Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группами ® властью




Индивидов ® признанные

┌───┴───┐

┌───┴───┐

правительством ®государством

Если идеология – идеи власти, то в обществе существует только одна идеология. Если идеология – идеи групп людей, то их множество, соответствующее числу сословий и т.п. Имеются идеологии у разных групп людей, начиная с мафий и заканчивая партиями. В таком случае, общественное сознание - система идеологий. Тем более, если идеологией являются идеи любого человека. Этот подход широко распространен. Очень часто понятие «идеолог» используют применительно к какому-либо конкретному человеку.

Общественное сознание является совокупностью идеологий. В каждый конкретный момент сосуществует их множество. Особое значение имеет официальная идеология, осуществляемая правительством. В Конституции России на рубеже ХХ и ХХI веков записано (статья 13): «В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».

Несмотря на такую декларацию, правительство и государство проводит строго определенную идеологию. «Феномен идеологии заключается в том, что государственная власть, в особенности авторитарная власть, принимает какую-либо систему идей и всей силой своего авторитета, всей мощью своего пропагандистского аппарата, внедряет в сознание людей систему представлений о мире, о человеке и самой власти» [178.159]. «И странным было бы отрицать, что такой феномен существовал всегда, с того времени, как возникло государство» [там же]. «Однако и наука и идеология – это тоже разные вещи, как и философия и идеология не одно и то же» [там же, с. 160].

Осознание идеологии. Идеи всегда имели громадное значение в жизни общества. Осознание их особой роли в обществе произошло всего лишь два века назад, когда был введен термин «идеология». Дестат де Траси использовал его в 1796 году для названия “науки об идеях”. В тот исторический период была широко распространена идея о том, что “идеи правят миром”. А поэтому и важно было изучать, как идеи возникают и каким образом они обеспечивают развитие общества. Тогдашние идеологии были ненаучными, а поэтому их трактовали в качестве ложно воспринятых воззрений (идей).

После начального бума исследований идеологии начался период их застоя. В то время наука не была идеологией. Идеология тогда была искаженным представлением об обществе и его развитии. Эту природу идеологии Маркс отразил в своем определении тогдашней идеологии. В связи с этим критики Маркса пытаются представить его видение идеологии в ложном свете: будто бы он сводил идеологию вообще к искаженному представлению об обществе. В частности, так написано в словаре: «Проблематика идеологии связана, т.о. с проблематикой эпистемологии. Но если эпистемология отвечает на вопрос, в какой мере возможно познание действительности, критика идеологии ставит вопрос, в какой мере необходимо искажение действительности. Здесь задает тон формула Маркса, определившего идеологию как «ложное сознание» [265.162].

На самом же деле, Маркс констатировал факт – идеологии его времени были ненаучными, главным образом теологическими, иллюзорными. В связи с этим он и начал разрабатывать науку как идеологию общественного прогресса. Иначе, Маркс был за научную идеологию. Он посвятил жизнь разработке науки как идеологии эмансипации трудящихся. Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила [см. 161.23.40]. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой [см. 181. 19. 351]. Он заложил основы научной идеологии.

Критика идей Маркса, в частности, Т. Ойзерманом [212], обосновывает уничтожение идей Маркса. По мнению Ойзермана: “Марксизм как идеология рабочего класса принадлежит историческому прошлому”. Не называя разработанную Марксом, Энгельсом и Лениным общественную науку «марксизмом – ленинизмом», надо признать тот факт, что она сохраняет свое значение как основа идеологии общественного прогресса, а не только наемных работников. Без использования этих основополагающих идей общество не выживет. Форма общественной науки Маркса и его последователей естественно относительна, что и стало причиной ее краха.

В.И. Ленин позитивно трактовал идеологию как феномен общественной жизни. Он учитывал все элементы идеологии, но созидал главную из них – теоретическую науку.

Впервые науку признали официальной идеологией в СССР, в котором был культ науки и учебы [см. 133]. Л. Фейхтвангер писал в 1937 году об этом факте: «Эксперимент, поставивший себе целью построить гигантское государство только на базисе разума».

В основу советской научной идеологии были положены идеи Маркса потому, что они истинно отражали общественное развитие того времени. Однако его идеи со временем устарели и не были развиты, что привело страну к краху. Идеологический крах коммунизма в России стал фактом. И это произошло ввиду нетеоретичности идеологии и политики.

Идеи, идейность, идеология. Рассмотрим на примере идеологическое значение научных положений.

идеи – идейность – идеология.

Идеи – все осознаваемые, хотя бы смутно (а иногда и ошибочно) свойства действительности. В меру их осмысления они становятся мнениями людей – индивидов и групп, а в меру их практической апробации они становятся знаниями, т.е. элементами науки. Такой путь проходят все идеи науки. И овладевшие наукой люди оказываются идейными, даже если это касается жизни в примитивном обществе. Конечно, в последнем случае вероятнее всего искажение научной идеи, ее гипертрофирование и т.п. и тогда возникает фанатизм тех, кто односторонне понимает действительность и своим действием не помогает, а мешает и себе и другим. Чем адекватнее идея науки практике, тем плодотворнее идейность. И тем больше идейность становится исходным фактором практической деятельности – ее принимают в качестве идеологии, т.е. сознательно ею руководствуются, а затем превращают ее в политику власти по организации народа. В результате идеи объективируются в поведении и делах все большей доли людей общества, овеществляются в продуктах труда, опредмечиваются в правилах взаимоотношений людей и т.п. И исходным всему этому являются идеи науки, а поэтому так важно, чтобы они были адекватны действительности, истинны при данных конкретных условиях.

Не следует забывать при этом, что развитие действительности приводит к тому, что истинные в одно время идеи оказываются ложными в другое время и т.п. Общество должно постоянно поддерживать истинность идей, корректировать их и т.п. Если этого нет, то общество гибнет.

Исследуя историю техники и разрабатывая общую ее теорию, можно видеть динамизм истинных идей на многих фактах технического прогресса. Особенно наглядно это в сфере создания оружия в ХХ веке. Упомяну только двух гениев техники, внесших существенный вклад в победу над фашизмом, – двух Кошкиных (конструкторов танка Т-34 и роторной техники).

В современной практике, особенно в компьютерной сфере общества, это очевидно. Разработчики идей становятся идеологами развития соответствующей предметной области и достигают успеха – рост доли фирм на рынке тех или иных товаров. Если же идеи выбраны не адекватно, то убытки, падение доли рынка и т.п.

Аналогичное значение имеют и гуманитарные, особенно экономические идеи. Работая экономистом всю жизнь, готов иллюстрировать это положение всем содержанием общеэкономической науки (политэкономии). Приведу один новейший факт экономической мысли. Д. С. Львов утверждает идею: «Трудовая теория стоимости, породившая мощное антикапиталистическое движение, оказалась чрезвычайно разрушительной именно для тех стран, которые назвали себя социалистическими. Она на десятилетия определила неправильную ориентировку хозяйственных решений, и, как следствие деградация производительных сил… Система управления служила проводником насаждаемых сверху идеологических установок, исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости» [157.9-10]. В конечном счете, ложная идея привела страну к краху. Запишем сказанное так:

 

Академия ® Трактовка ® идеология ® политика ® крах практики.

наук закона стоимости

 

Трудовая теория стоимости известна с Аристотеля, положена в основу общей теории экономики Смитом. Она осталась относительной у Маркса и его последователей, что и дало названный эффект. И ошибочны господствующие идеи по данному вопросу во всей экономической науке мира по настоящее время. В то же время диалектическая логика позволяет легко и просто дать теорию и данного объекта. И тогда можно пойти далее в названной цепочке факторов. А что помешало разработке теории стоимости? Отсутствие диалектической логики! А что стало причиной данному феномену? Системы аттестации и информации в стране и, вероятно, академия наук как организационное ядро науки.

Здесь важно обратить внимание только на один факт: относительная трактовка закона стоимости трансформировалась в практику и погубила ее. В связи с этим важно специально остановиться на особом значении гуманитарных наук.

Гуманитарная наука и идеология. Соотнесение идеологии и науки требует учета особого положения гуманитарных (общественных) наук. Для этого надо обратить внимание на парадигмальность наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.