КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общество
Общество – самый развитый элемент действительности. Для его объяснения нужно использовать и фундаментальные науки – физику, биологию и другие: физика - биология - зоология - антропология - социология. В то же время главная проблема – неадекватность специальных наук об обществе, прежде всего социологических. Общество – элемент современной действительности, высшая форма и природы, и жизни. Оно возникло стихийно на основе природы и живет за счет природы. Основанием жизни людей является психическое, умственное и т.п. отражение мира. «Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы …» [161.18. 198]. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [181.20.116]. «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела» (там же). «Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой …» [там же]. Общество – превращенная форма природы и жизни. Его специфика многообразна. Его объясняют социологические (социальные, общественные, гуманитарные) науки. Система общественных наук – дело будущего. Отразим здесь один аспект проблемы, прежде всего структуру общества. ┌─ Идеология ┌─┴─ Политика ┌─ Общество ─┴─── Практика ┌─┴─ Жизнь ─┴─── Природа Общественная жизнь представляет единство практики, политики и идеологии. В связи с этим определим значение каждого из этих ее элементов. Природа и иные формы жизни воздействуют на людей. Это следует учитывать при анализе общества. Также важно убедиться в определяющей роли практики. Выделим следующие формы деяний людей: поступки ® поведение ® практика. Поступки – сознательно совершаемые действия (деятельность) людей. Поведение – многократные поступки, а практика – постоянное поведение всего сообщества людей. Познание практики предполагает обособление ее элементов. Практика ┌───┴───┐ преходящая ® непреходящая (опыт) ┌───┴───┐ негативная ® позитивная (культура) ┌────┴────┐ иррациональная ®рациональная (наука) Политика – деятельность органов власти, определяющих во многом практику. В свою очередь, она зависит от идеологии. По мере общественного прогресса происходит все большее обособление идеологии и растет ее значение по принципу обратной связи в целых системах. Неидеологические элементы общества изменяются медленно, а идеология подвержена быстрым изменениям. И это может быть во имя блага или зла. Важно изучать идеологию как элемент общественной жизни, как высшую форму общественной культуры, от которой зависит прогресс. Высшая форма культуры проявляется в сознании. Уровень последнего зависит от степени овладения наукой. И наука не всегда плодотворна, а поэтому нужен разум, высшей формой которого можно считать мудрость. И только такая культура прогрессивна. Осмысление единства и различия этих феноменов и лежит в основе понимания идеологии. Мудрость (разум, наука)
Прогресс общества Идеологические крайности: рассудочность, разумность, мудрость – безумство, невежество и т. п. С древности известно их противостояние: мудрость Û невежество «Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют! Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?» [Гомер. Одиссея: 1. 32-34]. «…Всем свое собственное невежество кажется мудростью» [Платон: 227. 4.183]. «Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество». «Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество» [К. А Гельвеций (1715 – 1771)]. Демоническая сила невежества, по Марксу, является главной причиной общественных трагедий. «Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий» [181. 1. 112]. Все это дало основание А.И. Герцену утверждать: «… пора с глупостью считаться как с громадной силой» [71.2.538]. И сегодня глупость часто «правит бал». Как известно, карой за глупость бывают поражения. Для ее понимания нужна наука «глупистика». Идеологический хаос (по старому – «смута») широко отражается в научных работах. И потерпели провал попытки свести идеологию к ограниченному кругу сентенций. В стихийном общественном развитии действует закон: «Нужда учит молиться и – что гораздо важнее – мыслить и действовать» [181.2.346]. Рост нужды в последние десятилетия сопровождается не только ростом религиозности, но и многообразием попыток уяснения причин пауперизации населения. В целом, многие мыслители понимают тот факт, что идеология повинна в произошедшем. Идеологическая задача состоит в том, чтобы вооружить общество могуществом разума, мудрости, науки, мышления, интеллекта в качестве фактора выживания, прогресса. И эту задачу можно решить более быстро и сделать практикой в противоположность другим факторам общественного прогресса (превращенным формам мудрости) – технике, технологии, индустрии, которые развиваются медленно. Технические факторы общественной жизни меняются медленно, а идеологические (интеллектуальные) быстро. Генетическое место идеологии в общественной жизни показано на схеме (смотри схему в начале главы) «снизу-вверх», а актуальное значение обратно «сверху-вниз» – идеология определяет своих предшественников. Такова структура общества на всех этапах его развития. В то же время только сейчас эти элементы (факторы) общественной жизни людей более или менее осмыслены. Системная трактовка основных элементов общественного развития предполагает адекватное отображение их взаимодействий – прямых и обратных, непосредственных и опосредованных и т.п. Практика определяет и политику, и тем более идеологию. Тем не менее, идеология все более становится самостоятельным, обособленным и системообразующим фактором общественной жизни. В связи с этим и следует осмыслить идеологию как общественное явление, ее место в жизни общества. Имеется много работ по данному вопросу и в них много рационального. Тем не менее, проблема не решена и нужны усилия многих исследователей. Необходимо преодолеть некоторые устоявшиеся догмы при трактовке этих элементов общества с тем, чтобы избежать эффекта – «историю пересолили материализмом» [см. 50.59]. Речь идет о соотнесении таких явлений, как: материя ®идея; слово ®дело; базис ®надстройка; бытие® сознание; экономика ® идеология.
Действительность Бытие (общество) Противоречие имени и понятия проиллюстрируем таким фактом: словом «атом» (неделимый) названо делимое. Соответственно, частью (бытие) названо целое – действительность. Бытие – одна из форм действительности, и не следует использовать эти слова как синонимы. В данном случае существует то, что написано Декартом: «…Закрепление наших понятий в словах, неточно соответствующих вещам» [87.346]. Общественное бытие объективно, как и природа. Одновременно оно субъективно, как и идеи в головах людей. Объективация идей ведет к их превращению в бытие, т.е. овеществление в природные феномены. Природные образования становятся идеологически нагруженными феноменами. И в этом своем качестве они детерминируют в определенной мере общественные процессы, в том числе и идеи. Скажем, карьеры по добыче сырья – факт жизни людей, имеющий идеологическое значение. Бытие представляет овеществленные, объективированные, опредмеченные идеи. В бытии имеется естественный компонент – окружающая среда. Все более решающим его элементом оказываются объективированные идеи всех предшествующих поколений общества. И эти прошлые идеи являются детерминаторами сознания новых поколений людей. Их решающая роль не подлежит сомнению. Но также не подлежит сомнению и роль сознания новых поколений, творящих новое бытие. Бытием часто называют действительность, т. е. то, что существует. В связи с этим между именем и обозначаемым понятием возникает противоречие. Словом «бытие» называют обычно общественные явления, т. е. часть действительности. Исходное значение данного слова применимо только к обществу как одной из форм действительности. Развернутое осмысление всего этого следует дать на основе диалектической логики, начиная с постановки вопроса «что такое бытие» и построения сорита: деяния ® дела ® труд ® опыт ® обычаи ® традиции® практика ® бытие. Начиная с деяний (которые в чистом виде являются умствованием), необходимо видеть их детерминирующую роль во всех формах дел. Общество развивается все еще стихийно. Конкретные идеологии еще не оказываются главными факторами его развития. Бытие определяет общественное развитие. Иными словами, люди учатся не по книгам, а жизнью. И такое обучение происходит медленно, стихийно, кровопролитно. Общество – «тугодум» и не спешит оценивать конкретные мелкие события – «долго запрягает». Но когда общество «созревает», то оно «быстро едет» и не только вперед, но может и крушить все вокруг. В таком случае нет альтернативы его своеволию. Общество все еще находится на стадии предыстории. Задача состоит в том, чтобы интеллектуализацией, теоретизацией сознания народа поднять значение рационального фактора в его развитии и минимизировать издержки – ущерб природе, людскую кровь и т.п., перейдя к новой форме цивилизации – от предыстории к истории. Люди учатся все еще жизнью, а надо, чтобы они учились все более по книгам. Они учатся «горьким опытом» вместо познания науки. Для этого наука должна превратиться в идеологию общественного прогресса и, в конечном счете, в производительную силу общества. «Только наука может изменить мир» (Н.М Амосов). «…Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [181.1. 422]. При этом имеется в виду тот факт, что «идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» [181.2 132]. Поэтому и важно изучить закономерности развития идей и средства их превращения в теории. И многое по этому вопросу открыто еще в ХIХ веке, прежде всего то, что господствующие идеи – результат развития капитала. Производительные силы® производственные отношения ® идеи «… Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т.е. развитие богатства» [181.46.2.33]. «Само развитие этой науки, в особенности естествознания, а вместе с ним и всех других наук, в свою очередь находится в соответствии с развитием материального производства» [181.46.2. 213]. «Поэтому тенденция капитала заключается в том, чтобы придать производству научный характер, а непосредственный труд низвести до всего лишь момента процесса производства» [181.46.2. 206]. «Незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории» [181.20.269]. «…Нация, желающая стоять на высоте науки, не может обойтись без теоретического мышления» [181.20. 368]. «Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей» [181.1.423]. Обобщая идею Й. Шумпетера, надо признать, что научная идеология – «потенциальный источник социальной энергии». Предлагаемая работа посвящена разработке гипотезы по данному вопросу – объяснению сути, системы, структуры и т.п. идеологии, и ее высшей формы – теоретической науки.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |