Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика антимонопольного регулирования




Любые ограничения конкуренции в рыночных условиях препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития, и как результат, к снижению результативности функционирования отраслевых рынков. Эффективность функционирования отраслевых рынков должна повышаться благодаря различным видам инструментов государственной политики, одним из которых является государственная антимонопольная (конкурентная) политика, призванная обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольное регулирование предусматривает эпизодическое вмешательство в структуру рынка и процесс экономического воспроизводства для внесения коррективов в поведение нарушителей или поддержание такой структуры рынка, чтобы результативность дальнейшего поведения обеспечивалась далее автоматически.

Антимонопольная политика - это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости.

Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным отраслевым рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно - регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции), в лишении фирм возможности воспользоваться властью над рынком и злоупотреблять своим господствующим положением.

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, целью которых является содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.

Законы о конкуренции затрагивают три определенные сферы функционирования рынка: структуру рынка, экономическое поведение и экономический результат. Вследствие этого, законы о конкуренции классифицируются, исходя из объектов их влияния: на результат рынка (прямое вмешательство) или на экономическое поведение и структуру – косвенным образом. власти. Таким образом, объектами регулирования антимонопольного законодательства являются:

1. Монополизация рынка.

2. Горизонтальные и вертикальные соглашения.

3. Недобросовестная конкуренция.

4. Антиконкурентные слияния фирм.

5. Картельные соглашения.

6. Ценовая дискриминация.

Таким образом, основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов с целью повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности экономики. Глобальной целью антимонопольной политики является создание для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

Оптимизация экономической структуры рынка предполагает:

· Поддержку малого предпринимательства и формирование конкурентной среды.

· Контроль за процессами концентрации.

· Проведение политики демонополизации производства и обращения.

Воздействие на экономическое поведение субъектов предполагает:

· Предупреждение и пресечение горизонтальных и вертикальных соглашений.

· Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

· Предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением.

Корректировка экономических результатов предполагает:

· Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров.

· Контроль за государственной и муниципальной помощью.

· Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов

В зависимости от различных критериев классификации можно выделить разнообразные модели антимонопольного регулирования, применяемые в странах с учетом специфики экономической и политической систем, а также с учетом исторического развития национальных экономик.

По методам воздействия выделяют административное и нормативное регулирование. Административное регулированиестроится на противодействии недобросовестной конкуренции и призвано защищать процесс конкуренции в сравнительно зрелых экономиках. Наиболее строгими законами о конкуренции являются законы США, Германии и ЕС.

По направлению регулирования выделяются законы против недобросовестной конкуренции, антитрестовские и антикартельные. В большинстве государств деятельность по пресечению недобросовестной конкуренции строится на основе общих норм гражданского права, но в некоторых странах (Франция, Германия, Швейцария, Чехия, Польша) существуют специальные законы. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям и концернам, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности фирм, входящих в такой союз (США, Швеция, Канада). Антикартельные законы противодействуют горизонтальным и вертикальным соглашениям, имеющим целью раздел рынков сбыта, поддержание цен и др. (Германия, Канада, Великобритания, Венгрия).

Проведение антимонопольной политики обычно происходит через систему национального права, а также через систему административных органов. Во многих государствах институты, в обязанность которых входит проведение антитрестовского законодательства, строятся в соответствии с одной из двух моделей:

· Административной (политической) системы – когда ответственность за применение закона возлагается на административный орган, часто прикрепленный к министерству экономики, при наличии значительного политического влияния (Великобритания, Испания, Швеция).

· Юридической системы, предусматривающей применение антитрестовского законодательства, судебной системы, что позволяет избежать вмешательства по политическим соображениям (США, Германия, Австралия, Япония, Корея, Канада, Франция).

 

§ 10.3. Особенности антимонопольного регулирования в России

Становление антимонопольной политики в России происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 года, после принятия Закона РСФСР № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики[73]. При разработке данного Закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также особенности переходного состояния экономики РФ.

На протяжении развития рыночной экономики Закон «О конкуренции…» претерпевал изменения, и к 2005 году стало очевидно, что положения действующего на тот момент Закона «О конкуренции…» не в должной мере отвечал экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разработка принципиально нового Закона «О Защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г. Новый Закон «О защите конкуренции» разработан в целях становления законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Особенностью изменений в структуре Закона является включение порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений, появились два новых раздела, включающих антимонопольные требования к торгам и организации государственной и муниципальной помощи, а также правила рассмотрения дел. Одной из существенных новаций закона является введение четких и ясных критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом. Основными положениями Закона «О защите конкуренции» являются:

I. Общие положения.

II. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция.

III. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и Центрального банка РФ.

IV. Антимонопольные требования к торгам и отбору финансовых организаций.

V. Государственная и муниципальная помощь.

VI. Функции и полномочия антимонопольного органа.

VII. Государственный контроль за экономической концентрацией.

VIII. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

IX. Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Целевым значением Реестра в современных условиях является подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка с целью осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретением акций в уставном капитале.

Реализация конкурентной политики возможна только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В 1990 г. впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация Министерства РФ по антимонопольной политике, созданного в 1998 г. В связи с Указом Президента[74] были выделены базовые положения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), объединяющей в себе основные функции упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Функциями антимонопольных органов являются:

· Выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения.

· Предупреждение и пресечение фактов нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Единственным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и дальнейших действий являются обращения потребителей, где обосновывается вред, причиняемый, по их мнению, их финансовым интересам.

· Рассмотрение ходатайств (уведомлений) о сделках и действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Уведомление антимонопольного органа о сделках становится добровольным, причем предварительное и добровольное обращение за разрешением на совершение сделки в случае положительного решения органа создает иммунитет от дальнейшего судебного преследования сделки по искам потребителей.

· Надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и о рекламе.

· Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу.

· Осуществление контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов.

Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности МАП России и поддержки малого бизнеса возлагаются на Министерство экономического развития и торговли РФ. Сфера защиты прав потребителей возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности ФАС России руководствуется конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности. ФАС России подчиняется непосредственно главе правительства.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Федеральный антимонопольный орган в пределах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурентной среды и предпринимательства, а также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, таким образом, территориальные органы выполняют функции ФАС в рамках отведенных им территорий РФ. В ведении ФАС России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ. Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и имеют централизованное подчинение ФАС.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в хозяйствующие субъекты для получения документов и информации, необходимых антимонопольному органу. В свою очередь коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти, физические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы причины существования государственной отраслевой политики?

2. Каковы цели государственной отраслевой политики?

3. Каковы основные принципы государственной отраслевой политики?

4. На какие вопросы должны получить ответы органы управления перед принятием того или иного метода государственного воздействия на функционирование рынка и почему?

5. Каковы цели и задачи антимонопольной политики государства?

6. Каковы действия антимонопольных органов, если рассматривать их в соответствии методологии «структура – поведение - результат»?

7. Какие органы осуществляют антимонопольное регулирование в России?

8. Каковы функции антимонопольных органов в России?

Тест:

 

1. Причинами антимонопольной политики являются: a) несостоятельность рынка вследствие информационной асимметрии; b) внешние эффекты; c) злоупотребление экономической властью крупными фирмами.  
2. Государственное регулирование представляет собой: a) «хирургическое» вмешательство в функционирование рынков; b) постоянный мониторинг и постоянное воздействие инструментов отраслевой политики на функционирование рынков; c) a) и b) верны.  
3. К характеристике пассивной – наступательной политики можно отнести: a) политика улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения субъектов; b) государство лишь противодействует возникновению и использованию экономической власти фирм; c) использование импортных / экспортных тарифов и квот.  
4. К характеристике активной –наступательной политики можно отнести: a) использование импортных / экспортных тарифов и квот; b) направленное воздействие государства на решения экономических агентов; c) содействие конкретным типам экономической активности, например посредством налоговых и финансовых льгот, антиинфляционных мер.  
5. Антитрестовские законы направлены на: a) противодействие союзам, объединениям и концернам, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности фирм, входящих в такой союз; b) противодействие горизонтальным и вертикальным соглашениям, имеющим целью раздел рынков сбыта, поддержание цен и др; c) а) и b) неверно.  
6. В Великобритании, Испании, Швеции институты, в обязанность которых входит проведение антитрестовского законодательства, строятся в соответствии с моделью: a) административной (политической) системы; – когда ответственность за применение закона возлагается на административный орган, часто прикрепленный к министерству экономики, при наличии значительного политического влияния; b) юридической системы, предусматривающей применение антитрестовского законодательства, судебной системы, что позволяет избежать вмешательства по политическим соображениям; c) а) и b) неверно.  
7. Следующие из перечисленных функций не входят в функции Федеральной антимонопольной службы: a) надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и о рекламе; b) принятие нормативных правовых актов и поддержка малого бизнеса; c) предупреждение и пресечение фактов нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Вопросы для дополнительного самостоятельного изучения:

1. Оливер Уильямсон. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния.

2. Цели и инструменты современной протекционистской политики в России.

3. Американская модель антимонопольного регулирования.

4. Модели антимонопольного регулирования в странах Европейского союза.

5. Сравнительная характеристика антимонопольной политики в США и в странах ЕС.

6. Структура Закона «О защите конкуренции»: содержание основных положений.

7. Эволюция структуры и функций органов антимонопольного регулирования в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. М.: 2003.

2. Авдашева С.Б. Анализ струкутры товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: ТЕИС, 1998.

3. Вурос А., Разанова Н. Экономика отраслевых рынков. М: МГУ, ТЕИС, 2001.

4. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В.М. Гальперина. – СПБ.: Экономическая школа. 2000.

5. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5. Под ред. А.Г. Слуцкого. – СПБ.: Экономическая школа. 2003.

6. Гречишкина И.В., Шаститко А.Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.

7. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Издательство «Омега - Л», 2007.

8. Кудряшова Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Конкуренция, конкурентоспособность и экономическая политика (оценки руководителей промышленных предприятий). Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №178. М.: Московский общественный научный фонд; Некоммерческое партнерство «РЭБ-Мониторинг», 2006.

10. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога. – М.: Издательство «Альфа - Пресс», 2007.

11. Мельников В.И., Дадонов В.А., Ветрова О.Б., Меньшиков В.В. Новые инструменты управления: бренд-менеджмент. // Менеджмент в России и за рубежом 2008., май-июнь.

12. «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

13. Пирогов А.Г. Особенности слияний и поглощений Российских компаний. // Управление компанией. Источник: http://www.rcb.ru

14. Слияния и поглощения. Путеводитель по рынку профессиональных услуг (Серия путеводителей справочников «Проверено. Коммерсант»). М.: Альпина Бизнес –Букс, The Platzdarm Group. 2004.

15. Симагути Мицуаки Эпоха системных инноваций. – М: Миракл, 2006.

16. Скоч А.А. Синергетический эффект кластерообразующих инвестиций: методы количественной и качественной оценки // Менеджмент в России и за рубежом 2008., май-июнь.

17. Стерлигова А.Н. Сравнительный анализ результатов интеграции деятельности как объекта управления в организации.// Менеджмент в России и за рубежом 2008., май-июнь.

18. Тироль Жан Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. Пер.с англ. Под редакцией В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. Санкт Петербург: Экономическая школа, 2000.

19. Тутыхин В., И. Пылаева, Типология незаконных действий при захвате предприятия // Слияния и поглощения. 2005 г. №6

20. Фролова Н.Л. Инновационный процесс: потенциал рынка и государства. Микроэкономика нововведений. - М: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.

21. Хэй Дональд, Моррис Дерик Теория организации промышленности. В 2-х т. Пер с англ. Под. Ред. А.Г. Слуцкого. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1999.

22. Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: пер. с англ./ Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

23. Хузиятов Т.Д. Горизонтальная интеграция и формирование сетей в мировом контейнерно - терминальном бизнесе. // Менеджмент в России и за рубежом 2008., июль-август.

24. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса и предложения и рыночных структур. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999.

25. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М: ИНФРА – М, 1997.

26. economics.boom.ru

27. www.IFS.ru

28. www.econ.msu.ru/group/tutorial/plan seminarov2005.htm ·

29. www.sms-publishing.com/index.php?option=com_remository&Itemid=31&fun..

30. www.allmath.ru/appliedmath/micro/micro4/micro.htm

31. planetadisser.com/see/dis_123930.html

32. www.ido.edu.ru/development/lectures/503/Econ_otrasl_rinkov.htm

33. eup.ru/Documents/2002-09-05/F332.asp

34. econline.h1.ru/theorrutor.htm

35. www.eu.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=581&Item..

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ  
§ 1.1. Исторические предпосылки выделения раздела экономической науки «Industrial Organization».  
§ 1.2. Пассивное и активное поведение фирм. Альтернативные цели фирмы.  
§ 1.3. Системный подход анализа организации отраслевых рынков «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance».  
     
     
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА И АЛГОРИТМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
§ 2.1. Понятие отраслевого рынка, отрасли и структуры отраслевого рынка.  
§ 2.2. Алгоритм анализа конкурентной среды отраслевого рынка.  
     
     
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА  
§ 3.1. Продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка.  
§ 3.2. Определение товарного ресурса (емкости) рынка и расчет рыночной доли субъекта рынка.  
§ 3.3. Показатели рыночной концентрации.  
§ 3.4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.  
     
     
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ И ОЦЕНКА ПОТЕРЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
§ 4.1. Принципы функционирования совершенной конкуренции.  
§ 4.2. Принципы функционирования монополии.  
§ 4.3. Оценка потерь в результате деятельности монополии: «треугольник Харбергера» и X – неэффективность Лейбенстайна.  
§ 4.4 Естественная монополия и методы ее регулирования.  
     
     
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ  
§ 5.1. Дифференциация товара как основа монополистической конкуренции.  
§ 5.2. Модель поведения фирмы – монополистического конкурента Э. Чемберлина.  
§ 5.3. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.  
§ 5.4. Поведение фирм в области рекламы. Модель расходов на рекламу Дорфмана-Штайнера.  
     
     
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ ОЛИГОПОЛИИ  
§ 6.1. Картель как модель кооперированного поведения олигополистов.  
§ 6.2. Количественные модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке).  
§ 6.3. Ценовые модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке).  
     
     
ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ФИРМ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, СПОСОБЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  
§ 7.1. Понятие экономической власти фирм: единство стратегической и контрактной концепций.  
§ 7.2. Показатели экономической власти фирм.  
§ 7.3. Доминирующее положение как форма проявления экономической власти фирмы.  
§ 74. Формы и виды злоупотребления доминирующим положением.  
     
     
ГЛАВА 8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ФИРМ  
§ 8.1. Понятие и условия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация).  
§ 8.2. Ценовая дискриминация второй степени  
§ 8.3. Ценовая дискриминация третьей степени  
ГЛАВА 9. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ФИРМ  
§ 9.1. Понятие слияния и поглощения фирм  
§ 9.2. Классификация слияний и поглощений  
§ 9.3. Мотивы слияний и поглощений фирм  
     
     
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА  
§ 10.1. Понятие и типы отраслевой государственной политики  
§ 10.2. Государственная политика антимонопольного регулирования  
§ 10.3. Особенности антимонопольного регулирования в России  
     
     
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 


[1] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков/ Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1997. С.1

[2] Florence Sargent P. Loric of Industrial Organization. London, 1933

[3] Allen G.C. British Industries and Their Organization. London, 1933

[4] J. B. Clark. Essentials of Economic Theory, New York, 1909

[5] Frank H. Knight. Risk, Uncertainty and Profit, переиздание: London, 1933, 7th impression, 1948.

[6]Э. Чемберлин Теория монополистической конкуренции. М., ИЛ, 1959

[7] Mason E.S. Price and Production Policies of Large – Scale Enterprise / American Economic Review 29. 1939. Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956

[8] A. A. Berle. The Twentieth Century Capitalist Revolution, New York, 1955

[9] H. Hotelling, Stability in Competition, Economic Journal, 1929.

 

[10] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.

 

[11] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.

[12] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

 

[13] Портер М. Международная конкуренция./ пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

[14] Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Спб.: Питер Ком, 1999.

[15] О способах расчета емкости рынка см. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога.-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. С.19.

[16] Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка: доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации, доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта, доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке, доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

[17] Если считать рыночные доли в процентах, индекс Герфиндаля – Гиршмана будет принимать значения от 0 до 10000.

[18] - показатель дисперсии долей фирм на рынке, где - средняя доля фирмы на рынке, характеризует средний разброс рыночных долей относительно средней рыночной доли фирм.

[19] Помимо приведенных показателей, при расчете рыночной концентрации используются также индексы энтропии, Джини.

[20] В литературе они также носят название административных или «правительственных» барьеров.

[21] Источник «Бизнес Аналитика», данные по розничным ценам за восемь месяцев 2007 года.

[22] Там же.. Аудит розничной торговли за 2007 год. Общий объем рынка сигарет в РФ – 387 млнрд. штук.

[23] Данная формула выводится из соотношения

[24] Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю, еще в 1882 г. в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения страны снабжают водой частные фирмы.

[25] Во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями.

[26] В ряде стран единый электроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку на локальные компании – распределители энергии, производящие компании и национальную энергосистему. В системе железных дорог поддержание путевого хозяйства отделяется от организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.

[27] Доминирующая практика регулирования естественных монополий в США.

[28] Процедура согласования, например, в США в различных штатах различна. Компания считает издержки, капитал и стоимость капитала за год. Тарифный совет, назначенный штатом, сверяет собственные свидетельства с предложениями компании. Стороны в результате обсуждения либо приходят к соглашению, которое должно быть одобрено регулятором, либо передается дело на рассмотрение административного суда.

[29] Третьяк О. Брэнд - капитал: содержание, денежная оценка, управление. // Бизнес-менеджмент.,2001., №2. С.2-4.

[30] Lancaster K.J. New Approach to Demand Theory // J. Pol. Econ.1966. 74. P.132-157.

[31] Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./ Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. С. 389.

[32] Dorfman R., Steiner P.O. Optimal Advertising and Optimal Quality // Amer. Econ. Rev. 1954. 44. P. 826-836.

[33] Sutton C.J. Advertising, Concentration and Competition // Econ. J. 1974.84. P56-59. Cable J. Market Structure and Corporate Behavior. London, 1973. P. 105-124.

[34] В совершенной конкуренции каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для других фирм, хотя сокращение выпуска даже одной фирмы выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание.

[35] http://cnews.ru

[36] Очевидно, что один и тот же уровень прибыли может достигаться при различных комбинациях объемов выпуска остальных фирм. Множество таких комбинаций, соответствующих одному и тому же уровню прибыли, образуют изопрофиту. Олигополист в процессе принятия решений рассматривает семейство изопрофит, каждая из которых отвечает одному из возможных уровней его прибыли.

[37] В данном случае кривые изопрофиты рассматриваются в n-мерном пространстве цен, а не выпусков и представляют множества комбинаций цен олигополистов, соответствующих одному и тому же уровню прибыли одного из них.

 

[38] Holton R. Economy and Society. London, Rouledge. 1991, p.110.

[39] Gellhorn E., Kovacic W.E. Antitrust Law and Economics, St. Paul, Minn: West, 1994.

[40] Fingleton J. Undefining Market Power, Trinity Economic Paper Series, working paper, 2000.

[41] Robertson D.H. The control of Industry. P.85.

[42] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[43] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[44] Knight F. H. Risk, Uncertaainty and Profit. London? 1933.

[45] Третьяк В.П. Рыночная власть фирмы: формы проявления, показатели. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы./ Под ред. К.А. Хубиева. Ч.». – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.

[46] Абба П. Лернер Понятие монополии и измерение монопольной власти. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[47] Модифицированный индекс Лернера с учетом оценки цены брэнда.

Индекс Лернера позволяет вывести коэффициент, оценивающий рыночную власть фирмы, учитывая влияние брэнда на положение фирмы на рынке. В. П. Третьяк рассматривает разницу между ценой и предельными издержками близкой к цене брэнд – капитала, поэтому отношение цены брэнда к собственному капиталу фирмы является также олицетворением степени рыночной власти фирмы на отраслевом рынке.

.

 

[48] Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным.

[49] Clarke R, Davies S, Waterson M. The Profitability-Concentration Relation: Market Power or Efficiency? / / Journal of Industrial Economics, 1984, vol. 32.

[50] Lindenberg E. B. and Ross S.A. Tobin’s Ratio and Industrial Organization // Journal of Business, 1981, vol. 54.

[51] Типовой закон «О конкуренции» // Материалы ЮНКАД по проблематике законодательства политики в области конкуренции. Женева: ООН, 2001.

[52] Разъяснение Комиссии EC при решении дела компании Continental Can, 1972.

[53]Практикум по доминирующему положению и злоупотреблению доминирующим положением TACIS.M.,1998.

[54] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.

[55] Первым в истории случаем коллективного доминирования стало дело компаний «Italian Flet Glass», когда суд наложил штрафные санкции на несколько производителей стеклянной посуды за одновременное повышение цен на свою продукцию. В данном случае имело место коллективное доминирование, так как все три производителя неоднократно обменивались своей продукцией между собой и представлялись потребителю как одно предприятие.

[56] Ст. 86 Римского договора.

[57] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[58] Положения статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[59] Статья 82 Амстердамского договора запрещает «любое злоупотребление одним или несколькими предприятиями своим доминирующим положением на Общем рынке или его значительной части…, если это может негативно отразиться на торговле между государствами-членами» Злоупотреблением доминирующим положением может считаться:

· прямое или косвенное установление несправедливых цен купли – продажи или условий покупки, или иных несправедливых условий торговли;

· ограничение производства, торговли или технического развития во вред потребителям;

· применение различных условий к эквивалентным сделкам с другими торговыми партнерами, что тем самым ставит их в невыгодные условия;

· включение в контракт условий, не имеющих отношения к предмету самого контракта.

[60] Статья 2 закона Шермана гласит: «Всякое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать, либо вступает в союз или сговор с другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении уголовного (тяжкого) преступления.»

[61]Дискриминация возникает, когда предприятие вводит различные условия для покупателей, находящихся в одинаковом положении или когда эквивалентные сделки заключаются на неравноценных условиях. То есть дискриминация не возникает в случае существования разных условий для различных групп потребителей. Но если отсутствует экономическое обоснование и различным группам потребителей предлагаются товары на одинаковых условиях, то подобная ситуация также носит дискриминационный характер.

[62] Комиссией ЕС была серьезно оштрафована компания «СИ», являющаяся производителем химических препаратов, приостановившая поставки своей продукции фармацевтической компании «З», которой данная продукция необходима. Так компания «СИ» пыталась оградить свою деятельность в сфере производства фармацевтических препаратов от конкуренции. Ситуация усугубилась тем фактором, что на релевантном рынке отсутствовали другие поставщики химических препаратов и компании «З» пришлось покинуть рынок. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.

 

 

[63] Статистические материалы Министерства по антимонопольной политике РФ за 1999-2003 гг. и ФАС России за 2004-2005 гг.

[64] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.241-242.

[65] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[66] Величина аккордного взноса равна потребительскому излишку соответствующей группы потребителей.

[67] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть1, 2 и 3.- М.: Изд-во РИОР, 2006.-560 с.

[68] Путеводитель по рынку профессиональных услуг. Слияния и поглощения. М.: Бизнес Букс, 2004. – 192 с

[69] Алексеев В.Л. Слияния и Поглощения // Эксперт. 2003 №4

[70] Инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе, при этом одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании не обязательны, или деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.

[71] Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1.-С.27-48.

 

[72] Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков., М.: 2003. С.254.

 

[73] Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

[74] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.