Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. 1. Как вам представляется, что более объемно, продолжительно и разнообразно: бытие вещей или бытие человека?




Занятие 11. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Как вам представляется, что более объемно, продолжительно и разнообразно: бытие вещей или бытие человека?

2. Объясните основные подходы к пониманию сущности субстанции.

3. Приведите несколько примеров идеального и материального. Произведение искусства материально или идеально?

4. Сколько форм существования материи вам известно? Приведите примеры.

5. Как вы понимаете определение: материя – объективно-субъективная реальность?

6. Дайте определения основным понятиям.

 

 

1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой.

2. Движение и развитие.

3. Пространство как философская категория.

4. Время в философских концепциях.

5. Философский принцип материального единства мира.

6. Синергетика. Системный подход.

Атрибут, модус, субстанция, материя, движение, апории, формы движения материи, свойства движения, покой, развитие, субстанциональная концепция, реляционная концепция, динамическая концепция времени, статическая концепция, пространство, показатели пространства, время, свойства времени, простанственно-временной континуум, теории струн, структурность, информация, отражение, диалектика, синергетика.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.323-325, 335-342.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С. 243-258.

 

Дополнительная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999. Гл. XV – XVII.

Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х т. М., 1989. Т. 2., гл. V, VI.

Молчанов Ю.В. Четыре концепции времени в философии и физике. М.,1977.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. Гл. 9.

Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С. 437-441, 474-488.

Щавелев С.П. Основы философии. Электронный учебник. – Курск, 2006.

 

1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой

Атрибут - это всеобщее, неотъемлемое свойство субстанции. Атрибуты проявляются у всех явлений природы и познаются как действительная сущность материи. К атрибутам материи относят движение, пространство и время, отражение и информацию, структурность, качественную неисчерпаемость и др.

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.

В истории философии постоянно поднимался вопрос, является ли движение атрибутом, т.е. всеобщим, неотъемлемым, универсальным свойством материи или только ее модусом, т.е. частным свойством, которое может быть, а может и не быть.

Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Античная философия в лице Гераклита и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов.

В то же время трудности постижения процесса движения в логике понятий посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые, в противовес чувственным впечатлениям, заставляли усомниться в движении как в атрибуте материи.

Аристотель выделял четыре возможных вида движения: возникновение и уничтожение; количественные измене­ния; качественные изменения; механическое перемещение. Наличие движения Аристотель обосновывал через вечный абсолютно непод­вижный перводвигатель (Бога).

Мыслители эпохи Возрождения были уверены, что всякое бытие, от Вселенной до мельчайших частиц, приводится в движение присущей ему душой. Преимущественное развитие механики в XVII - XVIII вв. привело к тому, что движение стали рассматривать только как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. Ограниченность метафизических представлений была связана с отношением к движению как модусу с убеждением в необходимости первотолчка.

В истории философии первым, кто обосновал атрибутивный (всеобщий) характер движения был Джон Толанд. Философы-материалисты XVIII в., такие как Д. Толанд и Д. Дидро признавали движение атрибутом материи и понимали его как всеобщую внутреннюю активность.

Компромиссную позицию заняли И. Ньютон и Р. Декарт. По их мысли, Бог, подоб­но мастеру-часовщику, запустил маятник огромных мировых часов, а далее они уже идут по своим собственным законам.

С возникновением философской системы Г. Гегеля по-новому стал рассматриваться вопрос об источнике движения. Любое изменение (движение) состоит из противоположных моментов устойчи­вости (покоя) и изменчивости, дискретности и непрерывности. Ис­точник движения, по Гегелю, есть внутреннее противоречие или противоречивое явление. "Противоречие есть жизненный нерв вся­кого движения".

О конкрет­ных формах движения в науке и философии после Гегеля стали говорить в середине XIX века. С именем Ф. Энгельса связано вы­деление следующих форм движения материи: механическая, физи­ческая, химическая, биологическая и социальная. На сегодняшний день нам стало ясно, что в рамках каждой из вышеперечисленных форм можно выделить множество других. В физике, например, появились такие формы как ядерно-полевая, электрическая, квантово-механическая, тепловая и др.

Несмотря на связь и взаимопереходы, каждая форма движе­ния материи обладает качественным своеобразием. Относительно высокая форма движения материи включает в себя относительно более низкие, но не сводится к последним, не разлагается на них без остатка. Если процесс такого сведения осуществляется, то это есть проявление редукционизма. Так, понятно, что человека нель­зя представить как совокупность атомов, молекул, органов, авто­номных частей и даже как целостный биологический организм. Человек есть нечто большее, существо социокультурное, обла­дающее сознанием, а это-то как раз и ускользает от нас при ре­дукционизме.

В современной философии понятие движения истолковывается как любое изменение вообще.

Из всего вышеизложенного видно, что движение обладает сле­дующими свойствами:

- движение объективно, то есть оно существует независимо воли наблюдателя и его знаний о нем;

- движение абсолютно (всеобще), то есть оно существует всю­ду, везде и всегда, где есть материя;

- движение относительно, то есть оно существует не вообще, а в виде конкретных форм движения, рассматриваемых друг относи­тельно друга, каждая из которых конечна, относительна и прехо­дяща;

- движение противоречиво, ибо выступает в неразрывном един­стве двух противоположных моментов: момента устойчивости и мо­мента изменчивости;

- движение непрерывно, существует всегда, пока есть материя.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой:

1) временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта; в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен;

2) покой безотносителен как необходимое составляющее движения. Покой и движение неразрывны (механически движущееся тело покоится в механической форме движения).

 

2. Движение и развитие

Развитие— определенный вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием. Разница признаков того и другого представлена в виде таблицы:

 

Признаки движения: Признаки развития:
обратимость к исходным состояниям процесса, приобретающая цикличный, маятниковый характер; поступательность от одних стадий к следующим, пройденным безвозвратно;
разнонаправленность, доходящая до хаотичности неуправляемой массы изменений; однонаправленность к некоей цели, подчиненность определенной тенденции (прогрессу, регрессу, стагнации);
постоянство структуры и функций движущегося объекта; происходящие с ним изменения не аккуумулируются; качественные перемены структуры и (или) состава элементов развивающегося объекта;
стохастичность, т.е. открытость любым случайностям, нет связи между прошлыми и будущими состояниями системы, которые предсказать нельзя. закономерный, упорядоченный характер изменений в соответствии с определенной матрицей результата (цели).

 

 

Таким образом, развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта.

 

Выделяются две разновидности процессов развития:

1 - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного вида ее организации (лед, вода, пар);

2 - это процессы перехода от одного уровня к другому (смерть).

Развитие также подразделяется на:

- прогресс, при котором имеет место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления,

- регресс, когда движение происходит в обратном направлении, от более совершенных и развитых форм к менее совершенным,

- стагнацию, когда не происходит никаких качественных изменений. Впрочем, стагнацию можно считать примером регресса, в соответствии с философской формулой: «Что не прогрессирует – деградирует».

3. Пространство и время как философские категории

Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время являются формами, которые его организуют. Материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Отделение их от материального мира возможно лишь в процессе абстрагирования.

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) - трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища совокупности атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены такой возможности. Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура, Лукреция, в Новое время – Ньютона, объективно, однородно, бесконечно. Оно есть вместилище совокупности атомов. Время отождествимо с вечностью - это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему, оно есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его идеи развивали в Новое время Г. Лейбниц и Р. Декарт. Взгляды Аристотеля составили суть реляционной концепции. Он отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю, пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами.

Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается ни чем иным, как последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, числом движения в связи предыдущего и последующего.

На протяжении XVIII - XIX вв. субстанциональная концепция - концепция абсолютного пространства и времени стала ведущей как в философии, так и в естествознании. По своему существу эта концепция была метафизична, так как разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Получалось, что могло существовать чистое пространство вне материи и время, абсолютно не связанное с материальными процессами. Пространство и время выступали как пустые вместилища вещей и событий. Против этих утверждений энергично выступил Г. Гегель, который полагал, что чистого пространства и времени не существует, есть только "наполненное пространство", а время есть становление, возникновение и прохождение всех предметов, процессов и явлений.

Естественнонаучные аргументы, опровергающие метафизические представления о природе пространства и времени, стали складываться лишь к концу XIX в. с возникновением в физике электромагнитной теории. Ее развитие привело к необходимости отбросить представления о пустом пространстве. Первоначально его заменили эфиром, который выполнял роль представителя "всюду заполненного", но все же абсолютного и ни от чего не зависимого пространства. Позднее эти представления также были отвергнуты.

Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени, в рамках объективного идеализма Гегеля не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. С точки зрения представителей субъективно-идеалистической линии в философии, пространство и время - это способ расположения впечатлений, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. И. Кант трактует пространство и время как формы человеческой чувственности, т.е. формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный пространственно-временной образ. Для Дж. Беркли и Э. Маха пространство и время - это формы упорядоченных рядов ощущений. Английский махист К. Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещи; пространство - это порядок или категория восприятия предметов, а время - это категория восприятия событий. Русский ученый А.А. Богданов считал пространство и время продуктами организующей и гармонизирующей человеческой мысли.

Метафизическая субстанциональная концепция пространства и времени была преодолена в ходе развития науки в XIX-XX вв. Н. Лобачевский, Г. Риман высказали предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. В специальной теории относительности А. Эйнштейна было установлено, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности Эйнштейна показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.

В современной философии пространство можно определяется как взаимное расположение и одновременное сосуществование материальных предметов; структурированность объективного мира.

Универсальными показателями пространства считаются:

- протяженность (и, сооответственно, метричность) материи, что позволяет определять расстояния между рядоположенными объектами, их частями; выяснить их взаимодействие;

- симметричность макромира, где имеются три равноправные измерения пространства, создающие его объемность;

- безграничность, которая должна пониматься не количественно (отдельные участки мироздания как раз предельны), а качественно, — в смысле безусловности и открытого разнообразия уровней пространственной организации материи;

- изо­тропность, т.е. качественная однородность в макромире, что касается пространственного устройства микро- и мегамиров, то они, скорее всего, в этом отношении неоднородны (исчезающе малые пространственные интервалы там порождают догадки ученых о “зернах” или же “квантах” пространства, между которыми оно “сворачивается” в “черные дыры”, замкнутые области Вселенной, где пространство проявляет асимметрию свойств, когда векторы “правого и левого”, “верха и низа” и т.п. не полностью идентичны по своим качествам).

Таким образом, пространство — вовсе не пассивная и инертная среда для протекающих в нем материальных процессов, но активная сила, на эти процессы влияющая. Пространство складывается из разнокачественных и в свою очередь многоуровневых миров, каждый из которых ограничен по сравнению с другими; бесконечна их совокупность. Пока самый большой пространственный интервал, известный науке, — расстояние до отдалённых галактик, видимых в телескопы: 1027 световых лет, что равно 5 миллиардам световых лет (световой год — расстояние, пробегаемое в течение года светом, движущимся со скоростью 300 000 км в секунду). Самые же малые пространственные интервалы в природе, измеренные на сегодняшний день, — диаметр атомного ядра: 10-12 см и диаметр сердцевины нуклона: 10-13 см.

 

4. Время в философских концепциях

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое существует в воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем.

Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.

Другая концепция - статическая - не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение "раньше - позже".

Время в самом широком смысле этого понятия представляет собой последовательное существование сменяющих друг друга состояний некоторого материального процесса; необратимая последовательность и длительность отдельных событий при существовании материальных систем.

Время имеет следующие свойства:

- длительность;

- одно­направленность (от прошлого к будущему), и, потому, по сути, необратимо;

- размеренность — так, что физико-математическое (во многом условное — календарное, эталонное) время, причем опять-таки в масштабах макромира, монотонно, не знает перерывов, измеряется в одинаковых единицах отсчета; тогда как астрофизическое и квантово-механическое, тем более биологическое и социальное времена могут менять ритм, ускоряться или замедляться, даже прерываться;

- вечность.

 

Немецкий математик Г. Минковский, анализируя теорию относительности, пришел к выводу, что следует вообще отка­заться от представления о пространстве и времени как отдель­но друг от друга существующих характеристиках мира. На самом деле, утверждал Минковский, есть единая форма суще­ствования материальных объектов, внутри которой простран­ство и время не могут быть выделены, обособлены. Поэтому нужно понятие, которое выражает это единство. Но когда дело дошло до того, чтобы обозначить это понятие словом, то нового слова не нашлось, и тогда из старых слов образовали новое: пространственно-временной континуум.

Это пространство-время, выступает как единое четырехмерное многообразие: три координаты, характеризующие простран­ство, и одна координата, характеризующая время, не могут быть отделены друг от друга. А в целом свойства пространства и времени определяются совокупными воздействиями одних событий на другие.

Следует выделить общие свойства пространства и времени:

- объективность, то есть пространство и время существуют неза­висимо от воли и сознания людей;

- абсолютность пространства и времени, то есть не существует материального объекта вне пространственно-временных характери­стик;

- относительность пространства и времени означает зависи­мость их существования от свойств движущейся материи, то есть, нет пространства и времени как таковых, а речь должна идти о конкретных пространствах и временах, каждое из которых конеч­но, относительно и преходяще;

- противоречивость пространства и времени выражается в единстве протяженности (непрерывности) и дискретности (прерыв­ности) пространственной структуры. Время есть единство длитель­ности и мгновенности. Мгновенность есть момент "сейчас", лишен­ный длительности, а длительность - продолжительность существо­вания, его сохранение.

 

Некоторые авторы убеждены, что к общепринятым атрибутам следует добавить структурность материи, информацию и отражение и др. Рассмотрим некоторые из них.

Структурность. Структурность выражает устойчивый мо­мент материальных и духовных процессов. Сохранение во време­ни процесса изменения, полагают одни философы, обусловлено структурой этого изменения. Другие философы, наоборот, осно­вой структуры полагают время (время - основа структурности). Третьи философы в основе мира видят идеальное бытие (Платон, Г. Лейбниц, Н. Гартман). Основываясь на структуре идеального бытия, материальный мир является одним из возможных миров. Мир идеального - это структура всей полноты возможного для реального материального мира. Структурность материи выводима из структурности идеального (духовного) бытия.

Г. Гегель полагал любую структуру как продукт развития, а в ее основе усматривал внутреннее противоречие. Каждый атрибут представляет собой противоречивое единство, или целое состоящее из противоположностей, поскольку в одном отношении он выступа­ет как один атрибут, а в другом как прямо противоположный. То же касается атрибутов устойчивости и изменчивости, непрерывно­сти и дискретности. Таким образом, структурность может быть рас­сматриваема как атрибут материи поскольку она выражает связь между атрибутами самой материальной субстанции.

Отражение и информация. Отражение проявляется как результат взаимодействия любых материальных систем и означает воспроиз­ведение свойствами одной системы свойств другой системы. Оно является всеобщим свойством, атрибутом материи. По­скольку отражение тесно связано с формами движения и взаимо­действия, оно также образует ряд соответствующих форм: физиче­ское, химическое, биологическое, психологическое и социальное отражения. В процессе взаимодействия и отражения происходит передача информации от одной системы к другой. Информацию можно определить как меру упорядоченности (Н. Винер). В про­цессе взаимодействия и отражения мера упорядоченности одной системы воспроизводится другой системой в той или иной степени изоморфности (одинаковости). Вряд ли можно отыскать исключе­ние в мире материальных взаимодействий, где бы не совершались информационные процессы. Информацию наряду с отражением некоторые считают всеобщим свойством материальных систем. А. М. Мостепаненко, например, писал, что "информационные процессы име­ют столь же широкую степень общности как и энергетические (в живой и неживой природе). Любая энергетическая связь предпола­гает какую-то передачу упорядоченности элементов и структур в пространстве и во времени".

5. Философский принцип материального единства мира лежит в основе представлений о единстве физических законов, действующих в нашей Вселенной. Это побуждает искать такие фундаментальные связи, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явле­ний и процессов. Вскоре после создания общей теории относи­тельности Эйнштейн поставил перед собой задачу объедине­ния электромагнитных явлений и гравитации на некоторой единой основе. Проблема осложнилась тем, что в ходе исследо­вания микромира выявились новые, прежде неизвестные вза­имосвязи и взаимодействия.

Современному физику приходится решать задачу объединения четырех видов взаимодействий:

- сильного, за счет которого нуклоны стягиваются в атомное ядро;

- электромагнит­ного, отталкивающего одноименные заряды (или притягиваю­щего разноименные);

- слабого, регистрируемого в процессах ра­диоактивности;

- гравитационного, определяющего собою взаимодействие тяготеющих масс.

В настоящее время в институте высших исследований в Принстоне (США) Эдвард Уиттен, со­здал теорию, преодолевающую серьезные теоретические трудности, с которыми до сих пор сталкивались квантовая тео­рия и общая теория относительности. Сделать это ему удалось за счет присоединения к известному и наблюдаемому четырех­мерному пространству-времени еще шести измерений. Эта теория получила название теории струн.

Таким образом, получился необычный, десятимерный мир, свойства кото­рого определяют собою весь известный нам мир элементар­ных частиц и гравитацию, а, следовательно, и макромир обычных для нас вещей, и мегамир звезд и галактик. Дело за «малым»: надо найти способ, выражающий переход от 10-мер­ного к 4-мерному миру. И поскольку пока эта задача не решена, многие физики рассматривают теорию Уиттена как игру вооб­ражения, математически безупречную, но не соответствующую реальному миру. Хорошо сознавая всю сложность и не­обычность, Уит­тен говорит, что теория струн — это часть физики XXI в., кото­рая случайно попала в XX. По-видимому, именно физика XXI в. вынесет свой приговор теории струн, так же как физика XX вы­несла его теории относительности и квантовой теории.

Наука в XX в. продвинулась так далеко, что многие теории современных ученых, подтвержденные практикой, показались бы просто фантазиями ученым XIX века и представляются фан­тастическими большинству людей, которые не связаны с нау­кой. Это относится и к общефизическим теориям, описываю­щим пространство, время, причинность в разных сферах мате­риального мира, на разных ступенях структурной организации материи и на разных этапах эволюции Вселенной.

6. Синергетика. Системный подход

 

Одной из характерных черт современной философии является мультипарадигмальность - разнообразие научных парадигм. При этом парадигмы не следует отождествлять с научными теориями, обилие которых было присуще философии во все времена. Под парадигмами понимаются " при­знанные всеми научные достижения, которые в тече­ние определенного времени дают научному сообщест­ву модель постановки проблем и их решения" (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.11). Т.е., парадигмы это основополагающие идеи. Сего­дняшний уровень развития философии отличается тем, что каждая вновь возникшая парадигма не отме­тает с ходу всех предшествующих (как бывало в науке ранее), а зачастую опирается на них и предлагает лишь еще один угол зрения на исследуемый круг проблем. Реальность настолько сложна, что в отношении одно­го и того же объекта могут действовать две различные и даже противоположные теории - естественно, в оп­ределенной мере и при определенных условиях ("принцип дополнительности"). Понимание это­го, без преувеличения, и стало главным открытием ХХ столетия.

Среди научных парадигм особую популярность приобрела синергетика - учение о самоорганизации и саморегулировании сложных систем. Она зародилась в недрах естест­венных наук - химии, физике, математике, биологии - и первоначально не выходила за их пределы. Однако впоследствии идеи синергетики проникли в филосо­фию и благодаря своему мощному методологическому потенциалу оформились в качестве междисциплинар­ной концепции объяснения реальности.

В рамках синергетики описываются закономернос­ти функционирования и трансформации самооргани­зующихся систем. Эти закономерности не задаются в системе извне, а являются продуктом ее собственной деятельности, поэтому их истоки и содержание следу­ет искать внутри системы - в этом специфика синергетического подхода. Среди таких закономерностей наи­больший интерес для синергетики представляет механизм перехода от беспорядка к порядку. Само собой разумеется, это не абсолютные, а соотноситель­ные понятия. Некоторая упорядоченность присутству­ет в системе всегда, иначе последняя не была бы систе­мой, поэтому под "беспорядком" и "порядком" пони­мается лишь меньшая или большая степень упорядоченности. Для синергетики свойственно стремление выявить один, главный фактор, который оказывает основное влияние на процесс движения к "порядку" и которому подчинены все остальные пере­менные. Данный фактор условно именуется "парамет­ром порядка". Однако его действие во многом непред­сказуемо, и это не позволяет напрямую управлять раз­витием системы, т.е. переводить ее в иное, заранее определенное состояние. Всегда возможны случайнос­ти - флуктуации, т.е. отклонения от средних, равновесных состояний, обусловленные произвольным соче­танием факторов, и система постоянно обладает набо­ром вариантов дальнейшего развития. Точки, в кото­рых возникает выбор, "дерево альтернатив", именуются " точками бифуркации " (от лат. - "раздвое­ние", "разветвление"). Бифуркации - взрывные изменения, дающие новые, непредсказуемые на­правления эволюции. Это означает, в частности, что направление времени, а также направление эволюции любой системы не предзадано извне. Оно творится постоянно на уровне элементарных физико-хи­мических процессов. Саморазвитие, согласно Пригожину, — это постоянно осуществляемый «выбор на молекулярном уров­не», где господствует случайность, неустойчивость. Человеческое общество — это очень сложная сис­тема, способная претерпевать множество бифуркаций, что подтверждается множеством куль­тур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого пе­риода в истории человечества. Это вселяет в нас одновре­менно и надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабиль­ных, непреходящих законов. Мы живем в опасном и неопреде­ленном мире, внушающем не чувство слепой уверенности, а лишь чувство умеренной надежды.

Как видим, к достоинствам синергетики относятся ее гибкость, универсальность практичность, примени­мость практически в любой сфере. Диалектика, ки­бернетика, синергетика, формальная логика, систем­ный подход тесно взаимодействуют, обогащают друг друга, и это приводит к достижению качественно но­вых результатов. Парадигмы не просто сосуществуют, а взаимодополняют друг друга - такова, на наш взгляд, оптимальная схема научного познания. Диа­лектика как учение о всеобщей взаимной связи и развитии сама находится в связи с другими частями философии и с дру­гими науками и сама развивается.

Со второй половины XIX в. в связи с диалектикой начинает развиваться то направление в науке, которое в дальнейшем получило название системного подхода. Исследования в области биологии, а также исследование обще­ства как целостной системы, организация армий и военного производства, крупных машинных производств, работающих на общий главный конвейер, наконец, организация сети же­лезных дорог и сопутствующих им систем связи, телефонных сетей — таков далеко не полный перечень научных, социаль­ных и технических проблем, заставляющих обратить внима­ние на своеобразные типы объектов, составляющих их элемен­ты и системы взаимосвязи внутри этих объектов.

В 1954 г. австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи (1901—1972) организовал международное общество по разра­ботке общей теории систем. Он выдвинул программу по­строения общей теории систем. Одна из задач этой теории со­стояла в синтезе научного знания посредством выявления изо­морфизма (схожести) законов, установленных в разных облас­тях научного исследования как природы, так и общества. Эта программа ставила перед собой, по сути, те же задачи, которые решались диалектикой как общей теорией взаимосвязи и раз­вития. Однако категориальный аппарат был здесь иной, и к тому же широко использовались достижения таких новых наук, как кибернетика, термодинамика неравновесных процессов, синергетика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.