КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционный статус органов государственной власти 2 страница
Если в субъекте Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган, законы субъекта РФ принимаются палатой, сформированной путем избрания по смешанной избирательной системе[381]. Особую роль в деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ играют контрольные функции, заключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых им законов, исполнения бюджета и соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ исполняет свои полномочия в течение всего срока, на который он избран. Однако разброс практики регионального регулирования досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ заставил федерального законодателя внести большую определенность в этот вопрос. Закон предусматривает следующие случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ: если этот орган примет решения о самороспуске; если он будет распущен высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ (такие противоречия должны быть установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта РФ распускается, если не устранит их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения); если вступит в силу решение верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; если данный орган не отменил свой незаконный акт, чем нарушил права и свободы граждан, интересы юридических лиц, создал препятствия для осуществления полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, то Президент РФ может вынести предупреждение. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ он не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ. Еще один случай досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ связан с отклонением представленной Президентом РФ кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ. В случае, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принял решение о её отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий. Рассмотрим теперь вопрос о депутатском составе региональных представительных органов. Депутатом представительного органа власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 21 года. Порядок избрания депутатов регулируется как базовым федеральным избирательным законом, так и специальным законом субъекта РФ. Депутат может осуществлять свою деятельность как без отрыва от своей основной деятельности, так и на профессиональной основе. Депутаты законодательного органа имеют ограничения, связанные с невозможностью совмещать эту деятельность с занятием других выборных, государственных и муниципальных должностей. Если же депутат осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе, то он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, он 'также не может использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. К формам депутатской деятельности относятся: – обращение с депутатским запросом; – внесение законопроектов; – участие в заседаниях законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ; – участие в работе соответствующих комитетов и комиссий; – участие в выполнении поручений законодательного (представительного) – – органа власти в работе депутатских групп субъекта РФ; работа с избирателями. Чтобы депутат мог эффективно осуществлять свои депутатские функции, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено установление гарантий депутатской деятельности: организационных, материальных и специальных. Особой гарантией депутатской деятельности является депутатская неприкосновенность. Закон в прежней редакции содержал правило, согласно которому привлечение депутата представительного органа субъекта РФ к административной и уголовной ответственности, проведение следственных действий возможно только с согласия данного органа. Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 2002 г. указал, что законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматривать освобождение его от уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации[382]. Вопрос о неприкосновенности депутатов в той мере, в какой он затрагивает сферу действия уголовного и уголовно-процессуального законодательства и основные принципы административной ответственности, относится к ведению Российской Федерации. Поэтому для депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности законами субъектов РФ устанавливаться не могут. Федеральный же законодатель, принимая соответствующий нормативный акт, должен соблюдать требования Конституции РФ, составляющие конституционно-правовую основу такого регулирования. Парламентская неприкосновенность предполагает надлежащую защиту при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских прав, выполнении депутатских обязанностей), чем обусловлен общепризнанный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении срока полномочий. Во всяком случае, депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, за выступления в парламенте и позицию, выраженную при голосовании, за разработку и представление инициативных документов, необходимые контакты с государственными органами и их должностными лицами, а также за другие действия, обусловленные статусом депутата. При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неприкосновенность не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушающие деяния, предусматриваемые федеральным законом. Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрено, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается прокурором субъекта РФ с согласия коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 9 ч. 1 ст. 448); с соблюдением такой же процедуры производятся избрание в отношении депутата в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров (ч. 1 ст. 450)[383]. Многообразие законодательных органов государственной власти субъектов Федерации сочетается с единством системы исполнительной власти. Единство указанной системы предполагает большую структурно-функциональную схожесть органов исполнительной власти как федеральных, так и субъектов Федерации, повышенную степень организационно-правового взаимодействия и определенную соподчиненность. На основании положений ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ при взаимном соглашении могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий[384]. Основываясь на конституционном принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном, но и на уровне субъектов Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет свои полномочия самостоятельно. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым его высшим должностным лицом[385]. Хотя основная роль в формировании высшего исполнительного органа принадлежит высшему должностному лицу субъекта РФ, законодательный орган также может обладать полномочиями в данной сфере. В частности, утверждать или согласовывать назначение на должность отдельных должностных лиц исполнительных органов как самого субъекта РФ, так и территориальных органов РФ, если это предусмотрено законом. Кроме того, законодательный орган вправе выразить недоверие должностным лицами, в назначении которых он участвовал. Принятие такого решения влечет за собой немедленное освобождение от должности руководителя. В задачи органов исполнительной власти субъекта РФ входят исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, законодательства субъекта РФ, разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся: – осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка и борьбе с преступностью; – разработка для представления высшим должностным лицом субъекта РФ на утверждение законодательному органу проекта бюджета и программ социально-экономического развития и обеспечение их исполнения; – формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ; – распоряжение и управление собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ; – осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. Одной из мер, призванных уменьшить правовой нигилизм в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, явилось возложение Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на высший исполнительный орган субъекта РФ определенных надзорных функций. Теперь он имеет право предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат российской Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и субъекта РФ, а также обратиться в суд. Одной из важнейших обязанностей исполнительной власти является предоставление отчета в установленном порядке по определенным вопросам (исполнение бюджета, реализация программ социально-экономического развития субъекта РФ) перед законодательной властью. Это вытекает из природы исполнительной власти, объясняя необходимость соответствующего парламентского контроля, например по вопросам бюджета. Другой обязанностью высшего исполнительного органа субъекта РФ является направление нормативных правовых актов органов исполнительной власти в законодательный орган власти субъекта РФ в установленные законом сроки. Такая норма введена законом в целях обеспечения эффективного взаимодействия двух ветвей власти в субъекте РФ. При этом законодательный орган субъекта РФ может обращаться в исполнительные органы с предложением о внесении изменений или дополнений в представленные акты либо об их отмене. Он также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ. Для обеспечения эффективного взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти законом предусмотрено право взаимного присутствия на заседаниях исполнительного органа и законодательного органа государственной власти субъектов РФ соответственно депутатов или работников аппарата законодательного органа, руководителей органов исполнительной власти или уполномоченных ими лиц. Однако законы субъекта РФ не могут неограниченно расширять полномочия законодательного органа, в том числе в определении форм и методов осуществляемого им контроля. Иначе это создало бы возможность установления зависимости исполнительного органа государственной власти от законодательного органа, что противоречит демократическим принципам разделения властей и самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти, закрепленными в ст. 10 Конституции РФ. Наименование органа исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта РФ: правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и т. д.), Кабинет министров (Татарстан, Башкортостан), администрация (Тамбовская, Иркутская области и т. д.). Также различны наименования должностей руководителей исполнительной власти субъектов РФ: президент (республики Адыгея, Бурятия, Тыва и т. д.), глава республики (Республика Коми), председатель правительства (Карелия и Хакасия), губернатор (Тверская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и т. д.), глава администрации (Костромская, Новгородская области и т. д.). В ряде регионов допускается двойное название: «глава администрации (губернатор) области» (Ростовская, Омская, Калининградская и т. д.), «губернатор (глава администрации) области» (Самарская, Нижегородская). И лишь в Москве – городе федерального значения высшее должностное лицо именуется мэром. Ранее высшее должностное лицо субъекта РФ избиралось гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако изменениями, которые были внесены в Федеральный закон 11 декабря 2004 г., установлен иной порядок назначения высшего должностного лица субъекта РФ. Возможность претендовать на этот высокий пост появляется только с 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. При этом он может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ после предварительных консультаций в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в течение 14 дней со дня внесения представления. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, а также в иных случаях Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более чем шесть месяцев. В компетенцию высшего должностного лица субъекта РФвходят: – представительские полномочия (представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей; подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ); – законотворческие полномочия (обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом власти субъекта РФ; участвует в работе законодательного органа с правом совещательного голоса); – управленческие полномочия (формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); – координационные полномочия (в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями); – иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает члена Совета РФ. Будучи членом Государственного Совета – совещательного органа при Президенте РФ, участвует в формировании государственной политики России, естественно, лоббируя при этом и интересы своего региона. Круг полномочий высшего должностного лица субъекта РФ неразрывно связан с деятельностью органа законодательной власти субъекта РФ. Выражается это прежде всего в организации законодательного процесса. Являясь полноправным его участником, высшее должностное лицо субъекта РФ наделено правом законодательной инициативы. При этом внесенные им законопроекты, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ в установленных законом случаях имеет право распустить законодательный орган субъекта РФ. В ряде субъектов РФ (Хабаровский край, Новгородская, Псковская, Свердловская области и т. д.) законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств субъектов РФ, а также законопроекты, предусматривающие расходы из бюджета, могут быть внесены в законодательный орган лишь при наличии заключения исполнительного органа. Данная практика получила закрепление в новом Федеральном законе в качестве общеобязательной для всех субъектов РФ. Средством влияния на законодательный процесс является предусмотренное конституциями и уставами субъектов РФ право вето высшего должностного лица субъекта РФ. Вместе с тем как правом вето, так и правом подписания законодательных актов, принятых представительным органом субъекта РФ, до недавнего времени обладали не все главы исполнительной власти. В ряде субъектов подписание законов осуществляли председатели законодательных (представительных) органов власти (например, Амурская, Липецкая области). Кроме того, высшее должностное лицо субъекта РФ по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает свои акты в форме указов (постановлений) и распоряжений. Они вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте, и обязательны к исполнению в субъекте РФ. Кроме того, эти акты должны направляться в законодательный орган субъекта РФ, который вправе обратиться к высшему должностному лицу с предложением о внесении изменений или дополнений, либо их отмене, а также обжаловать в суд. Такое же право имеет высшее должностное лицо в отношении постановлений законодательного органа. Структура и персональный состав правительства (администрации) субъекта РФ формируется высшим должностным лицом субъекта РФ. Однако в некоторых субъектах РФ высшее должностное лицо субъекта РФ не всегда абсолютно свободно в решении кадровых вопросов. Законодательные органы ряда субъектов РФ, что сейчас подтверждается нормами Закона, также могут принимать участие в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, утверждая или согласовывая кандидатуры на занятие должностей в высшем исполнительном органе субъекта РФ. В большинстве субъектов РФ определен порядок досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. К основаниям досрочного прекращения полномочий законодатель относит: – смерть должностного лица; – отрешение его от должности Президентом РФ в связи с выражением его недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ; – отставку по собственному желанию; – отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом; – признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; – признание его судом безвестно отсутствующим или объявление' умершим; – вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; – его выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; – утрату им гражданства Российской Федерации. Как проявление системы сдержек и противовесов на региональном уровне, можно рассматривать возможность выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ со стороны законодательного органа субъекта РФ в следующих случаях: – при издании им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; – установленного соответствующим судом иного грубого нарушения перечисленных выше актов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; – ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Федерации своих обязанностей. Данное решение законодательного органа субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов (при двухпалатном парламенте это касается той палаты, которая наделена правом выражения недоверия руководителю субъекта Федерации). Решение законодательного органа о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении руководителя от должности. Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Например, в случае издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а оно в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит предупреждение. Если через месяц после предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло никаких мер, то Президент РФ отрешает его от должности. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, в случае: – досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; – временного отстранения высшего должностного лица субъекта РФ от должности; – отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или его самороспуска; – непринятия законодательным органом субъекта РФ по представленной Президентом РФ кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в установленный срок решения о её отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; – двукратного отклонения законодательным органом субъекта РФ представленной кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ не имеет права распускать законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ. Если в действиях данного лица содержатся признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, то Президент РФ по представлению Генерального прокурора РФ может временно отстранить его от должности. Отрешенный от должности руководитель субъекта Федерации может в течение 10 дней обжаловать указ Президента РФ в Верховный Суд РФ, который должен рассмотреть жалобу и принять решение также в течение 10 дней. Решение Президента РФ об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ доводится до сведения законодательного органа государственной власти субъекта РФ. В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ. Глава 8
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |