КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура анкеты
Тема 6. Построение анкеты
1. Структура анкеты. 2. Виды вопросов и их формулировка. 3. Расположение вопросов и ответов. 4. Предварительное опробование анкеты.
В анкете различаются вводная часть, или преамбула, разминочные вопросы, далее – основная часть и фоновая часть, которую называют иногда паспортичкой. Во вводной части кратко разъясняются задачи и важность исследования, объясняется, как заполнять анкету, и подчеркивается анонимность опроса. Пример вводной части: Уважаемые сограждане! Приглашаем Вас принять участие в опросе по оценке состояния дел в органах здравоохранения Вашего региона. Внимательно прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Обведите кружком номера ответов, которые соответствуют Вашему мнению, или напишите свой ответ в графе «Другое». Сведения, полученные в ходе опроса, будут использованы только в обобщенном виде.
Во вводной части не стоит использовать сложную терминологию, а также объяснять подробно смысл исследования, это может повлиять на ответы респондентов. Лучше не подчеркивать, что вас интересует, например, степень критичности отношения населения к органам здравоохранения, а использовать нейтральные формулировки, например, указать, что просто исследуется отношение населения к органам здравоохранения. Однако далее, в середине анкеты соответствующие вопросы могут присутствовать наряду с другими. Во второй части анкеты располагаются разминочные вопросы. Они вводят респондента в курс дела. Эти вопросы должны быть такими простыми, чтобы респондент сразу без трудностей начал заполнять анкету. В то же время эти вопросы должны задаваться не для проформы, но быть так или иначе связанными с задачей исследования. Обычно на этом уровне получают предварительную информацию о ситуации в целом. Третья часть анкеты – основная. Здесь группируются вопросы, позволяющие проверить рабочую гипотезу исследования. Их условно можно разделить на главные и уточняющие. Вопросы должны быть такими, чтобы можно было получить развернутую информацию о состоянии дел в данной сфере в виде так называемой сводной таблицы данных. В этой таблице указывается, сколько респондентов выбрали тот или иной вариант ответа по каждому вопросу, причем данные даются в абсолютных числах и в процентном соотношении (см. табл. 7.1).
Таблица. 7.1 Сводная таблица данных [4]
Получением такой сводной таблицы заканчивается так называемый описательный этап исследования. Затем можно переходить к аналитическому исследованию, в ходе которого проверяется, соответствует ли наша рабочая гипотеза реальному положению дел. В дальнейшем мы познакомимся с методами аналитического исследования. Четвертая часть – фоновые вопросы, или паспортичка. Она состоит из вопросов, касающихся демографических данных респондентов: пол, возраст, образование, род занятий, уровень материального благосостояния, семейное положение, национальность, срок проживания в данной местности и др. Конкретный состав этих вопросов зависит от направленности исследования. Фоновые вопросы важны, во-первых, для составления социально-демографического портрета выборки в целом и проверки этого портрета на соответствие свойствам генеральной совокупности. Во-вторых, их можно использовать для проверки дополнительных гипотез на наличие связи между ответами по основным вопросам и возрастом респондентов, полом, образованием и т. д. В-третьих, появляется возможность выяснения взглядов на исследуемые вопросы определенных демографических групп респондентов. Например, специально были отобраны отдельно анкеты респондентов 50 лет и старше. Обнаружилось, что эта подгруппа респондентов гораздо чаще признает изменения не в лучшую сторону в деятельности органов здравоохранения. Эти же респонденты склонны считать, что на улучшение деятельности этих органов могла бы положительно повлиять увеличение внимания к этой сфере средств массовой информации (телевидение, газеты), а с другой стороны, люди этого возраста чаще согласны с тем, что их самочувствие определяется не только уровнем медицины, но и неизбежными проблемами, связанными с их возрастом. А респонденты в возрасте от 30 до 49 лет включительно в большинстве своем считают, что условием улучшения деятельности органов здравоохранения является увеличение уровня оплаты труда врачей. Таким образом, используя данные по фоновым вопросам, можно получить более глубокое знание исследуемой проблемы. В конце анкеты обычно благодарят респондентов за оказанную помощь такими фразами, как «Спасибо за участие!» или «Большое спасибо за Ваши ответы!».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |