КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой
Содержание дисциплины и ее задачи. План Теории. Тема 1.1. Предмет, структура и методология экономической Лекция 1: Содержание дисциплины и ее задачи.
1. Содержание дисциплины и ее задачи. 2. Связь и другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. 3. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. В ходе развития экономической теории ее предмет определялся по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства. Институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики. Таким образом, экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять экономические закономерности развития мировой цивилизации. Согласно современному пониманию, экономика – общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ в целях удовлетворения потребностей общества при ограниченных ресурсах. Общей исходной предпосылкой при постановке и решении экономических задач является выбор вариантов поведения в условиях ограниченности ресурсов. Этот выбор осуществляют все: потребители, предприятия и правительство. Экономисты исходят в своих рассуждениях об экономическом выборе из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение направлено на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Предмет экономики – исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Таким образом, поведение «экономического человека» (термин введен Адамом Смитом), то есть человека, который имеет неограниченные желания, но располагает ограниченным количеством ресурсов для своего потребления, определяется не только естественными, но и социальными условиями, а, следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии и естествознания. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами общественных действий людей или экономическими законами. Они отражают то, что не случайно, а типично, постоянно, и выражают внутреннюю сущность экономических процессов и явлений. Экономические законы изучают процессы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей, носят исторический характер и встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества. Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки. В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития, как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т. е. находятся в постоянном развитии. В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой из них, а синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Принято различать позитивный и нормативный анализ (или позитивную и нормативную экономику). Позитивная экономика – анализ фактов (данных), на основе которых формируются принципы экономического поведения. На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. Нормативная экономика – направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какими должны быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика. Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Экономическим процессам и явлениям свойственны качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными переменными. Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные. Таким образом, экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. Мир моделей многообразен. Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т. д. (рис. 1).
Р и с. 1. Виды моделей При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения. Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: «Это верно в теории, но не на практике», значит, данное теоретическое положение ошибочно.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |