КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лейбницианство
Философское исчисление ЛЕЙБНИЦА
В предшествующей главе было показано то, что ТДМ осмысливали многие. Следует выявлять и изучать такие факты. Особое значение имеет не осознанный в должной мере вклад Лейбница в ТДМ. Остановимся на нем подробнее. Проблему философского основания теоретической науки можно осмыслить на примере многих фактов духовного наследия. Одним из таковых является эвристическое могущество философского исчисления Лейбница. Осмысление его требует учета многих аспектов. (Смотри главу «Кибернетическое мышление» в «Самоучителе мышления»). Прежняя идеологическая зашоренность исследователей привела страну к поражению в мировой идеологической войне. Надо учитывать этот факт в деятельности. Прежде всего, необходимо по возможности максимально изучать науку, вести свободный творческий поиск с максимальной опорой на духовное наследство великих мыслителей прошлого. Духовное наследие общества – сокровищница идей как база для выживания общества. Осмысление идей не просто. Его фактором оказываются и идеи оппонентов. Своей утрированной оценкой идей прошлых мыслителей они искажают их идеи. В таком случае они, порой, служат средством истинного осмысления идей великих философов. Прежде чем говорить о философском исчислении Лейбница, замечу следующее. В трудах философов имеются не только достижения, но и ошибки. Присуще это и Лейбницу. Его монадологию не воспринимаю. Монада Лейбница – это реальный субстрат природы, из которого возникло все последующее. Этот субстрат сохраняется в виде реликтовых элементов природы в соответствии с гипотезой «большого взрыва». И как важно, чтобы такие идеи великих мыслителей не сыграли роковую роль – не погасили идейный факел их достоинств, как это произошло с идеями Лейбница. Обратим внимание на позитивное содержание его духовного наследия. Не забудем и его вклада в прогресс математики (дифференциальное исчисление). Присмотримся к тому, что сейчас считают у него утопией. Интересующая нас идея возникла задолго до Лейбница. Она была господствующей в его эпоху, и называли ее рационализмом. Декарт, Локк, Гоббс и другие внесли в нее вклад. И эта идея – главная. Они по-разному ее трактовали. В чем специфика ее у Лейбница? Главное философское достижение Лейбница – “философское исчисление”, которое посвящено «выяснению доказательной силы рассуждения на основании законов логики» [158.2.495] или разработке «всеобщей математики» [158.1. 232] как более общей науки по сравнению с обычной математикой, логикой. По Г.В. Лейбницу, на свете есть вещи, поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны. В «философском исчислении» Лейбница надо выделить два элемента: диалектическую логику и универсальную математику. Философское исчисление ┌───────┴──────┐ диалектическая логика ® универсальная математика К сожалению, на русский язык не переведены все его произведения, особенно те, в которых собраны составленные им сориты [158.3.701]. И не так просто выявить главные его идеи при проработке его произведений. Технология диалектического мышления (ТДМ) Поучительна мысль К. Маркса о том, что не пробиться в жизни без философии. Идя таким путем, нашел у великих философов и синтезировал ТДМ, которая превращает логику и диалектику в прямой, непосредственный, общенаучный, практический, наблюдаемый метод мышления, исследования, творчества. Для этого скрупулезно собирал факты по данному вопросу. Великие философы, так или иначе, внесли свой вклад в ТДМ. Собираю сведения о замыслах по данному вопросу, найденных приемах ТДМ, фактах такого мышления. Уже выстроена достаточно полная картина создания ТДМ великими философами. С начальной ее версией можно познакомиться в книге «Самоучитель мышления». Выявленное духовное наследие предшествующих мыслителей – всего лишь малая доля сделанного ими. Такое значение имеют и не познанные ранее идеи Лейбница. Это и стало теми обстоятельствами, которые вывели на идею “философского исчисления” Лейбница. Одновременно, его идеи подтверждают обоснованность данного поиска – нахождение всего того, что является главным духовным наследством Лейбница по данному вопросу. Лейбница считали основоположником диалектического мышления [158.4.48], что соответствует действительности. Тезисы о Лейбнице: · осознание Лейбницем важности интеллекта для общественной жизни · и его недостаточности; · относительность любого познания по Лейбницу, в том числе и его; · господство споров вместо сотрудничества исследователей; · спор как не адекватный способ выяснения истины; · вражда исследователей, господство недалеких людей в обществе и науке; · выявление стремления всех предшествующих великих людей к решению этой проблемы и их вклад в ее решение, в том числе диалектика Прудона и Аристотеля [158.3.449]; · Декарт заложил основы новой философии [158.3.691]. Ее достоинства и недостатки; · осмысление особой роли математики как факта возможности и образца того, как надо понимать объекты; · осмысление логики Аристотеля как начала решения проблемы, своего рода универсальной математики [158.2.502]; · исследования Лейбница, возникновение его замысла арифметизированной логики и многообразных попыток ее решения; · постановка проблемы – найти нечто аналогичное математике [158.2.449 и др.], создание им основ математической логики; · формирование им основ диалектической логики (хотя у него нет этого термина); · практическое использование им диалектической логики – соритов, дихотомных моделей (кладограмм, говоря языком ХХ века); · восприятие этого им в качестве всего лишь как начала длительного, трудоемкого пути по овладению могуществом теоретической науки на основе адекватного ей интеллекта; · “универсальная характеристика”; · системность как высшая форма упорядочения; · духовное завещание [158.3.443]; · новый органон через сотни лет [158.3.396], “Полярная звезда” при обобщении опыта исследователями [158.3.416] или “некая ариаднина нить” [158.3.449].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |