Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражение, сигналы, знаки




ЗНАКОВОСТЬ НАУКИ

ОТРАЖАТЕЛЬНОСТЬ, СИГНАЛЬНОСТЬ,

Многообразные явления представляют отражения. Отражение есть фундаментальное свойство материи и повсеместно в ней. Отражение не ограничено только природными явлениями. Не обходится без него и жизнь, которая базируется на отражении мира. Оно имеет место в биологических и социальных, в том числе идеальных явлениях. Отражение - запечатление свойств одного объекта другим объектом. С его помощью можно узнать свойства первого объекта. Наука есть также определенное, наиболее развитое отражение действительности:

отражение ® сигнал ® знак ®звук® голос® слова ® ®язык®мышление®исчисление®методология® технология

Специфика биологического отражения состоит в том, что оно служит основой для сигналов. Сигналы есть биологическая форма отражения. Вне жизни нет сигналов и жизни нет без сигналов.

Сигналы

┌───────┴──────┐

просто ® звуковые

┌───────┴──────┐

негортанные® голосовые

┌───────┴──────┐

нечленораздельные ®речи (вербальные)

┌───────┴──────┐

слова ® термины

┌───────┴──────┐

просто®категории

Сигнал есть один из видов отражения, используемый живыми существами. Только в таком случае имеет место то, что определено в следующей дефиниции сигнала. «Вкратце сигнал можно определить как физический процесс, распространяющийся в пространстве и во времени, находящийся в изоморфном отношении к структуре предметов и процессов, от которых он исходит, несущий информацию от них и используемый для управления ими» [251.115].

Отражение выступает в форме сигналов не только в обществе людей. Сигналы - атрибут (неотъемлемый признак) жизни в любой форме. Они существуют на доорганизменном и надорганизменном уровнях жизни и во всех видах сообществ последнего (например, в муравейниках, улье).

Изучение сигнальных систем может быть сведено к познанию основных их свойств: материальной основы сигналов, структуры физических процессов сигналов и их жизненного значения.

Материальная основа сигналов многообразна. Жизнь использует все основные свойства материи для сигнализации: свет, запах, электричество и т.д. Соответственно развиты и чувства (рецепторы). Материальная основа сигналов людей уже всех видов сигналов жизни и определяется органами чувств людей. В то же время, люди научились использовать в качестве сигналов и такие процессы, которые непосредственно не воспринимают их органы чувств (например, использование людьми чувств других форм живых существ). Сигнальные системы в жизни людей многообразны. Их особенности определяются многими факторами. В частности, важно учитывать следующее. Жизнь людей зависит от адекватности отражения мира, имеющего различное значение для людей.

Визуальные и звуковые сигналы – главные для людей. Из них исходными являются позы, жесты и т.п. На их основе создаются и специальные формы такого выражения идей, например, пляски, танцы [см. 171.685], а в новое время – балет, пантомима. И все такие жестовые системы сигналов имеют самостоятельное значение в жизни людей. Их надо специально системно объяснять. Наука также представляет сигналы, к сожалению, все более напоминающие вавилонское столпотворение ввиду неоднозначного использования терминов.

Люди отражают соотнесения элементов действительности многообразно. Особое значение для них имеют неиндифферентные последовательности (имеющие для них значение), которые непосредственно определяют их жизнедеятельность. При этом учет их необходим для того, чтобы избежать или минимизировать воздействие вредных последовательностей и оптимизировать полезных.

Соотнесение элементов

действительности

┌───────┴──────┐

непоследовательности ® последовательности

┌───────┴──────┐

неустойчивые ® устойчивые

┌───────┴──────┐

индифферентные® неиндифферентные

┌───────┴──────┐

вредные ® полезные

Люди отражают действительность посредством следующих сигнальных систем:

сигнальные системы

людей

┌───────┴──────┐

врожденные ® приобретаемые

(безусловные рефлексы) ┌───────┴──────┐

жесткие ® мягкие

(рефлексы) (психика)

I сигнальная система II сигнальная система

Наиболее важные в начальный период жизни устойчивые типы соотнесений элементов мира организм человека учитывает на основе врожденных безусловных рефлексов. Последние представляют жесткую систему организма, позволяющую учитывать ограниченное число необходимых для жизни соотнесений действительности. Вся предшествующая история человечества привела к тому, что каждый нормальный человек обеспечен этим врожденным элементом отражения действительности.

Для овладения другими важными (особенно в первый период жизни) соотнесениями элементов мира люди располагают таким элементом системы отражения, как условные рефлексы. С помощью условных рефлексов организм человека быстро приучается фиксировать определенные соотнесения мира, накапливать этот опыт и исходить из него в последующей деятельности. Этот элемент отражения позволяет быстро усваивать, а если надо, то и изменять набор соотнесений действительности, из которых должен исходить человек в жизни. Условные рефлексы частично не зависят от воли человека, частично возникают в результате целесообразной деятельности по овладению ими. Условные рефлексы позволяют отражать больший объем соотнесений действительности по сравнению с безусловными рефлексами.

Число соотнесений среды, на основе которых человек действует, значительно превосходит возможности рефлексов. К тому же, последние не всегда пригодны - не способны адекватно отразить всех аспектов действительности. Поэтому в дополнение к ним возник и третий элемент системы учета действительности - сознательное отражение действительности. По мере становления человека сознание выходит на первый план в жизнеобеспечении человека, становится специфической формой отражения людьми действительности. В рамках этого элемента отражения человек осваивает основную массу соотнесений действительности, которые необходимы ему в повседневной жизни. Этот элемент "мягче" по сравнению с условными рефлексами и его возможности больше. Он позволяет учитывать постоянно изменяющиеся соотнесения действительности. Тем самым он позволяет человеку более гибко приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации.

Знаки. Осознанное психическое отражение – идеальное представление о действительности - является наиболее развитым элементом человеческого отражения действительности. Формой данного отражения действительности, т.е. сигнала, служит знак.

Знак - частная форма сигнала. Знаки - сигналы в общество людей. “Знак есть сигнал, но лишь функционирующий в обществе, связанный с системой социально выработанных значений” [143.45].

Знаковая форма сигнальных систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами сигнальных систем. Научное овладение знаковыми системами предполагает познание их свойств - общих и особенных.

Многообразие знаковых систем не получило полного раскрытия. Наиболее развитым видом знаков можно считать слова, а также символы и их системы. Они - особые типы знаковых систем. Их развитие породило языки. “Язык - форма существования знаний в виде системы знаков” [142.192].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.