях. Они оформляют паспорта, визы и другие документы как для граждан своей страны, так и для граждан страны пребывания, когда это связано с какими-либо торговыми, культурными и иными неполитическими отношениями. Как правило, консульства открываются там, где имеется наибольшее количество граждан соответствующей страны или с этим государством налажены постоянные торговые и иные связи. Временные органы – это различные делегации, отдельные представители, посылаемые за границу, а также так называемые
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |