КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык в жизни людей
Прежде всего, следует выявить сущность языка вообще. Ранее и сейчас данным словом называют разные явления. Обособим: языки® мышление ® моделирование. У этих трех уровней систем знаков отражения свои правила. Предшествующее может существовать без последующего, а последующее не может существовать без предшествующего. Языки возникают стихийно и являются средством рассудка. Это – разные формы национальных языков. Их средство – слова. Мышление – не язык, но оно происходит с помощью языка. Средством мышления являются понятия, а не слова. Ранее математику называли обычно языком. На самом же деле это не язык, а форма мышления. Моделирование, обычно называемое искусственными языками, следует считать более сложным явлением. Моделирование является превращенной формой языка и мышления, но не сводится к ним. Средством каждого из них являются различные приемы, способы выражения идей. Основой языковых систем служат названия, слова. «Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета...» [см.: 161. 38. 28]. «Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом» [181.23.110]. "На "духе" с самого начала лежит проклятие - быть "отягощенным" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом в виде языка. Язык есть практическое, существующее... действительное сознание" [181.3.29]. Идеи не существуют оторвано от языка. Язык имеет важное значение в жизни людей. В то же время, он не единственный вид используемых людьми сигнальных систем. «Язык является материальной оболочкой мысли, формой его реального существования» [3.26]. «Язык - это звуковая материальная оболочка мысли» [135.4]. Назначение языка состоит в том, чтобы опосредовать психическое отражение человеком основных соотнесений мира и тем самым обеспечить адекватный действительности учет основных соотнесений окружающей среды. Особое значение язык имеет для наиболее важного вида идеального отражения действительности - научного. «Вообще невозможна какая бы то ни была наука, если она не является системой... определенных научных понятий, относящихся к исследуемым ею вещам и явлениям» [220.59]. И.М. Бахтин считал философию метаязыком всех наук и всех видов познания и сознания [см. 21.384]. Средством научного отражения действительности выступают различные языки. Язык или языковые системы моделируют явления природы и их соотнесения. Тем самым они обеспечивают учет человеком среды и эффективную в ней деятельность. Языковая форма идеального вообще, в том числе его наивысшей формы - науки, представляет одну из особенностей данного отражения по сравнению с более простыми элементами отражения человеком действительности. Языковая форма идеального - продукт не биологического, а социального развитая людей. «В свете данных генетики сейчас видно, что конкретные языковые формы биологического не обусловлены. Все люди обладают общей генетической детерминацией мозга к общению символами - речью, однако какова будет конкретная речь, это целиком определяется воспитанием. Сколько бы тысячелетий предки данного человека ни говорили на определенном языке, например, на китайском, это никак не записывается в генах. Рождающиеся дети не обладают никакими генетически закрепленными способностями к конкретным словам. Язык неразрывно связан с мышлением» [162.3.73]. Язык - средство отражения действительности в голове человека. Свойства действительности и мозга определяют закономерности отражения. Познание языковой формы сознания и закономерностей выражения языком действительности в сознании людей предполагает познание закономерностей возникновения и развития языка. Языком называют естественные и искусственные, первичные и вторичные сигнальные системы. Язык представляет определенную знаковую систему, в которой и посредством которой человек отражает действительность. Знаковая система является средством идеального отражения. С ее помощью люди не только фиксируют идеальное, но и определенным образом оперируют им, передают друг другу. Сущность языковой формы идеального состоит в знаковой, символической определенности данного вида идеального отражения. «Языковой системой обычно называют знаковую систему, предназначенную для выполнения функции обозначения (сигнификативной) и сообщения (коммуникативной)» [223.10]. «Метод знакового моделирования - построение некоторой языковой системы (модели), отображающей огрубленно, упрощенно, идеализированно» [201.15]. Язык есть средство сигнально-знаковой формы отражения. Язык - знаковая система, предназначенная для идеального обозначения действительности и сигнализации. Интеллектуальное развитие людей предполагает последовательное прохождение ими ряда стадий: овладение языком, познание мира на основе языка, обучение применению данных знаний в поведении, конструировании новой техники, технологии, организации и в отношениях к другим людям. Данная последовательность показывает очередность решения задач, при одной оговорке - все предыдущие стадии не проходят единовременно, а имеют место всю жизнь. Иными словами, надо всю жизнь совершенствовать знание родного языка, развивать свою эрудицию и т.п. Знаковые системы есть форма выражения мысли. «Знаковая система - материальная отражательная система, предназначенная для активного использования этой системой информации» [176]. Язык обеспечивает мышление. Уровень интеллекта соответствует степени овладения языком *. Человек учится мыслить с помощью различного рода знаков, внешне выступающих в качестве символов. Чем сложнее объект, тем более сложным типом знаковой системы он может быть адекватно отражен. Соответственно, для понимания соответствующей действительности следует овладеть более сложным языком. “Язык, применяемый для описания анализа объекта, должен соответствовать реальной сложности объекта” [222.5]. «Зависимость научной теории от ранее выбранного языка (математического аппарата и другого интеллектуального инструментария) является неоспоримым фактом» [141.29]. «Строгость в науке прямо зависит от применяемого языка» [30.7]. Язык есть форма и средство выражения сознания. Мышление не может быть вне языка. Языковое существование любого идеального, в том числе науки, приводит к тому, что развитие идеального предполагает совершенствование языковой формы. Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы.
*) "Лингвисты подсчитали, что люди низкой культуры обходятся словарем, едва превышающим тысячу слов. Образованный человек пользуется в своей речи словарем от трех до пяти тысяч слов. Поясним: речь идет не о том, сколько слов пассивно знает и понимает каждый, а о количестве слов, при помощи которых люди выражают свои знания, страсти, переживания, потребности. Ораторы и мыслители, стремящиеся к точности выражения, имеют в запасе до десяти тысяч слов» [9.339].
По Аристотелю - «Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности - и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно …». Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы, соответственно, познание науки происходит по мере познания языка науки. Без овладения им невозможно изучить идеальное. Познание языка людьми далеко от совершенства и потребностей развития общественного производства. По оценке социологов, большинство людей (70%) знает точное значение только 30% используемых ими слов. Особенно сложное положение в гуманитарных науках, в которых, как утверждают, 50% слов являются метафорами. Первоначальное познание языка происходит не в связи с наукой. «Повседневный язык существует до того, как он изучен, - в форме языковых навыков» [46.178]. Люди первоначально познают язык без понимания того, что такое язык и что такое наука. И исторически общество возникло с эмпирического формирования и пользования языком, и каждый человек повторяет историю развития человечества. На определенном этапе развития языка были сформированы специальные науки о нем. Наука объясняет не только содержание отражаемых предметов, но и одновременно показывает языковую форму. Для отдельных индивидов на определенном этапе их развития также необходимо изучать науки о языке и на этой основе совершенствовать языковую форму своего сознания. Первоначально неосознанное овладение языком служит его последующему осознанию, и на этой основе люди познают науку о науке и саму науку. Прогресс овладения наукой предопределен прогрессом познания языка науки. В научном подходе к идеальному необходимо уяснить закономерности идеального отражения действительности и закономерности функционирования самой языковой формы идеального. «Язык есть непосредственная действительность мысли. Так же, как философы обособили мышление в самостоятельную силу, так должны были они обособить и язык в некое самостоятельное, особое царство» [181.3. 448-449]. Изучением состава и закономерностей отражения действительности языковыми системами занято несколько наук. Прогресс осознания всей системы наук и развития их на этой основе во многом зависит от развития новых наук о языке, таких как: семиотика, синтактика, семантика, прагматика. В них отражен фундаментальный уровень языков, рассматривают языки как знаковые системы вообще, абстрагируясь от их специфики. Семиотика - наука о знаковых системах вообще, синтактика - наука о передаче знаковых систем (принять сведения), семантика - наука о содержании знаковых систем (понять принятое), прагматика - наука о практической ценности знаковых систем (оценить принятое). Имеет значение познание языка как символической знаковой сигнализации людей. В таком случае исследуют форму языка. «Характерной чертой формально-логического анализа научных знаний является подход к ним, как существующим реально в виде "внешних структур", т.е. знаковых форм. В литературе обычно выделяют два аспекта анализа знаковых систем, фиксирующих научное значение: 1) со стороны структуры и 2) со стороны значения» [179.23]. Знаковые системы бывают разных типов. Два основных их типа вытекают из различий глубины отражения действительности. Простейшим типом было вербальное (словесное) отражение действительности, показывающее качественную сторону действительности, т.е. наиболее существенные различия элементов действительности. Соответственно возник и способ такого знакового отражения. В последующем на этой основе зародился более адекватный способ отражения действительности на основе учета менее существенных различий между элементами действительности или, иными словами, количественного аспекта действительности. Основой этому стал вторичный тип знаковых систем – первая форма мышления. Первый, в общем, существует в качестве лингвистического, вербального языка, второй – в качестве математики как формы мышления. Систематика языков требует адекватного изучения учебных пособий по филологии, стилистике и т.п. Ее основы заложил Гегель в «Философии духа». Проблема – представить систему языков формализовано кладограммой. Опираясь на его мысли и другую информацию, гипотезу представим так: Языки ┌──┴───┐ Первичные вторичные ┌──┴───┐ Мнемоника музыка Конкретизируем первичные (естественные) языки: Языки ┌──┴───┐ зрительные – звуковые ┌──┴───┐ речь письменные ┌──┴───┐ Графические знаковые ┌──┴───┐ Буквенные цифровые Звуковые языки (речь) может быть разговорной, в том числе просторечием и литературной… Зрительные языки - позы, жесты, для глухих… Графические языки следует конкретизировать на пиктографические (сегодня широко их используют в спортивном деле), иероглифические (Китай), знаки химической науки и минералогии… Графические языки ┌────────┼────────┐ образы ® схемы ® модели (рисунки) (обычные) (кладограммы)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |